Я учусь читать

Опубликовано Май 8th, 2013. Комментарии: 29

И не столько тем, что она читает. А тем, что ей интересно читать. Инициатива чтения исходит от Ани.

На сегодняшний день она с радостью читает вывески на улицах, названия книг, заголовки статей, и вообще все, что попадается на глаза.

Каждое прочитанное слово доставляет дочке удовольствие. Удовольствие того, что она сама узнала!

В этой статье я расскажу, как наша дочка учится читать. Как мы поддерживали ее интерес и помогали. Будет не верно, если я скажу, что ничего не делала, чтобы вызвать интерес дочки к чтению. Безусловно, делала! Но незаметно, в игре.

Ниже будут наши этапы обучения чтению. Уверенна вы найдете для себя интересные моменты.

Учим буквы (звуки) с ребенком

Примерно в год – полтора Аниной страстью были кубики: деревянные с буквами. Аня строила из них башню,  а я называла букву (звук) на каждом кубике. Аня ломала башню, и все начиналось сначала. Позже мы придумали много ролевых игр с этими кубиками.

По ссылке можно прочесть о том, как выучить буквы с ребенком. Там я подробно рассказывала, на что обратить внимание, и как не допустить самой грубой ошибки в обучении.

Но выучить буквы с ребенком – это не самое главное. Скорее даже совсем не главное. Главное – привить интерес ребенка к чтению. Сначала малыш будет с удовольствием слушать как читаете вы, а чуть позже начнет читать сам.

Как научить ребенка читать

Немного нашего опыта. Читать дочке я начала очень рано. Еще до года. Аня очень любила свои малышковые книги  и с удовольствием слушала их. Потом я незаметно начала показывать ей буквы.  Примерно к 2.5 — 3 годам у дочки пропал интерес к буквам и к играм по чтению в любом виде. Я никогда не навязываю дочке то, что ей не интересно.

В тоже время я придумывала разные игры, в которых участвовали буквы, слоги, склады, но такая игра продолжалась максимум 3-4 минуты. Что ж, я не настаивала. Просто откладывала их до «лучших времен».

Но. Я всегда использовала 2 приема пассивного обучения чтению. Они не навязчивы, не нагружают ребенка, не требуют дополнительного времени и абсолютно незаметны.

Учимся читать незаметно: два простых приёма

Первый прием используем во время чтения книг

Мы с Аней очень много читаем. И каждый раз, во время чтения я прочитывала по складам названия книг, заголовки рассказов или глав. При этом проводила пальцем под каждым складом. Склады произносила четко и старалась, чтобы дочка следила глазами за моим пальцем.

Если позволяло время и интерес дочки, я быстро показывала ей одинаковые склады: «смотри, вот «КА» и вот «КА» и продолжала читать дальше. 

В дальнейшем, если ребенку интересно можно поиграть в игру: «Найди одинаковые склады в слове или в предложении»

Второй прием используем во время рисования

Я всегда подписываю рисунки. Если рисует дочка, я спрашиваю, что она нарисовала, и предлагаю ей подписать каждый объект. Подписываю печатными буквами и проговариваю по складам. Когда мы рассматриваем рисунок, я прочитываю надписи, проводя по ним пальцем.

Многие наши рисунки висят в домашней картиной галерее (я рассказывала о ней в статье «Как хранить детские рисунки »).  И эти надписи невольно «мозолят» глаза и запоминаются визуально.

Учимся читать через письмо

В какой-то момент у детей проявляется интерес к письму.

Родители могут сами вызвать этот интерес. Например, подписав вместе открытку бабушке или предложив поиграть в почтальона: взрослые пишут короткое письмо, а ребенок подписывает адресата: МАМА, ПАПА. Очень хорошо работа почты расписана в книге «Город добрых дел » — после ее прочтения ребенок будет с радостью играть в почтальона и учиться подписывать письма.

Да, и писать можно не только ручкой или фломастером. Составлять слова можно из кубиков, магнитной азбуки или карточек с буквами.

У нашей дочки интерес к письму появился примерно года в три. Ей стало интересно, как пишутся слова. Писала она очень много. Простые слова сама (мама, папа, Аня, баба). Более сложные – спрашивала.

Я придумывала ассоциации для букв. Дочке это очень нравилось, и она легко запоминала, как пишутся буквы.

Например, буква Л – шалашик. Буква Д – шалашек на подставке с ножками. Буква К – вертикальная палочка с усиками.

Помогайте ребенку «услышать» слово

Например, дочка задает вопрос:

-«Как написать велосипед?».

Я помогаю ей: Давай послушаем слово: ВЕ-ЛО-СИ-ПЕ-Д. С какого слога начинается слово?

Дочка говорит: ВЕ. Как написать ВЕ?

Я: В-Е

Дочка пишет, а дальше уже сама проговаривает: ВЕ-ЛО. Л-О. и т.д.

Так в процессе написания букв ребенок очень прочно запоминает буквы, учится слышать слово, разделять его на склады.

И в один прекрасный момент она начала читать.

Появился интерес. И дальше я помогала.

Как помочь ребенку начать читать?

Мне очень нравится «Букварь» Натальи Жуковой. Ее методика проста и понятна малышам.

Как только дочка начала интересоваться чтением, мы начали играть с Букварем. Не каждый день, а только когда был интерес. Благодаря первым страницам букваря, Аня четко поняла, как соединять буквы в слоги.

И начала читать все подряд: этикетки на продуктах, надписи на кнопках бытовой техники, рекламу на зданиях, вывески магазинов, обложки на книгах.

Еще одно хорошая книга,  которую я бы порекомендовала мамам деток, начинающим читать: «Я учусь читать ». Ане нравится разглядывать ее, читать выделенные слова. Любит она и со мной играть по этой книге.

Обязательно поддерживайте интерес ребенка к чтению: хвалите его, стимулируйте читать, добавляйте в свои любимые игры элементы чтения. Например, у нас дочке очень нравятся небылицы — и вот эта игра вызывает у нее особый интерес.

Теперь давайте подведем итог  

Как научить ребенка читать:

1. Создаем опережающую среду вокруг ребенка (кубики с буквами, азбука, в том числе говорящая (фонетическая), чтение книг);

2. Даем нужную информацию в игре, ненавязчиво и мягко;

3. Разделяем слова на склады;

4. Прочитываем ребенку заголовки по складам, проводя пальцем – так чтобы ребенок прослеживал склады глазами;

5. Учимся читать через письмо;

6. Создаем ассоциации к буквам. 

Книги которые помогут научить ребенка читать