Соб ствен ник

Компас

Открытие магнитных свойств некоторых минералов привело к изобретению «повозки, устремленной на юг», иначе говоря компаса. Благодаря этому четыре основных направления были разделены на двадцать четыре сектора, называемых сянь. т. е. «направления». Позднее слово сянь было искажено и превратилось в шань — «гора». С тех пор эти двадцать четыре направления известны в фэн-шуй как шань. Несколько позже появилась целая теория, направленная в буквальном смысле на поиск «гор» в окружающем ландшафте.

В названии китайского геомантического компаса ло означает «все», а пань — «плошка» (в некоторых вариантах транскрипции — луобань).

Таким образом, получается, что ло-пань охватывает все земные круги и направления. Им пользуются для получения подробной информации о земельном участке или помещении, необходимой для составления геомантической таблицы. Геомантический компас состоит из концентрических колец (от одного до тридцати шести) с двадцатью четырьмя отметками по внешнему ободу. Каждое кольцо используется для изучения того или иного аспекта фэн-шуй. В отличие от привычного для нас компаса, точкой отсчета в компасе, используемом в фэн-шуй, является юг.

Большинство современных геомантических компасов представляет собой упрощенные версии старинных образцов. Наиболее простые модели имеют четыре кольца, другие — от девяти до семнадцати. Следует заметить, что кольцами пользуются в основном для получения информации о местах погребения, а для фэн-шуй жилых помещений и садовых участков обычно бывает достаточно лишь внешнего кольца с двадцатью четырьмя направлениями.

Помимо практического применения для составления геомантических таблиц, ло-пань имеет важное символическое значение. В трех его кольцах — Круге двадцати четырех направлений, Круге Прежних Небес и Круге Последующих Небес — заключено даосское понимание структуры вселенной.

Круг двадцати четырех направлений связан с землей и пронизывающими ее потоками энергии. Этот круг еще иногда называют Горным кругом. Он необходим для работы с ландшафтами, городскими структурами, помещениями, садовыми участками — одним словом, со всеми элементами материального мира. Его используют для точного определения мест, где накапливается или застаивается энергия ци. Энергия в этом мире может быть направлена, усилена и сосредоточена либо ослаблена и рассредоточена. На геомантическом компасе каждое из восьми основных и промежуточных направлений разделено на три секции, что в сумме составляет двадцать четыре направления. Каждая секция соотносится с инь или ян.

Круг Прежних Небес описывает мир изначального дао. вечные и неизменные законы бытия, порядок вещей во вселенной. Энергия этого мира находится вне времени и пространства; она присутствует во всех вещах. Эту энергию можно использовать для воздействия на потоки земной энергии. Круг Прежних Небес (хэ ту). или прежденебесное а гуа. описывает полный круг. В этом круге цянь (небо) находится на юге, кунь (земля) — на севере, ли (огонь) — на востоке и кань (вода) — на западе, На северо-востоке находится триграмма чжэнъ (гром), на северо-западе — гэнь (гора), на юго-востоке — дуй (водоем) и на юго-западе — сунь (ветер, дерево). Таким образом достигается гармония и равновесие, поскольку каждая пара противоположных триграмм в сумме содержит по три сплошные черты ян и по три прерывистые черты инь. В «И-Цзин» прежденебесное ба гуа характеризуется следующим образом:

Небо и Земля (ось юг — север) закрепляют позиции восьми сторон. Энергия течёт между Горой и Водоёмом (ось северо-запад — юго-восток). Гром и Ветер питают друг друга (ось северо-восток — юго-запад). Огонь и Вода не вступают в противоречие (ось восток — запад).

С порядком вещей во вселенной можно познакомиться, совершив полный оборот по Кругу Прежних Небес. Двигаясь по часовой стрелке от триграммы чжэнь (гром) к триграмме цянь (небо), мы видим изменение в соответствии с принципом возрастания и убывания инь и ян. Энергия ян зарождается на северо-востоке и достигает максимума на юге, что символизируется тремя сплошными линиями. Энергия инь зарождается на юго-западе, где расположена триграмма сунь (ветер) и достигает максимума на севере, что символизируется тремя прерывистыми линиями триграммы кунь (земля).

Круг Последующих Небес описывает изменчивый мир явлений. Здесь энергия существует внутри времени и пространства, но не может быть направлена или использована. Ее можно либо принимать, либо избегать, в зависимости от обстоятельств. В этом круге на юге расположена триграмма ли (огонь). Двигаясь по часовой стрелке, мы обнаруживаем триграмму кунь (земля) на юго-западе, дуй (водоем) — на западе, цянь (небо) — на северо-западе, кань (вода) — на севере, гэнь (гора) — на северо-востоке, чжэнь (гром) — на востоке и сунь (ветер) — на юго-востоке.