Развитие новорожденного ребенка, особенности психического развития новорожденного

Новорожденный ребенок, придя в наш мир, оказывается намного беспомощнее любого детеныша. Не имея тех врожденных рефлексов, коими обладает только что родившийся щенок или котенок, малыш намного медленнее адаптируется к окружающему миру. Zhurnal-razvitie.ru предлагает полный перечень рекомендаций по развитию новорожденного малыша.

Безусловные рефлексы, заложенные в мозгу животных, позволяют им гораздо быстрее приобрести навыки, необходимые в первую очередь для выживания: защита, ориентирование, охота и пр. Поведение же человека не может формироваться только под воздействием врожденных реакций: оно складывается постепенно, по мере развития коры головного мозга. Нормальное функционирование и развитие новорожденного ребенка напрямую зависит от интенсивности тренировки всех его органов чувств (анализаторов). Помощь в получении различных аналитических данных при помощи восприятий и ощущений должен, конечно же, предоставить взрослый. Только при таких условиях головной мозг новорожденного будет развиваться нормально. Стоит оградить ребенка от какого-либо типа впечатлений, как его формирование во взрослую личность значительно затормозит.

Особенности развития новорожденного ребенка

Основная роль или так называемая доминанта, на ранних этапах развития новорожденного ребенка принадлежит сенсорным ощущениям, т.е. полному телесному контакту. Как известно, восприимчивость к прикосновениям наиболее развитое чувство у новорожденных из всех существующих. Именно поэтому так важно общаться с ребенком не только при помощи слов и жестов, но и путем касания, обнимания, поглаживания и прочих тактильных приемов.

О том, что тактильное общение играет основополагающую роль в нормальном развитии новорожденного. досконально описано в довольно жестоком эксперименте, поставленном четой Деннисов. Это исследование стало основополагающим в изучении психологии взросления. Оно заключалось в наблюдении за двумя девочками-близняшками, находящимися в полной автономии от социального вмешательства. План был такой: на протяжении 14 месяцев строго ограничить контакты детей как друг с другом, так и с окружающим миром. Комната, в которой находились девочки, имела окно с видом на небо и крону близрастущего дерева и мебель, зато в ней не было украшений и игрушек. За время эксперимента (с 1-го по 15-ый месяц) супруги Деннис входили в комнату только для ухода за новорожденным, ограничив или исключив вообще словесный контакт. Чтобы малыши не видели друг друга, между кроватками была сделана специальная перегородка.

Процесс принятия пищи, к сожалению, описан не так подробно, как хотелось бы. Однако, известно, что кормили малышей, держа их на руках, а так же использовали поглаживания и щекотку. Появление каждого нового действия у детей тщательно фиксировалось.

За период исследования их возникло 154, и по сравнению с другими 40 новорожденными, которые воспитывались в обычных социальных условиях, особого отставания в развитии замечено не было. Сомнения вызывали только три навыка: дети неуверенно хватали находящийся в подвешенном состоянии предмет, сидели не без поддержки и не очень твердо стояли на ногах. Исправление возникших проблем не заняло, однако, много времени: для полного восстановления оказалось достаточно простого комплекса упражнений. Впоследствии сестры не просто хорошо развивались, но по-настоящему эмоционально были привязаны к тем, кто их воспитывал.

Первое что необходимо новорожденном ребенку

Выводом из этого эксперимента стала твердая психологическая позиция, что новорожденных детей необходимо при кормлении держать на руках, даже тех, которые находятся на искусственном вскармливании. Все специалисты в области психологии сходятся во мнении, что ребенка на протяжении 7-8 месяцев нужно держать на руках как можно чаще, при этом носить его даже по дому, называя предметы и действия окружающих. Таким образом, родитель воссоздает работу младенческого мозга, специально акцентируя внимание на нужных вещах из хаоса окружающего мира.

Первое познание мира новорожденный осуществляет вместе с молоком матери, находясь непосредственно у нее под грудью. Вот почему так важно рожать в отделениях, где контакт с ребенком происходит с первых минут его жизни и не прерывается все время нахождения его в больнице. По степени общительности женщины гораздо активнее, чем мужчины, поэтому ограничение общения матери и ребенка может впоследствии пагубно сказываться на развитии речи. и это при условии, что принципы питания, гигиены и ухода не нарушались.

Восприятие окружающей действительности и эмоциональное развитие новорожденного ребенка страдают, когда он находится в разлуке с матерью. Талант ребенка любить себе подобных напрямую зависит от количества той самой любви, которую ему подарили в раннем детстве, а также от того, во что она «выливалась». Темперамент и настроения матери определяют становление собственного мировоззрения у ребенка, и это выражается в отношении к окружающим и к жизни вообще: радостное или грустное, злобное или доброе. На этом этапе зарождаются отличительные черты характера каждого ребенка, которые потом станут определяющими при формировании личности. Поэтому любой случай общения с детьми, при котором он получит определенную порцию положительного настроения или уверенности в любви к себе, так же важен, как питание и здоровый образ жизни. Все переживания матери, как положительные, так и отрицательные (и стрессы в том числе), немедленно переносятся на ребенка. Даже радость от красивой одежды или окружающей обстановки может служить источником для создания хорошего настроения у мамы и малыша.

Количество внимания и проявленной заботы сильно влияет на развитие новорожденного ребенка, особенно на проявление доверия или недоверия ребенка к окружающему миру. Самое простое, с чего стоит начинать проявлять усиленное внимание, — это уход и гигиена. Такое изобретение, как памперсы, значительно упрощают уход, а, следовательно, резко ограничивают контакт новорожденного и матери. Чем чаще к ребенку подходят, прикасаются, гладят и разговаривают, тем комфортнее ему в новом мире, он чувствует любовь и заботу и его боязнь окружающего постепенно исчезает. И, наоборот, чем меньше тактильного общения, ласковых слов и добрых интонаций, тем подозрительнее новорожденный относится к окружающей обстановке, которая со временем перерастает в страх и другие психологические проблемы (например низкая самооценка ).

Развитие новорожденного  по месяцам

Первый месяц развития новорожденного

Положение ребенка очень похоже на то, в котором он находился в утробе: конечности согнуты, ладошки сжаты в кулачки, голова «смотрит» в бок, чтобы можно было дышать. Если новорожденного перевернуть на живот, то он некоторое время пытается поднять и повернуть головку, однако эти попытки пока безуспешны. Такие вещи как хватание, сосание или вздрагивание при резких звуках проявляются очень сильно. Фиксирование взгляда на поднесенном предмете осуществляется на несколько секунд при условии, что предмет находится на расстоянии около 35 см. Появляется способность узнавать родные лица и голоса и реагировать на них, ведь лицо человека – это первый атрибут, который ребенок начинает различать.

Второй месяц развития новорожденного

Положение на животе приобретает новые оттенки: ребенок может опереться на предплечья или ручки, приподнимая тело на несколько сантиметров. Фиксирование лиц и предметов происходит уже увереннее. Узнавание родных голосов и обличий сопровождается улыбкой, что является свидетельством нормального психологического развития ребенка. Проявление эмоций, появление отдельных звуков и определенных движений знаменует окончание периода новорожденности и начало младенчества, ходя медицина, считает этот этап завершенным с первым приростом веса (после 10 дней жизни).