Игрушки для развития мелкой моторики рук у детей: обзор по возрастам

Мелкой моторикой называют скоординированные действия мышечной, нервной, зрительной и костной систем при выполнении точных и мелких движений пальцами и кистями рук и ног. Особую важность получает её формирование у детей в раннем возрасте, без которой они потом не смогут адаптироваться в жизни. Чаще всего используются всевозможные игрушки для развития мелкой моторики, которые в обязательном порядке должны быть у каждого ребёнка.

Зачем нужны игрушки для развития моторики?

Почему в жизни ребёнка игрушки для развития моторики должны играть такую важную роль? Неужели без них он не сможет стать полноценным, нормально развитым человеком? Судите сами:

  • 1/3 коры головного мозга, которая отвечает за двигательные функции, отведена под действия кистей рук: поэтому без таких игрушек невозможно и развитие определённого участка головного мозга;
  • рядом с этой важной 1/3 частью располагается участок мозга, отвечающий за речь: не развивая у малыша мелкую моторику, вы будете виноваты в нарушениях речи. которые проявятся позднее;
  • это развивает у крохи ловкость и сноровку: в будущем он будет успешно справляться с различными задачами, начиная от застёгивания пуговиц и заканчивая красивым почерком;
  • и, конечно, любые игрушки дарят ребёнку хорошее настроение.

Поэтому так важно уделить развитию детской моторики максимум внимания. В отличие от игр и специальных упражнений, игрушки для развития моторики рук доступны детям с самого малого возраста. Значит, надо этим пользоваться.

У грудничков

Как только вы заметите, что ваш малыш начинает активно хватать всё, что попадается ему под руку, не упустите этот важный момент. Пришла пора вводить в его обиход первые игрушки для развития мелкой моторики. Что это может быть?

  • Погремушки, сделанные не только из привычной нам пластмассы, но и из дерева, и из ткани: пусть маленькие пальчики чувствуют различный материал;
  • книжки с мягкими страничками из ткани;
  • развивающий коврик, в который будут вмонтированы и небьющееся зеркальце, и мягкие пружинки, и всевозможные «шуршалки» и «пищалки»;
  • развивающий центр представляет собой яркую панель, на которой будет множество различных ручек, кнопочек, дисков — их все можно вертеть и поворачивать в разные стороны.

Хватательный рефлекс начинает проявляться у детей в 3 месяца, так что всеми этими игрушками запастись нужно уже к этому времени.

От 1 года до 3 лет

Ближе к году вы заметите, что ранее купленные вами игрушки для развития моторики перестают интересовать малыша. И это совершенно правильно. Он уже успел их освоить вдоль и поперёк, поэтому приготовьте для него что-нибудь более трудное и интересное:

  • кубики, из которых можно строить всевозможные конструкции;
  • пирамидки;
  • конструкторы ЛЕГО;
  • сортер — логический куб с отверстиями различной формы, в которые ребёнок должен вложить фигурки;
  • игрушки-матрёшки;
  • фигурки на магнитах;
  • доски Сегена — крупные паззлы для самых маленьких.

Помните о том, что как только ребёнок освоит одну игрушку, заменяйте её на другую. Если что-то даётся ему с трудом, не настаивайте на выполнении трудной пока для него задачи. Отложите: через какое-то время вы сможете вернуть его к этой игрушке, и у него всё получится.

От 3 лет и старше

После 3 лет ребёнку нужны более серьёзные игрушки для развития моторики рук, которые будут помогать ему в формировании речевых навыков и сноровки:

  • игрушки-шнуровки подготовят ребёнка к тому, что к школе он уже будет ловко и быстро завязывать шнурки;
  • уже более сложные, чем доски Сегена, паззлы;
  • мозаики;
  • куклы-перчатки и пальчиковые куклы: устройте вместе со своим ребёнком дома настоящий кукольный театр.

Ответственные родители заранее заботятся о будущем развитии своего ребёнка, выбирая для него не простые, забавные, ничего не значащие безделушки, а именно игрушки для развития мелкой моторики. Они с самого раннего возраста и до школьной скамьи должны стать главным атрибутом жизнедеятельности малыша в этот ответственный период. Облегчите своим детям жизнь — украсьте их детство умными, полезными, нужными вещами.