aryalev

aryalev

На днях в сообществе feministki развернулась горячая дискуссия в поводу публикации некой фотосессии ню с толстыми женщинами, в причудливых позах, должных напоминать зрителю эпоху Барокко. Как водится, зачастую дамы, аргументируя право провозгласить откровенно жирное тело "тоже" красивым, демонстрировали весьма мутные знания по истории искусства. Ссылки на некие абстрактные «толстые» времена - на ту же эпоху Барокко – когда якобы воспевались пышные формы, к сожалению, не выдерживают критики.

Кроме этого, некоторыми феминистками совершенно закономерно был поднят вопрос, насколько соответствует феминизму желание быть красивой и сексапильной, пусть и с оговоркой «в любом теле» сиречь в любом весе - отчего-то понимание "любого тела" рассматривается исключительно с позиций худобы и полноты. Поэтому кое кто из товарок предложил отказаться от патриархального понятия красоты, потому что оно объективирует женщину - так сказать, сбросить красоту с парохода современности. Это предложение не нашло одобрения, поскольку что такое будет непатриархальная красота, никто из спорящих не смог внятно сформулировать.

Античный канон гармоничного тела уверенно шагает сквозь века. Тициановские, рубенсовские - даже кустодиевские - «пышки» к огорчению женщин, пытающихся выдать себя за богиню хотя бы эпохи Барокко (Рококо, Бель Эпок и т.д.), не имеют с современными рыхлыми красавицами 100+ ничего общего. Это гладкие, рослые дамы с длинными ногами, крепкими плечами, нередко совсем не по-женски мускулистыми руками, широкими спинами и талиями, но неширокими бедрами, девичьей маленькой грудью, небольшим животом, аккуратными ягодицами. Это аристократки, к концу XVII века сменившие металлический корсет на корсет из китового уса и носившие тяжелые платья. В начале ХIХ века дамы ненадолго ослабили корсет, чтобы уже через 20 лет затянуть его еще безжалостней. Но, что характерно, даже в самые лютые "корсетные" времена обнаженные венеры и дианы по-прежнему изображались с естественной (широкой) талией: богини отдельно, модницы отдельно.

Картины Тициана

Даная,1553-54 гг.

Венера Урбинская, 1538 г.

Марс, Венера и Амур, 1530 г.

"Толстые" женщины Рубенса

Юпитер и Каллисто, 1613

Венера, Купид, Бахус и Церера, 1612-13

Три грации, 1639

Во второй половине ХIХ века в Америке Elizabeth Charlotte Stice, известная как "Fat Lady of the Circus", становится живым экспонатом цирка уродцев Барнума по причине своей полноты: свою цирковую карьеру она начала в возрасте 16 лет при весе 500 фунтов (227 кг). На момент смерти в 1899 году в возрасте 45 лет она весила более 650 фунтов (295 кг).

Ее считали самой тяжелой женщиной Америки. Тем не менее, «Толстой леди» далеко до нашей современницы, тоже американки Майры Гонзалес с рекордным весом 470 кг, впрочем, Майра занялась своим здоровьем и в 2013 году весила уже 91 кг.

В то время как в цирке на «Толстую леди» глазели как на диковинку, танцовщицы, певицы и просто содержанки старались привлечь поклонников побогаче и познатнее. Некоторым особо ловким красавицам это неплохо удавалось:

Жанна Турбе, в замужестве графиня де Луан

Кора Перл

Лола Монтес

Ф аворитка короля Баварии Людвига I в 1846-48 гг. оказывала сильное влияние на политику королевства вплоть до отречения от престола Людвига I во время революции 1848 г.

Маргарита Белланже

В начале 1860-х стала любовницей императора Наполеона III ; в1865 году их связь была разорвана. После 1870 она переехала в Англию, вышла замуж за богатого лорда, впоследствии бросила его.

По некоторым предположениям, была моделью Эдуара Мане для его картины Олимпия ( 1863 ), вызвавшей общественный скандал.

***

Из литературы:

«Флора, когда-то высокая и стройная, растолстела и страдала одышкой, но это было еще ничего. Флора, которую он помнил лилией, превратилась в пион, но это бы еще тоже ничего. Флора, чье каждое слово, каждая мысль когда-то казались ему пленительными, явно стала болтлива и глупа. Это уже было хуже. Флора, которая много лет назад была наивным и балованным ребенком, желала и сейчас остаться наивным и балованным ребенком. И это было самое худшее./…/ …теперь, глядя на Флору, он против воли замечал, что она большая охотница до портеру, что чувствительные воспоминания не мешают ей отдавать должное хересу и что нажитая ею дородность не составляет необъяснимого чуда.» Чарльз Диккенс, «Крошка Доррит», 1852 год.

«Онa былa в отчaянии от своей полноты и, чтобы скрыть ее, зaтягивaлaсь в черные шелковые плaтья. Но ее крaсивaя головa, обрaмленнaя темными волосaми, былa все еще прелестнa/…/ …Анриеттa погляделaсь в зеркaло и сновa зaметилa резким тоном:

- Вы, прaво, шутите, мaдемуaзель? Теперь еще хуже прежнего… Смотрите, кaк стягивaет грудь. Я похожa нa кормилицу.

