Статья "Программа организации летнего отдыха детей и подростков ШИК» (школа интересных каникул)

1.  Пояснительная  записка

В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и её саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных лагерях.

Летние каникулы составляют значительную часть годового объёма свободного времени учащихся, но далеко не все родители могут предоставить своему ребёнку полноценный, правильный организованный отдых.

Давно известно, что во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряжённости, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей.

Разработка данной программы организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей  была вызвана:

  • Повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников в условиях  
  • сельского поселения;
  • Необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;
  • Обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
  • Модернизацией старых форм работы и введением новых;
  • Необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.

Данная программа по своей направленности  является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

По продолжительности программа  является долгосрочной, т.е. реализуется в течение летней оздоровительной кампании. В лагере объединены несколько отрядов, которые посещают дети  7 –16 лет.  Состав  лагеря – это учащиеся школы.

При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных, многодетных семей. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах.

Программа разработана с учётом следующих законодательных  нормативно – правовых документов:

  • Конвенцией ООН о правах ребёнка;
  • Конституцией РФ;
  • Законом РФ «Об образовании»
  • Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»  от  
  • 24.07.1998 №24 – Ф3;
  • Трудовым кодексом Российской Федерации  от 30.12. 2001 г. №197 –Ф3;
  • Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 № 2688.
  • Гигиенические  требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул. Санитарно – эпидемиологические правила СП 2.4.4.969 -00 от 2.02. 2001.

Лагерь создаётся на постоянной основе и функционирует в период школьных каникул, не является юридическим лицом. Лагерь организуется в целях создания условий для укрепления здоровья детей, развития их интеллектуальных способностей, гигиенической и физической культуры; реализации медико – профилактических, спортивных, культурно – досуговых программ и услуг, обеспечивающих восстановление сил, творческую самореализацию, нравственное, гражданское, патриотическое, экологическое воспитание детей.

2.  Концепция программы

Россия вошла в третье тысячелетие, имея в запасе как несомненные достижения в науке, искусстве, так и проблемы в различных областях повседневной жизни (загрязнённая окружающая среда, хронические заболевания, рост малолетней преступности и т.д.)

Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической  устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Поэтому родителей, педагогов  волнуют вопросы воспитания здорового  физически крепкого ребёнка и развития в нём творческих способностей.

Развитию творческого потенциала детей педагогический коллектив уделяет большое значение. Педагоги нашей школы единодушно считают, что при отсутствии  целенаправленного педагогического  воздействия на развитие творческих способностей происходит их угасание .

Понятие «здоровый образ жизни» необходимо закладывать ещё в детстве. По опросам детей, родители многих из них ищут спасение  в медикаментах, недооценивая силу воздействия на организм  и эффективность таких факторов, как двигательная активность, закаливание, основы массажа и др.

По результатам анкетирования, 78 % детей считают, что ведут здоровый образ жизни, остальные не придают этому вопросу большого значения. Однако все воспитанники считают, что здоровье важно для будущего поколения. Учитывая всё вышесказанное, педагогический коллектив летнего оздоровительного лагеря ставит перед собой  следующие цели и задачи:

ЦЕЛИ:

  • Содействие физическому, психическому, интеллектуальному, нравственному развитию детей;
  • Создание педагогической воспитательной среды, способствующей укреплению здоровья детей как жизненно важной ценности и сознательного стремления  к ведению здорового образа жизни.

ЗАДАЧИ:

  • приобщать детей  к разнообразному социальному опыту, создать в лагере стиль отношений подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества;
  • развивать различные формы общения в разновозрастных отрядах;
  • организовать разнообразную общественно значимую досуговую деятельность, и прежде всего активное общение;
  • выявлять и развивать творческий потенциал ребёнка, включать его в развивающую коллективную и индивидуальную деятельность;
  • развивать у детей навыки работы в группе, участие в управлении детским оздоровительным лагерем;
  • организовать систему оздоровительных мероприятий, связанных с профилактикой распространённых заболеваний у детей, укрепление здоровья, закаливание организма у детей;
  • способствовать укреплению навыков к здоровому образу жизни.

3. Механизм реализации программы

I. Подготовительный этап включает:

- подбор кадров;

- комплектование отрядов;

- разработку документации.

II. Организационный этап включает:

- знакомство;

- выявление и постановку целей развития коллектива и личности;

- сплочение отрядов;

- формирование законов и условий совместной работы;

- подготовку к дальнейшей деятельности по программе.

III. Основной этап включает реализацию основных положений программы.

Родители, дети, педагоги – организаторы программы:

- познают, отдыхают, трудятся;

- делают открытия в себе, в окружающем мире;

- помогают в проведении мероприятий в посёлке;

Учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;

- развивают способность доверять себе и другим;

- укрепляют своё здоровье.

IV. Заключительный этап. Психолого – социальнно – педагогический анализ.

4. Педагогические кадры

Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности  к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря.  В реализации программы участвуют опытные педагоги  нашего образовательного учреждения: социальный педагог и социальный работник, библиотекари школы и ДК, работники ДК,  учитель физической культуры, воспитатели, инструктор по спорту.

1. Воспитатель несёт ответственность за жизнь и здоровье детей, соблюдение Распорядка дня, норм санитарной и пожарной безопасности, организацию и содержание оздоровительно – воспитательной и досуговой деятельности, работу органов самоуправления и проведение досуговых мероприятий в рамках программы, анализирует деятельность отрядов.

2. Специальные кадры (библиотекарь, физрук, соцработник, музыкальный работник)  осуществляют  специализированную педагогическую деятельность  в рамках функциональных обязанностей, могут быть привлечены  для педагогической поддержки  работы органов самоуправления, для организации досуговых мероприятий.

3.  Педагоги дополнительного образования отвечают за содержание деятельности своих кружков, результативность  работы  и привлечение ребят к деятельности, участвуют в подготовке массовых мероприятий.

5. Педагогическое кредо коллектива

  • Принцип педагогического профессионализма;
  • Принцип уважения личности ребёнка;
  • Принцип сотрудничества, сотворчества, содружества;
  • Принцип поддержки детских инициатив и творчества;
  • Принцип самоуправления детского коллектива;
  • Принцип сочетания общечеловеческих и национальных  культурных ценностей в
  • организации жизнедеятельности  детей;
  • Принцип индивидуального подхода и коллективного творчества;
  • Принцип позитивного решения конфликтных ситуаций.

6. Период адаптации в лагере

  • Как можно скорее сплотить детей друг с другом, для чего провести игры и отрядные дела, способствующие интенсивному сближению;
  • Приучить детей к выполнению распорядка дня и соблюдению санитарных норм, для чего предъявить детям «единые педагогические требования»
  • Создать у детей ощущение уюта и комфорта, для чего красиво оформить комнаты и всё здание школы;
  • Сделать детей «управляемыми», для чего поделить отряд на маленькие группы, которые можно назвать звёздочками, экипажами,  командами;
  • Дать возможность ребятам проявить себя, самоутвердиться, для чего предложить набор отрядных дел разновозрастной направленности: спортивной, интеллектуальной, художественно – прикладной, трудовой, творческой;
  • Сформировать у детей и подростков представление о том, что ждёт их в ближайшем будущем, для чего познакомить их с программой смены, привлечь детей к составлению плана работы.

7. Направления  реализации программы