Урок 2.2. Типы и виды общения

Существует несколько классификаций типов общения, каждая из которых основана на каком-либо собственном признаке.

По содержанию высказывания выделяют такие типы речи, как повествование, описание и рассуждение .

Повествование - это рассказ о событиях соответственно их последовательности во времени, сообщение о развивающихся действиях и состояниях.

Описание - это констатирующая речь, которая даёт понятие о характере, составе и свойствах объекта.

Рассуждение - тип речи, в котором исследуются предметы и явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются некоторые положения.

Эти функционально-смысловые типы речи могут чередоваться и соединяться друг с другом в рамках одного текста.

  • Лингвист А.А.Холодович, характеризуя речевое поведение человека, устанавливает следующие пять признаков речевого акта:
    • средство выражения речевого акта (звук, письменный знак, жест);
    • степень коммуникативности речевого акта (от коммуникативности до отсутствия коммуникативности);
    • ориентированность речевого акта (есть ли ожидание ответа);
    • количество участников речевого акта;
    • контактность речевого акта.

(Холодович А.А. О типологии речи // Историко-филологические исследования. К 70-летию академика Н.И.Конрада. М. 1967).

На основании первого из перечисленных признаков выделяют устное и письменное общение.

На основании четвертого признака выделяют такие типы общения как диалог (разговор двух участников) и полилог (разговор более чем двух участников).

В зависимости от социального статуса и личных отношений участников общения выделяют формальное и неформальное общение, горизонтальное и вертикальное общение.

  • При характеристике психологических целей и свойств общения некоторые авторы выделяют следующие виды общения:
    • "Контакт масок" - формальное общение, не имеющее цели понять и учитывать особенности личности собеседника;
    • примитивное общение, которое устанавливается в зависимости от практической необходимости;
    • формально-ролевое общение, содержание и средства которого регламентированы социальными ролями;
    • деловое общение, предполагающее учет как интересов дела, так и личных интересов;
    • духовное межличностное общение друзей;
    • манипулятивное общение, направленное на извлечение выгоды от собеседника;
    • светское общение, направленное на поддержание отношений, беспредметное по содержанию.
    (Кузнецов И.Н. Риторика. Минск: "Амалфея", 2000, С. 178-179).
  • При психолингвистическом анализе речевых действий выделяют три типа высказываний:
    • формализованный тип . который отличается высокими показателями по параметрам оформления высказывания и низкими - по параметрам содержательности;
    • многословный тип . характеризующийся средним выражением всех показателей и при этом большим объёмом и большой наполненностью фраз;
    • информационный тип . который характеризуется большим числом ошибок, низким уровнем усложненности и высоким уровнем связности. Высказывания этого типа имеют высокие показатели содержания и низкие показатели оформления.
    (Чеботарёва Е.Ю. Денисенко В.Н. Крупнов А.И. Психолингвистический анализ речевых действий. М. Изд. РУДН. 1998, С. 14).

Знание типов и видов общения необходимо для правильного построения текста и понимания целей речевых действий собеседника.