Тут Денизa, совершенно выведеннaя из терпения, неосторожно ответилa:

- Вы несколько полны, судaрыня. Не можем же мы уменьшить вaшу полноту.

- Полны, полны! - повторилa Анриеттa, тоже бледнея. - Вы, однaко, нaчинaете дерзить, мaдемуaзель. Я советовaлa бы вaм избрaть для критики кого-нибудь другого.» Эмиль Золя, «Дамское счастье», 1883 год

***

Еще раньше в сообществе feminism появился один безграмотный культорологический пост о женской красоте, автор которого упрямо считает, что женщины времен Античности и Возрождения обладают «мягким округлым телом, лишенным мускулов».

Далее:

«…справедливости ради, в античном искусстве были и женщины более спортивного типа, но не как мейнстрим/…/» К сожалению, автор не привел пример женщин " более спортивного типа", но фотография Венеры Милосской по всей видимости должна была иллюстрировать "неспортивный тип".

Спортивный тип

1.Аталанта. Мраморная статуя молодой девушки; пальмовая ветвь на стволе символизирует победу. Греция, 1й век до н.э.

2.Победительница. Спартанская атлетка, Древнегреческая статуэтка.

3.Амазонка Фидия

Неспортивный тип

1.Венера Капуанская.

2.Афродита из Арля.

3.Афродита Книдская.

«…Тело, особенно женское, признано "сосудом греха", его полагается прятать под одеждой. Все, что наводит на мысли о сексе, в официальной культуре строго табуировано. Потому средневековая красавица практически безгруда, ее формы скрыты под одеждой, а на бледном лице выделяется высоченный лоб - знак духовности. Идеальный женский образ - Дева Мария, совместившая главную женскую обязанность - деторождение - с целибатом.»

Портрет женщины, иллюстрирующий это безапелляционное утверждение, принадлежит кисти Рогира ван дер Вейдена. Датируется примерно 1460-м годом, то есть, принадлежит к условно эпохе Позднего Средневековья. Здесь необходимо сделать пояснение. Существует несколько мнений, какую дату следует считать концом Средневековья: падение Константинополя (1453), открытие Колумбом Америки (1492), начало Реформации (1517) и проч. В любом случае, в XV веке изображение обнаженного человеческого тела не являлось запретным. Да и в более раннее время тоже, хотя культа тела, подобного тому, который царил в эпоху Ренессанса - тело ради тела - не было.

Богоматерь с младенцем, часть Меленского диптиха, Жан Фуке, ок.1450 г.

Считается, что в образе Девы Марии запечатлена Аньес Сорель, фаворитка короля Карла VII, скончавшаяся в том же 1450 году в возрасте 28 лет. Ее называли самой красивой женщиной своего времени. Ей приписывают введение новой моды на ношение бриллиантов, что раньше дозволялось только коронованным особам, и пристрастие к смелым платьям, открывающим одну грудь.

Собор в Отёне, Франция, 1130

Грехопадение, Флорентийский баптистерий, XIII век

Мозайка из собора Святого Марка в Венеции, XII век

«Красавица Возрождения что у Тициана, что и Рубенса/…/ Это идеал общества, любящего позаниматься сексом и хорошо поесть, но которому не слишком часто это удается.» Что Возрождение, что Барокко, что Тициан, что Рубенс. Что воля, что не воля - все равно. (с)

"18 век. То же самое." Женщина под одеждой действительно все та же самая. XVIII век ассоциируется с французской салонной живописью и стилем "Пампиду", хотя в это же время вместо с "легкомысленным" Рококо развивался и набирал силу Классицизм.

Maria Carolina of Naples by Anton Raphael Mengs, 1768

The Judgment of Paris. Anton Raphael Mengs, 1757

Венера и три грации, обманывающие Марса, Жан Луи Давид, 1798

Венера, просящая у Вулкана оружие для Энея, Франсуа Буше, 1732

Портрет мадемуазель О'Мерфи (Светловолосая одалиска), Франсуа Буше, 1752

Поцелуй украдкой, Жан Оноре Фрагонар, 1780-е гг.

Diane at her bath, Jean-Antoine WATTEAU. 1715-16

«Прекрасная Отеро из прекрасной эпохи. Конец 19 - начало 20 века. /…/Идеальная красавица очень "женственна", приятно упитана, и - обратите внимание, когда на глаза попадутся открытки той эпохи - у нее низкий лоб. И то - зачем женщине думать, ведь от этого портится цвет лица :))) ».

Певица Лина Кавальери

Балерина Клео де Мерод

Танцовщица Лиана де Пужи

Собственно, танцовщица и певица Каролина Отеро

Прекрасную эпоху как, впрочем, и всякую другую эпоху не стоит трактовать однозначно. В той же Прекрасной эпохе сосуществовали и актриса Эмили Мари Бушо, затянувшая талию до 13 дюймов, и модельер Поль Пуаре, пропагандировавший отказ от корсета и возрождение античной(!) моды.

1.Актриса и певица Эмили Мали Бушо (Полер)

2.Модели платьев Поля Пуаре

***

1.Одна из т.н. палеолитических венер (ок. 25 000 лет назад) - Венера Лоссельская. Идеал красоты ХХI века?

2.Модель Plus Size Fashion Weekend в Сан-Паулу.