Как вести себя на собеседовании?

Найти такую работу, которая приносила бы удовольствие, давала тот уровень заработка, который вам нужен, и при этом возможность реализовать все свои таланты, не так уж и просто. А если такая встретилась, и вы уже в своем воображении рисуете успешную карьеру в данной компании и «обживаетесь» за новым рабочим столом – это здорово! Но зачастую недостаточно быть отличным специалистом и перспективным «кадром» чтобы ее получить, нужно еще уметь правильно себя преподнести.

Когда между вами и работой вашей мечты остается последнее препятствие – собеседование, - коленки начинают предательски дрожать. Даже если и есть уверенность в том, что вы являетесь идеальной кандидатурой на это место, то возникают сомнения в том, как убедить в этом будущего босса или сотрудника кадровой службы? Как правильно вести себя на собеседовании? Что нужно говорить, а о чем стоит умолчать? Предлагаем несколько рекомендаций, которые помогут вам пройти строгий «фейс-контроль» и занять желанную должность.

Хотя стандартное собеседование и длится 15-20 минут, чаще всего опытный кадровик уже в первые 2-3 минуты составляет свое мнение о кандидате, и переменить его потом будет очень трудно. Так что для начала нужно приложить все усилия, чтобы эти три минуты обернуть в свою пользу. Вот что для этого понадобится.

  1. Подготовить пять экземпляров грамотно составленного резюме. О том, как правильно написать резюме мы уже рассказывали на страницах данного сайта. Почему именно пять? Если вас будут собеседовать несколько человек, то крайне желательно каждому из них дать ваше резюме. Обычно количество интервьюиров не превышает трех человек.
  2. Правильно одеться. Не будем повторять избитую истину о том, как встречают и как провожают. Казалось бы идеальная одежда для собеседования – классический костюм для мужчин и юбка с блузкой для женщин. Не станем спорить, неплохой вариант, но лучше все же выяснить дресс-код того места, где вы планируете работать и одеться в соответствии с ним. Если вам нужна должность программиста или, к примеру, дизайнера, строгий костюм будет не всегда лучшим выбором.
  • Прическа и макияж. Тут не стоит усердствовать – проводить все утро в салоне, чтобы прийти настоящей звездой. Это может произвести совсем не то впечатление, на которое вы рассчитываете. Прическа должна быть аккуратной, а макияж у женщин – сдержанным.
  • Осторожно с духами. Максимум, что можно себе позволить – это немного туалетной воды с неброским свежим ароматом.
  • Здоровайся доброжелательно и спокойно. Когда вам предложат присаживаться, если будет такая возможность – располагайся не напротив собеседника, а рядом с ним. Так он скорее воспримет вас как союзника, тогда как стол между вами создаст барьер. Однако если вам предлагают усаживаться на единственно возможное место, не огорчайся – это всего лишь один из факторов. Остальные соискатели были в том же положении, что и вы.
  • Ваш взгляд должен быть открытым, а поза не напряженной. Смотрите вашим собеседникам в глаза открытым взглядом. Если вы будете во время беседы отводить глаза, или нервно бегать ими, то это даст повод подумать, что вы что-то недоговариваете, или пытаетесь скрыть. Если смотреть в глаза вам психологически трудно, попробуйте сфокусироваться рядом с ними, к примеру на переносице того человека, с которым вы разговариваете в данный момент.

    Не нужно ничего вертеть в руках или теребить одежду. Правильно вести себя на собеседовании – значит проявлять заинтересованность и деловитость, а не испуг.

  • Дополнительные очки вы можете заработать, если продемонстрируете осведомленность о работе компании, а также сможете выразить огромное желание и энтузиазм получить желаемую должность. Возможно эти очки и позволят вам одержать победу над остальными кандидатами, которые только и смогли создать впечатление, что они ищут лишь новое место для зарабатывания денег.

    Частенько кандидаты допускают грубые ошибки, отвечая на вопросы. А иногда принимающая сторона нарочно задает вопросы «с двойным дном». Давай разберемся в этих тонкостях сейчас, чтобы в час икс точно знать, как вести себя на собеседовании.

    1. «С трудом вас нашел (нашла)», «Добирался (добиралась) целый час» - ненужно с этого начинать разговор. Совершенно ни к чему намекать, что компания находится у черта на куличках. Таким образом, вы практически вычеркиваете себя из списка кандидатов. Чтобы поиски нужного адреса не окончились опозданием, разузнайте дорогу и выйдете из дома пораньше.
  • «Чего вы ожидаете от работы у нас?» Для твоего работодателя будет важно, какие мотивы вами движут. И хотя, на первый взгляд ответ «хорошая зарплата и офис рядом с домом» кажется самым искренним, потенциальному шефу он вряд ли понравится. Подумайте заранее. Это может быть творческая реализация, стабильность или возможность себя проявить.
  • «Расскажите о себе». Этот вопрос, скорее всего, прозвучит. Не уточняйте «А что именно?» - подготовь небольшой спич, состоящий из основных вех вашей профессиональной карьеры, образования и не забудьте перечислить главные успехи. Закончить короткую (2-3 минуты) презентацию рекомендуется перечнем качеств, которые помогут вам на этой работе. Но сделайте правильный выбор: усидчивость и аккуратность отлично характеризуют бухгалтера или банковского работника, а смелость, творческий потенциал и креативный подход необходимы репортеру.
  • «Почему вы ушли с предыдущей работы?». Неуютный вопрос, но на него прийдется отвечать. И даже если там все было ужасно, а прежний босс – настоящий тиран и самодур, не время об этом рассказывать. Какой бы ни была причина, преподнесите ее в выгодном для себя ключе. Если вы ушла сами, потому что вас что-то не устаивало, озвучивайте лишь те факторы, которых нет на новом месте. Иначе вы заставите их предполагать, что и тут вам тоже не понравится.

    Некоторые интервьюиры, зная что к данному вопросу будут готовиться, заходят с другой стороны и спрашивают: «При каких условиях вы были бы согласны вернуться на предыдущее место работы?». В таком случае ваша задача будет заключаться в том, чтобы трансформировать свою домашнюю заготовку под ответ на данный вопрос. Это достаточно просто. Если на прямой вопрос «почему вы ушли с предыдущего места работы» вы собирались ответить «потому, что не видел перспектив профессионального роста», то на вопрос «при каких условиях вы бы вернулись» ответьте «если бы увидел перспективы профессионального роста в данной компании». Тут главное не растеряться и быстро переориентироваться, что лишь подчеркнет гибкость вашего ума и скорость мышления в нестандартных ситуациях.

    Теперь, когда вы знаете, как вести себя на собеседовании, осталось лишь согласовать время, прийти – и получить ту работу, которой вы, безусловно, достойны.