МБДОУ №327

«Роль папы и мамы в воспитании мальчика и девочки»

Какими мужчинами и женщинами вырастут наши дети? Наступит момент, когда они тоже станут родителями. Всё положительное и отрицательное, что они пронесут через всю жизнь, закладывается в детстве, в семье папой и мамой.

По исследованиям канадских ученых, дети из семей, в которых есть папа и мама, в течение всего периода развития и взросления отличаются более адекватной самооценкой, увереннее вписываются в коллектив и демонстрируют более высокие показатели школьной успеваемости.

Так как, дети, находясь в тройственных отношениях мать – ребёнок – отец. учатся взаимодействовать одновременно с двумя родителями. Если малыш ссориться с мамой, то на время он идёт под защиту отца, даже если его в данный момент нет дома, можно услышать от ребёнка: «Вот придёт папа, я ему всё расскажу, как ты меня обидела!» То есть это позволяет ребёнку не пугаться ссор с мамой и учиться принимать свои разнополярные чувства типа люблю – ненавижу: «Мама меня отругала, я на неё обижен, но я всё равно люблю её».

Но согласно печальной статистике, все больше детей сегодня растет в неполных семьях (причина не только развод родителей, но и потеря одного из кормильцев). Нарушение нормальных тройственных отношений (чаще без отца, реже без матери) может привести к отклонениям в психическом развитии малыша. Так, например, ребёнок в случае ссоры с матерью, испытывает страх, чувствует себя совершенно незащищённым: «Я маме нагрубил, теперь она тоже уйдёт от меня, как папа».

Что делать, если отца нет в жизни ребёнка?

Привлекать к воспитанию своего чада дедушку, дядю, старшего брата, тренера – мужчину. Речь идёт не о замене, а о том, чтобы ребёнок получил «материал для строительства» образа мужского поведения, приобщался к мужскому влиянию. Поэтому, сегодня мы будем говорить с вами о роли мужчины и женщины в воспитании мальчика и девочки.

Верны ли распространенные представления об отличиях воспитания мамой и папой?

Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства, встречались оба типа мышления: и мужской, и женский.

Мужчина способствует интеллектуальному развитию ребёнка через игры. Он часто проявляет больше физической силы, активности и стихийности в обращении – подбрасывает, учит кататься на велосипеде, бегает и прыгает с ним, тем самым побуждая малыша к этим действиям. Развивает крупную моторику, помогает ребёнку овладеть собственным телом и освоить окружающее пространство как горизонтальное, так и вертикальное. Женщины играют дистантные игры, показывая игрушки и с помощью их вовлекая ребёнка во взаимодействие. Вспомним кабинет врача в поликлинике как много там разных игрушек.

Мужчина демонстрирует детям пример практического и действенного решения различных проблемных ситуаций, мужского подхода. Влияет на формирование у детей интереса к учению и образованию, что в дальнейшем стимулирует желание учиться. Особенно это касается девочек. Отцы чаще матерей демонстрируют интеллектуальное общение с детьми, они обучают их, объясняют им непонятное, дают информацию. Женщины часто не владеют той информацией, которая есть у мужчин. И не могут ответить на многие вопросы ребёнка. Однако, мамы развивают мотивацию к успеху, стимулируют ребёнка к интеллектуальным интересам, которые закладывает отец.

Обращение к маленькому ребенку матери и отца также существенно различаются. Мужчины меньше, чем женщины, склонны подстраивать свою речь под уровень понимания ребенка. В частности, отцы, употребляют менее знакомую ребенку лексику и более сложные грамматические построения. Женщины больше приспосабливаются к уровню развития речи ребенка – сюсюкают.

Не так давно в Англии среди молодых родителей были популярны курсы обучения младенческому языку. Имеется в виду язык звуков и жестов, которыми ещё не говорящие малыши высказывают свои желания. Увлечение детским языком приводило к тому, что дети совсем не говорили, им не у кого было принимать новые слова, обогащать свой словарь и грамматику.

Только полноценное общение помогает ребёнку освоить родной язык. Таким образом, мужчина играет роль "мостика" между узким семейным кругом и внешним миром, расширяя лингвистический и практический опыт ребенка.

