Природа-мать

Я ходил по горам, я глядел меж лугов В журавлиные очи родных родников; Издалека выслушивал шум тростников И ночного Аракса медлительный ход. Здесь я дружбу узнал, и любовь, и почет. САМЕД ВУРГУН

Мы часто слышим слова: «природа-мать». И это не просто поэтический эпитет, а емкое и точное определение существа естественного материального мира планеты, ее органической и неорганической ипостасей. Да, действительно, наша уникальная планета— древняя колыбель жизни, бесконечно и непредсказуемо разнообразной, движущейся, развивающейся, возрождающейся.

На протяжении всей истории человечества люди жили в тесном общении и контакте с природой. Природа была и продолжает оставаться кормилицей человека, источником его существования, вдохновения.

Наши предки, не постигшие естественных законов, обожествляли природу, ее явления, придавая стихийным силам сверхъестественный смысл. С развитием науки и знания мистический ореол, которым люди окружали мир природы и космоса померк. Открылась взаимообусловленность всего сущего на земле и в природе, ее великая гармония, связь между ее мельчайшими звеньями. И люди чаще стали задумываться о правомерности своего вторжения в гармонию этих связей, в тончайший естественный механизм.

Наконец человек понял, что природа не создала ничего лишнего. Понял, по образному выражению Р. Эмерсона, что сорняк—это «растение. достоинства которого еще не открыты». Вот ведь как оказывается: и ядовитая змея, и дождевой червь. и муравей—ничто не лишнее. Более того—необходимое. Все, что есть в живом мире,—это звенья одной цепи. При уничтожении одного из них цепь разрывается, нарушается сложнейшая экологическая система, а это чревато самыми серьезными последствиями, и в первую очередь для человека.

. Самое дорогое для нас—дети. И каждый должен уяснить, что, вырубив дерево, погубив птицу, он рискует оставить своих детей без будущего леса, без радости общения с живой природой.

«Каждый раз, когда я вспоминаю, как в детстве разорял муравейники. птичьи гнезда, губил крошечных, только что открывших глаза птенцов, я не могу себе этого простить»,— наверное, эти ощущения азербайджанского писателя Г. Мехтиева заставят задуматься многих.

В одном из современных международных документов —«Всемирной стратегии охраны природы » (МСОП) — говорится: «Мы не унаследовали землю у наших отцов. Мы взяли ее в долг у наших детей». Наши дети должны не только получить от нас в наследство живую природу Земли, но и быть готовыми передать ее потомкам.

Увы, не перевелись еще и такие «любители природы», которым ничего не стоит ради сиюминутной корысти, а порой и без особой на то надобности истребить живые создания природы, нуждающиеся в нашей помощи и заботе.

Современному человеку хорошо известны печальные последствия беспечного и бездумного природопользования, узкоотраслевой эксплуатации природных богатств без учета возможных изменений среды. Часто леность ума и экологическое невежество становятся причиной гибели окружающей человека природы, угрожая в конечном счете и людям.

Птицы все чаще выбирают себе пристанищем озера и водоемы, расположенные в непосредственной близости от жилья человека. Сейчас это стало общей тенденцией, поскольку по мере того, как расширяются земельные угодья, обрабатываемые человеком, места обитания зверей и птиц все больше приближаются к человеку, его жилью, полям и садам. Зачастую перепела, жаворонки. коростели, турачи, а также зайцы расселяются на лугах, пшеничных, кукурузных, клеверных и просяных полях. В этом случае они подвергаются повышенной опасности: во время покоса гибнет немало только что выведенных птенцов. Угроза гибели подстерегает их и после жатвы, когда жгут стерню. Иногда огонь охватывает и прилегающие к полям и лугам кустарники, где также водится немало птиц и прочей живности.

Попробуем прислушаться к тревожным сигналам нашей природы и вместе поразмыслить о путях сохранения разумной гармонии в соотношении «природа—человек», гармонии, которая служит благу нынешних и грядущих поколений.

Трудно понять тех, кто не любит природу или даже просто равнодушен к ней. Похоже,что на таких людей нельзя положиться. Не способный оценить величие природы и мудрость ее законов—сможет ли он любить по-настоящему Родину, мать, оценить подлинную дружбу? Не понимающий природу— где ему понять и человека?

По глубокому убеждению, эстетическое воздействие природы на человека не менее важно, чем те физические блага, которыми она нас наделяет. С этих позиций я и стремился по возможности убедительно показать необходимость законодательных мер, нацеленных на сохранение животного мира. их высокую экологическую и социальную значимость. Хотелось прежде всего, чтобы каждый понял угрозу, нависшую над природой, и в частности над животным миром, чтобы он проникся сочувствием к его представителям, по-прежнему полагающимся только на быстроту ног или силу крыльев, в то время как человек вооружен всеми современными орудиями охоты. Этим стремлением и вызван экскурс в прошлое с его богатой фауной, становящейся все беднее по мере того, как отдаляется прошлое, а освоение мира человеком интенсифицируется. Если мы не научимся делать выводы из ошибок прошлого, мы совершим их еще больше, и последствия в будущем будут еще плачевнее.

Исчезнувших представителей животного мира уже не вернуть. Но сохранить живущих, включая и тех, что попали на страницы Красной книги. можно и нужно. Для этого в первую очередь надо остановить процесс снижения их численности — в этом суть проблемы.

Душой своей и плотью человек связан с природой, сердце его бьется в одном ритме с ней. Забота о природе—это забота человека о себе, ибо он—часть природы. Но еще точнее—это забота человека о человечестве. Эта маленькая на первый взгляд разница действует порой успокаивающе: ведь наносимый природе вред, как и меры по ее исцелению, будут ощущаться лишь спустя какое-то время. Ощущаться нашими детьми, внуками, более далекими потомками. Простят ли они нам наши сегодняшние ошибки? Ответ ясен — ведь мы не прощаем нашим предкам тех исчезнувших отнюдь не единичных представителей животного мира, о которых знаем только по рисункам, а часто и вовсе лишь по упоминаниям. И если живших ранее нельзя судить очень строго хотя бы потому, что многие грехи взяли они на себя по незнанию, по неведению, то с современников спросится много строже. Потому хотя бы, что в наше просвещенное время люди в состоянии предвидеть последствия своих деяний.

При всем драматизме многих приводимых фактов будущее все-таки оптимистично. Оптимизм этот рожден той большой работой, которая сегодня проводится по охране окружающей среды в нашей стране и в мире в целом. Задача состоит в том, чтобы усилить эту работу, придать ей больший размах и ускорение.