Статья «Закаливание как вклад в развитие личности ребенка»

Закаливание как вклад в развитие личности ребенка .

Традиционно закаливание рассматривается в контексте проблемы оздоровления детей, повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным средовым условиям. Действительно, специальная литература определяет цели закаливания как выработку способности организма быстро приводить работу органов и систем в соответствие с меняющейся внешней средой. Воздействие оказывается многократным чередованием температур, водных и воздушных режимов. Польза и роль закаливания детей многократно доказана и подтверждается данными медиков нашего ДОУ по статистике заболеваемости. Однако нам бы хотелось поднять личностные и развивающие аспекты закаливания и их влияние на развитие ребенка.

Одной из центральных задач воспитания в ДОУ является физическое развитие и оздоровление ребенка, а значит, воспитание его культуре здоровья. Необходимо привить здоровые установки, дать некоторую информацию и организовать практику оздоровления, переходящую в привычку. Вся работа нашего ДОУ направлена на формирование активной позиции в отношении собственного здоровья. И закаливание – это один из компонентов, который ребенок может самостоятельно реализовать и контролировать как в саду, так и домашних условиях.

Участие детей в системе закаливания упражняет у них волевые и произвольные компоненты поведения, способствует появлению таких качеств личности, как решительность, ответственность, настойчивость, исполнительность. Интеллектуализация закаливания, т. е. предоставление научной доступной информации о жизнедеятельности организма и построение процесса на этой основе, способствует развитию форм, а так же операций и качеств мышления, развивает воображение.

Свой проект закаливания детей мы строили именно на этих основах и подходах к пониманию этого важного оздоровительного направления. Проект «Солнце, воздух и вода» подготавливался нами совместно с детьми с весны и реализовывался в летний период. Это особенно актуально – с точки зрения заявленного нами подхода, т. к. дети проводят отпуска вне ДОУ и должны научиться самостоятельно и ответственно закаливаться и просто пребывать на солнце, воздухе и воде. Итак, основные принципы реализации проекта были: осознанность, самостоятельность выполнения, ответственность за качество и результат, обучение родителей основам закаливания и контроль над ними. Такое превращение детей в учителей для своих родителей дало дополнительный ресурс проекту, позволило организовать эффективную совместную работу с родителями по закаливанию.

Собственно обливание, босоножие, воздушные и солнечные ванны были только одним из элементов работы. Параллельно мы с детьми изучали тело человека, и основы его здоровья, пели, рисовали, готовили правильную одежду для лета – а потом презентовали её родителям, учили стихи и ритмические речевки для закаливающих процедур. Родители тоже в рамках проекта не остались без внимания. С ними проводились такие формы работы, как консультации, беседы, развлечения, обучающие упражнения. Но главное – мы вводили идеи развития детей, навыков самоконтроля и ответственности за свое поведение летом.

Результаты работы мы смогли оценить осенью, когда вся группа была в сборе. Дети совместно с родителями представили свои фотоотчеты по закаливанию. А главное – за лето они окрепли, выросли и повзрослели.

На наш взгляд, организуя даже такой обязательный процесс оздоровления в ДОУ, как закаливание, воспитатель должен и может искать ресурсы роста и развития ребенка, совершенствовать его морально-волевые качества и способствовать повышению воспитательной компетентности семьи дошкольника.