Как научить ребенка читать: советы родителям

April 13, 2011

Сегодня первоклассник, поступающий в школу, должен хорошо читать. Это один из основных критериев подготовки к современному школьному обучению. В основном, задача научить ребенка чтению ложится на плечи родителей.

Перед тем, как научить ребенка читать, родители должны понимать, какие психические процессы помогают формированию этого навыка.

Память способствует зрительному запоминанию и воспроизведению образа букв, буквосочетаний, слогов и целых слов.

Внимание, его объем и распределение, помогают ребенку держать в «поле зрения» определенное количество букв, слогов, слов.

Мышление отвечает за синтетическо-аналитический процесс чтения, стимулирует развитие фонематического слуха, который позволяет усвоить звуко-буквенный состав слова.

Хорошее произношение и широкий кругозор тоже играют не последнюю роль в формировании навыка чтения.

Развивая психические функции, родители создают фундамент, на котором будет легко учиться не только чтению, но и письму, счету.

Как научить ребенка читать дома без помощи педагогов дошкольного учреждения? Во-первых, примем за правило никогда не заставлять ребенка читать. Все, что мы хотим сделать, называем игрой.

В игре учим буквы. Буквы должны быть везде: кубики, картинки, плакатики, магнитики и т.д. Буквы можно рисовать, вырезать, клеить, составлять из конструктора. Хорошо, если ребенок может потрогать букву, созданную своими руками из разных материалов: ткань различной фактуры, пшено, пластилин и т.д. Кончики пальчиков тоже «запоминают» букву.

Как научить ребенка читать по слогам? Это следующий этап в домашнем обучении чтению. Не надо сбивать с толку ребенка, объясняя ему, что: «ВЭ и А – это ВА». Сколько в этой фразе «лишних» звуков?

Лучше приобрести слоговую таблицу или сделать карточки со слогами самостоятельно. Опять играем, запоминая сразу целый слог: Ва, Ри, Су. Ребенок зрительно воспринимает сразу весь образ слога.

Параллельно развиваем фонематический слух. Для ребенка важно научиться выделять из речи слова, из слова звуки и слоги. Со звуками тоже можно играть: а) найди вокруг слова со звуком «п»; б) отгадай слово, в котором первый звук «т»; в) в каком слове спрятался звук «а». Эти и подобные игры не только научат ребенка внимательно относиться к слову, но и станут прекрасным помощником, когда нужно чем-то занять ребенка.

Следующая игра может стать мостиком в обучении чтению. Отгадываем, какое слово задумано. Взрослый называет слово по звукам: К-О-Т, а ребенок произносит слово целиком. Сначала загадываем маленькие слова, потом подлиннее.

Уже можно и за книжки приниматься. Рассмотрим внимательно страничку, назовем знакомые буквы, слоги. Пробуем называть слоги-слияния, протягивая согласный звук: в-в-в-а.

Но вот освоено слоговое чтение. Как научить ребенка читать плавно? Сначала поработаем над произношением. Любое стихотворение, которое ребенок знает наизусть, можно превратить в игру. Будем рассказывать стихотворение тихо, громко, плавно, как песню поем, как птичий базар. Такая речевая зарядка помогает развивать артикуляцию. Когда ребенок начинает читать, предупреждаем, что наш язычок не рубит слова, как топор дрова. Язычок произносит слоги плавно, как уточка по речке плывет.

Успеваемость младшего школьника характеризуется на только оценками, но и некоторыми показателями развития учебных навыков. Один из них – техника чтения. Как научить быстро читать ребенка? Нужно придерживаться следующих правил:

  1. Дополнительное чтение должно быть регулярным и постоянным. Каждый вечер ребенку нужно читать самостоятельно вслух. Пусть в начале это будет одна страничка, затем количество страниц увеличивается. Подбирайте литературный материал в соответствии с интересами ребенка.
  2. Не забывайте про игру. Читаем по цепочке: сначала мама, потом сын; читаем по ролям; читаем только короткие слова, потом только длинные; читаем слова с буквосочетаниями ОРО, ОЛО, ЕРЕ и т.д. Можно придумать много интересных заданий для совместного чтения. Родители показывают пример плавного, беглого чтения, ребенок старается подражать.
  3. Продолжайте развивать внимание и память. Чем лучше развиты эти процессы, тем быстрее сформируется навык чтения.