Уверенность в себе - базовое качество инновационной личности

Библиографическое описание: Хохлова Е. В. Уверенность в себе - базовое качество инновационной личности [Текст] / Е. В. Хохлова // Молодой ученый. — 2011. — №6. Т.2. — С. 108-110.

В статье рассматриваются психологические аспекты уверенности в себе и возможности формирования уверенной личности в условиях психолого-педагогического тренинга.

Современное российское общество сегодня определяет новые возможности и перспективы – развитие человека «инновационного». «Инновационный человек» – это человек активный, деятельностный, адаптивный, готовый к постоянным изменениям в соответствии со своими склонностями, интересами и потенциалом &#; 1 &#;. Однако для того, чтобы проявить себя и достичь определенного уровня инновационного развития необходимо обладать уверенностью в себе, базовым качеством инновационной личности.

Уверенность в себе в научных исследованиях трактуется по-разному, но для нас наиболее значимой будет позиция, согласно которой «уверенный в себе человек – это человек, исполненный спокойного сознания своей силы, своих возможностей, способный к решительным действиям, внушает доверие и располагает к себе окружающих» &#; 2, с. 39 &#; .

В рамках изучения проблемы уверенности в себе в зарубежной психологии можно выделить два основных направления. Первое направление рассматривает уверенность как способ поведения – быстро действовать и решать. Эта модель успешного, Выигрывающего человека. Второе направление рассматривает уверенность как качество личности – исследует внутренний мир человека, его экзистенциальное состояние.

Быть уверенным в себе – это значит доверять себе и верить в себя. Это есть организмическое чувство уверенности – собственно уверенность в себе.

Уверенность на уровне доверия к себе проявляется в стремлении человека к открытому и спонтанному выражению своих чувств, желаний и потребностей с позиции ненасилия: «ведет себя твердо, но корректно, умеет выразить недовольство и радость, а не злость или злорадство, стремится к людям, а не против людей» [3, с. 120].

«Доверие к себе – это сила, которая способна привести к перевороту во всей деятельности, во всех взаимоотношениях людей, в их вере, образовании, целях, которые они перед собой ставят, в их образе жизни и знакомствах, их отношении к собственности, в философских воззрениях» [4, с. 37]. Это организмическое качество и проявляется в способности быть самим собой, где под этой «самостью» понимается биологическая основа человеческой природы, выраженная в потребности Роста и Развития. Рассматривая уверенность как способ взаимодействия человека с окружающей действительностью, данное направление исследует внешнюю поведенческую модель успешного человека, где основными показателями такой уверенности становятся:

1. Умение строить отношения в желаемом направлении, в умении обратиться с просьбой или ответить отрицательно на просьбу &#; 2 &#;.

2. Умение внешне вести себя уверенно: поза, жесты, выражение лица, невербальные и вербальные речевые характеристики &#; 5, с. 110 &#; .

3. Умение противостоять и атаковать, проявляющееся в прямом и честном выражении собственного мнения, своих позиций &#; 6 &#; .

4. Способность людей действовать не так, как это диктуют силы внешнего окружения, а в ситуации принуждения – сопротивляться ему &#; 7 &#;.

5. Быть уверенным – значит суметь противостоять различного рода манипуляциям и агрессии &#; 6 &#; .

6. Уверенность – то есть наличие позитивной самооценки, которая определяет всю активность человека и его стремление к самосовершенствованию, саморазвитию &#; 8, с. 15 &#; .

Сегодня российской общество выдвигает определенные требования к личностным возможностям человека, где уверенность в себе выступает базовым качеством, без которого достижение поставленной цели невозможно.

Студенчество – это благоприятный возраст для проявления уверенности в себе. Умение отстаивать собственные взгляды, принимать самостоятельно решение, проявлять инициативу и творчество, честность, открытость, смелость, решительность и пр. – все это является доказательством того, что на данном возрастном этапе уверенность в себе это качество конкурентоспособной, инновационной, развивающейся личности.

Однако без веры в себя не может быть и собственно уверенности в себе. Если человек не научится верить в себя и в свои силы, он не сможет противостоять трудностям и справиться с жизненными проблемами. Такая уверенность, не закрепленная внутренней поддержкой – доверием к себе и верой в себя, может привести к беспомощности. На ее основе возникает неуверенность в себе, причиной которой может служить отсутствие или недостаток веры в эффективность собственных действий &#; 6 &#;. Такая личность характеризуется утратой ощущения целостности, жизненности и собственной реальности вообще.

Рассматривая личность студента в условиях учебного заведения, мы должны говорить о формировании доверия к себе как базового качества личности, без которой уверенность в себе невозможна. Для этого необходимо вести психолого-педагогическую работу в направлении развития следующих умений:
понимать свои желания и чувства, и открыто говорить о них;
  • говорить о себе только в позитивном ключе;
  • видеть и понимать себя и чувства другого;
  • открыто отражать чувства и желания других.

  • Сегодня накопленный в науке практический материал позволяет рассматривать тренинг как наиболее эффективную форму групповой работы. Это объясняется тем, что тренинг создает условия для интерактивного взаимодействия, в результате которого участники получают возможность реально увидеть себя со стороны и сориентироваться в собственном поведении [9]. Кроме того, сама группа, психологическая атмосфера, созданная в группе, позволяет тренировать новые поведенческие навыки, используя группу в качестве своеобразного тренажера.

    Итак, психолого-педагогическая работа по формированию уверенности в себе направлена на развитие (рис. 1):