Российское законодательство о домашнем обучении школьников.

Во всех регионах – субъектах Российской Федерации ежегодно принимаются или подтверждаются Постановления руководителей муниципальных образований (городов, сел и т.д.) относительно индивидуального обучения детей, имеющих отклонения от нормы в плане здоровья. Подобными Постановлениями фиксируется порядок организации, в частности, домашнего обучения детей – инвалидов и детей, чьи заболевания или состояния не совместимы с возможностью постоянно посещать занятия в учебном учреждении. Причем к ним предварительно составляются конкретные Положения, требующие утверждения данными Постановлениями.

При составлении подобных документов власти ориентируются, прежде всего, на действующее в стране на данный момент законодательство. В первую очередь, это Основной закон, то есть Конституция, а также Федеральные законы. Значимую роль играют также нормативные акты, принятые Правительством России и Министерством здравоохранения. В локальном смысле значимость приобретают Уставы и иные правоустанавливающие документы регионального и местного характера.

Чрезвычайно важно, чтобы положения документов, имеющих отношение к организации обучения больных детей в домашних условиях, были достаточно хорошо известны представителям всех уровней системы образования. Эти положения не должны становиться новинкой ни для рядовых учителей, ни для работников региональной структуры, относящейся к Министерству образования и т.д. Причем допускается принятие на местном уровне Уточняющих документов и различных дополнений к основополагающим нормативным актам в данной области.

Постараемся ниже обозначить ключевые моменты типового положения, касающегося порядка организации домашнего обучения для тех детей, которые объективно не могут посещать занятия в рамках школы или иного образовательного учреждения.

Итак, дети – инвалиды, дети, страдающие болезнями, указанными в специальном списке, а также дети с серьезными патологиями развития могут быть признаны клинико-экспертной комиссией медицинского учреждения (КЭК) к обучению на дому. В данном случае речь идет о детях, являющихся гражданами Российской Федерации, возраст которых не достигает восемнадцати лет. Домашнее обучение, как можно догадаться по названию, проходит без необходимости для ребенка покидать собственное место жительства. Следовательно, работники системы образования, учителя приходят к нему самостоятельно.

Справка для домашнего обучения, то есть заключение КЭК есть тот документ, который сможет дать возможность домашнего обучения в официальном порядке. То есть, другими словами, не имея этой медсправки, вряд ли можно рассчитывать изменить форму обучения. Заключение КЭК выдается по различным поводам и может содержать разнообразные рекомендации. В отношении смены формы учебного процесса можно сказать, что, если справка для домашнего обучения оформлена, то это фактически есть гарантия, что ребенку более не нужно ходить в школу вместе со всеми. При этом домашнее обучение, оформляемое на основании медсправки, является бесплатным и равным по значимости со стандартным школьным образованием.

Конечно, заключение КЭК нужно будет дополнить заявлением от родителей и личной беседой с руководителем учебного заведения. Только после этого домашние занятия для ребенка смогут начаться. Конечно, хорошо, чтобы домашнее обучение также начиналось в сентябре, а оканчивалось в мае. Это позволит избежать лишней путаницы и проблем для учителей. Однако медсправки ребенку могут выдать и посреди учебного года. В таком случае стоит постараться перенести момент начала обучения на дому, минимум, на следующую четверть. Правда законы, собственно, не запрещают перевод и в середине учебой четверти, если справка для домашнего обучения выдана соответствующим числом.

Кстати сказать, роль ребенка и родителей в описываемом процессе официально оканчивается написанием заявления в учебное учреждение. После этого дальнейшие действия по легализации перевода ребенка на форму обучения «на дому» производят работники учебного заведения. В частности, руководитель такового заведения направляет в адрес территориального Управления народного образования Ходатайство о переводе ребенка на домашнее обучение с указанием оснований для этого.

Законодательство требует проведения периодических контрольных мероприятий по отношению к детям, обучающимся дома. В качестве таковых мероприятий могут выступать: контрольные работы, срезы знаний, экзамены, тестирования, собеседования и т.д. Форму проведения контроля устанавливает либо учебное заведение (если проверка носит внутренний характер), либо Управление народного образования (при проведении проверок извне). Кроме того, проверке подлежат документы ведения отчетности по успеваемости ребенка, находящегося на домашнем обучении. Например, могут проверяться классные журналы, письменные работы, выполненные ребенком и т.д.

Поскольку право на домашнее обучение ребенка закреплено сразу в нескольких официальных документах, которые имеют большой вес в стране, конечные результаты процесса обучения ребенка на дому являются гарантированными. Так, такие дети получают аттестаты об окончании школы (колледжа, лицея и т.д.) государственного образца, то есть такие же, как и все остальные школьники. В данном случае в качестве исключения можно выделить лишь тот факт, что домашнее обучение иногда предполагает некоторые изменения в составе и численности обязательных к изучению учебных предметов и аттестационных экзаменов.

Полезная информация

Специальные предложения и скидки