Большинство родителей считают необходимым воспитывать ребенка с учетом половых различий, однако больше половины - затрудняются сказать, как это правильно сделать.

Как вы считаете, когда начинается воспитание с учётом пола ребёнка?

Начинается это с того самого момента, когда ребенка забирают из родильного дома и перевязывают его одеяльце розовой или голубой ленточкой, в зависимости от его пола. Затем половая роль обозначается именем, различиями в одежде, выбором игрушек. И дальше мы родители начинаем строить своё поведение с учётом пола ребёнка.

Интересно, что женщина (мама) первые 2-3 месяца после рождения ребёнка бессознательно не идентифицируют его с определённым полом: «Мой малыш, младенец, лялька». Тогда как для мужчины образы сына и дочери достоверно отличаются друг от друга: «Мой сын, моя дочь», тем самым он формирует их половую идентичность.

Мужчины в своём поведении больше заботятся о половой (гендерной) типичности, тогда как женщины могут чаще отступать от правил своего пола (быть то мягкой, то строгой), так как порой вынуждены выполнять 2-е роли (заботливой мамы и строгого отца).

В период раннего и дошкольного детства у всех малышей, независимо от места их проживания, формируется гендерная (половая) идентичность. Дети усваивают информацию, связанную с различиями мальчиков и девочек. К 2,5 годам дети узнают, что существуют два пола, и начинает понимать, кто они – девочки или мальчики. Могут ответить на вопрос «Кто ты мальчик или девочка?» Но у детей ещё нет глубокого понимания различий между ними. Именно в этом возрасте мальчики больше привязаны к отцу, а девочки к матери, перенимая мужской или женский образец поведения.

С 3 до 8лет – у девочек, с 4 до 7 лет – у мальчиков, формируется гендерная (половая) устойчивость: дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами (папами), а девочки – женщинами (мамами) и что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка. В этот период (5лет) мальчики направляют большую часть своих нежных чувств матери, а девочки – отцу: «Я вырасту и женюсь на моей маме (папе)».

Дети вдруг начинают интересоваться «глупостями», подглядывать в туалетах друг за другом, играть в «целовальные» игры, появляются первые влюблённости – в этом нет ничего патологического - дети ведут себя в соответствии с возрастом.

Формируется комплекс неразрывно связанных между собой семейных отношений. у девочек - эмоциональная привязанность к отцу и идентификация с матерью, у мальчиков - идентификация с отцом и эмоциональная привязанность к матери. Развиваются стереотипные представления, о том, «что делают мальчики» и «что делают девочки», обращают внимание на соответствующее поведение. Например, мальчики играют с машинками и никогда не плачут, а девочки играют с куклами и любят наряжаться и т.п.

Почему половая идентификация мальчиков проходит в более трудных условиях, чем у девочек?

Мальчики больше времени проводят с матерью, чем с отцом. Воспитывают и сопровождают ребёнка в первые года жизни чаще всего женщины: дома – мама или бабушка, а в детском саду – женщины-воспитатели, в поликлинике – женщины–врачи. Поэтому мальчики гораздо меньше знают о поведении, соответствующем мужской половой роли, чем женской. Это приводит к тому, что мальчик вынужден строить свою половую идентичность преимущественно на негативном основании: не быть похожим на девочек, не участвовать в женских видах деятельности, играх.

Медики и психологи отмечают, что утрата или несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. У ребенка может наблюдаться ощутимая потеря своего «Я», трудности в освоении роли, функций матери и отца в семье, нарушается вся система его отношений с другими людьми.

Как считают психологи детям необходимо наблюдать за поведением родителей, бабушек и дедушек, стараться подражать им, моделировать особенности их отношений друг к другу.

Мужчины играют важную роль в формировании у мальчика и девочки ответственности, т.к придают больше значения самостоятельности, предоставляя детям отвечать за свои действия и с большим уважением относятся к независимости детей.

