Индийское сари в истории и мире моды

Традиционная женская индийская одежда сари – это прямоугольное полотнище ткани длиной от 5 до 9 м и шириной до 1, 2м. Такой метраж позволяет надеть сари женщине любой комплекции. Сари делает женщину элегантной и в то же время чувственной и стильной.

Слово сари произошло от пракритского слова саттика, что означает полоску ткани. В Индии ткань олицетворяет создание Вселенной. «Сутра» (нить) является основой, «сутрадхара» (ткач) — создателем или творцом Вселенной. Самое раннее описание сари, известное в истории Индии,– это статуя жреца в долине Инда, одетого в драпированную ткань.

Сари, состоящее из одного куска ткани — более позднее нововведение. В более древние времена женский костюм также, как и мужской, состоял из набедренной повязки и драпированного куска ткани, выше талии тело оставалось обнажённым. Эта одежда называлось дхоти, и всё это можно было позволить себе, благодаря жаркому климату Индии. Древние индийские скульптуры и божества изображены в подобной повязке. Весь этот наряд дополнялся покрывалом, которым закрывали плечи и набрасывали на голову. Как считают историки, именно дхоти постепенно преобразовалась у женщин в сари.

С IV века н. э. уже формируются правила ношения дхоти и сари, появляются элементы различия между мужской и женской одеждой.

Ткань, которую используют для сари, обычно имеет орнаментальное оформление с различной цветовой гаммой, которая варьируется в зависимости от кастовой принадлежности и региона страны. При оформлении сари используются различные виды драпировок, что отражает возраст, статус, профессию и вероисповедание женщины.

Самые различные материалы со всем многообразием цветовой палитры украшают сари и делают женщину привлекательной. Фантазийный экзотический принт, набивные или жаккардовые орнаменты, расшитые бисером и жемчугом материалы – всё это является основой в создании современного национального костюма сари.

Очень важно выполнить правильную драпировку сари, чтобы малейшая неточность не испортила весь наряд. Один из способов, используемых часто в народе, – это когда женщины обертываются сари, как дхоти, затем укладывают его наискось на груди, пропуская под одним плечом на спину и наперед через другое плечо.

Самый распространённый способ оформления сари был изобретён жёнами индийских раджей. Они драпировали сари в стиле «ниви», который популярен и сегодня. Этот стиль отличается тем, что сари обёртывается один или два раза вокруг бёдер. Большая часть ткани собирается на талии в мелкие складочки (в гармошку) и закрепляется спереди. Оставшаяся часть драпируется наискось на груди и перебрасывается через левое плечо. Вниз свисает край сари - паллу, который украшается самым богатым декором. Часто этот край – паллу женщины накидывают на голову, скрываясь от палящих лучей солнца.

Есть и другой способ оформления паллу. Если конец ткани достаточно длинный (1,5 – 2 метра), тогда его протягивают между ног и далее перекидывают через левое плечо. Получается одежда, похожая на брюки.

И ещё один популярный вид ношения сари – с блузкой-чоли и длинной юбкой. Чоли – это короткая блузка, которая надевается под сари. Раньше чоли закрывали только грудь, сейчас и грудь, и спину. Чоли имеют прилегающий покрой, что выполняется за счёт вытачек или шнуровки на спине. Таким образом, подчёркивается форма тела. Это главная общая черта всех видов чоли. В остальном они могут отличаться наличием рукавов или быть без рукавов, на бретелях. Рукава могут быть как втачные, так и цельнокроеные.

Длина рукавов обычно до локтя. Длина чоли ограничивается под грудью, оставляя остальную часть тела открытой. Чоли выполняют из ткани ярких цветов, контрастных с цветом сари. Длинная юбка называется павада.

Декоративное оформление сари очень богатое, наиболее распространённые цвета – зелёный, зелёно-голубой, золотисто-жёлтый, алый.

Сари остается почти неизменным, на протяжении многих тысячелетий.

Повседневный и нарядный костюмы индийской женщины обязательно включают сари — настолько оно соответствует национальному облику народа.