Роль отца более естественна – так как он меняет свой стиль по мере взросления сына или дочери. Мамам сложнее, они переживают за своего ребенка, боятся за него, опекают, контролируют и формируют в ребёнке мнительность, боязливость, тревожность.

Мужчины помогают детям создать образ не только мужского, но и женского поведения, потому что женщины в присутствии мужчин ведут себя совсем по-другому. Дети воспринимают в образе не только и не столько слова, сколько неуловимую мимику, жесты, походку, манеру держаться.

Взаимоотношения девочки с отцом оказывают влияние на дальнейшие её контакты с противоположным полом, являясь прототипом этих взаимоотношений. Если отношения тёплые и приносящие удовлетворение, то это помогает девочке принять себя, гордиться своей женственностью. Кроме того, отец влияет на жизненные приоритеты дочери – семейная жизнь или ориентация на карьеру. Учась ценить в отце те качества, которые делают его настоящим мужчиной, девочка готовится выйти в большой мир, наполовину состоящим из мужчин. Тип юношей и мужчин, с которыми она будет дружить, став девушкой, и особенно тот, кого она полюбит, ее замужняя жизнь будут во многом определяться теми отношениями, которые в детстве были у нее с отцом.

Мать вкладывает в мальчика свое понимание жизни, понимание отношений между мужчинами и женщинами. Взрослый сын подсознательно ищет себе жену, схожую с матерью. Если отношения с матерью складывались плохо, юноша стремится найти жену с противоположными качествами, чем мать.

Таким образом, для полноценного развития детям необходимо видеть перед собой пример добрых, уважительных взаимоотношений между обоими родителями. Причём роль каждого взрослого в этом взаимодействии различна: женщина обеспечивает базовое доверие к миру, а мужчина – связь с этим миром.

Вы спросите, что плохого в том, что ребёнок привязан к маме, мама – это забота, эмоциональный комфорт? Разве женщина не сможет научить решимости, целеустремлённости, благородству, мужеству и мальчика, и девочку? МОЖЕТ!

Женщина может многое! Она часто просто поставлена перед такой необходимостью – уметь обходиться без мужчины, иногда заменять его. Женщина даже может превосходить мужчину в чисто мужских качествах («мужская решительность», «мужская прямота»), может быть мужественнее многих мужчин Однако не может женщина – быть мужчиной.

Отношения ребёнка с отцом на 2-3 году жизни призваны во многом обеспечить трудный и конфликтный процесс индивидуализации ребёнка, мужчина открывает малышу альтернативный опыт отношений, благодаря которому он может и должен начать воспринимать себя отдельно от матери. Мальчику нужен отец как образец для подражания, но и в развитии девочки отец играет не менее важную роль. Девочка не подражает отцу, но его одобрение придает ей уверенность в себе.

У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдается развитие «женских» черт характера: излишняя мягкость, женственность и словесная агрессивность. Мальчики предпочитают игры и занятия, традиционно свойственные девочкам. Женственных мальчиков отвергают мальчики и охотно принимают девочки, а маскулинных девочек отталкивают девочки и принимают мальчики. Женщина для мальчика выступает в роли авторитета, защитника, командира.

Мальчик не станет мужчиной по духу только потому, что он родился с мужским телом. Он начинает чувствовать себя мужчиной и вести себя, как мужчина, благодаря способности подражать и брать пример с тех мужчин и старших мальчиков, к которым он чувствует дружеское расположение. Чем больше ребёнок привязан к матери, тем менее активно он может противостоять агрессии окружающих и зависимым от сверстников.

Девочки легче адаптируются к разным ситуациям: они менее чувствительны, чем мальчики в дошкольном возрасте и полностью копируют своих мам, бабушек, но при этом также не всегда знают, как вести себя и как строить отношения с представителями противоположного пола, испытывают скованность, неловкость.

Любой крен в сторону одного типа любви материнской или отцовской ведёт – к искажению мироощущения ребёнка и нарушениям поведения.

Семейное воспитание – это разумное совмещение отцовской и материнской позиции: отец учит ребенка тому "что". а мать - тому "как". отец учит ребенка "быть кем-то". а мать - "кем-то для кого-то".