Значение крылатых выражений – Легкость в мыслях необыкновенная, лишние люди, луч света в темном царстве, любви все возрасты покорны

Легкость в мыслях необыкновенная

Выражение из комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”, 1836 год, действие 3, явление 6: (Хлестаков) “Моих, впрочем, много есть сочинений: “Женитьба Фигаро”, “Роберт-дьявол”, “Норма”. Уж и названий даже не помню. И всё случаем: я не хотел писать, но театральная дирекция говорит: “Пожалуйста, братец, напиши что-нибудь”. Думаю себе: “Пожалуй, изволь, братец!” И тут же в один вечер, кажется, всё написал, всех изумил. У меня лёгкость необыкновенная в мыслях”.

Главный герой комедии, Иван Александрович Хлестаков, желая произвести впечатление на своих слушателей, приписывает себе произведения, написанные другими авторами, и придумывает массу историй, которые с ним никогда не случались.

Говорится всегда иронически или с осуждением о болтливом человеке, который не задумывается над тем, что он говорит или делает.

Пример из литературы:

Нет ничего безнадёжнее попыток автора навязать читателю собственное мнение, не утруждая себя глубокой аргументацией, изложением убедительных доказательств. “Лёгкость необыкновенная в мыслях” не может служить украшением серьёзной журналистики (А. Романов, “Речь идёт о воспитании человека”).

Лишние люди

Выражение, возникшее на основе повести И. С. Тургенева “Дневник лишнего человека”, 1850 год.

“Лишними людьми” называли социально-психологический тип героев русской литературы 1-й половины 19 века. Название “лишний человек” вошло в употребление после “Дневника лишнего человека” И. С. Тургенева, но сам тип героя сложился раньше: Онегин (“Евгений Онегин”, 1823 – 1832 годы, А. С. Пушкина), Печорин (“Герой нашего времени”, 1840 год, М. Ю. Лермонтова), Бельтов (“Кто виноват?”! 1841 – 1846, А. И. Герцена). Сюда же относятся и герои И. С. Тургенева: Рудин (“Рудин”, 1856) и Лаврецкий (“Дворянское гнездо”, 1858 год). При всём внешнем различии “лишних людей” объединяло нечто общее: представители дворянских кругов, они были одиноки и чужды окружающей их среде, так как не могли примириться с действительностью и стояли выше её. Но для них характерна душевная усталость, глубокий скептицизм, разлад между словом и делом. Критически относясь к окружающей среде, “лишние люди” не сумели найти в жизни настоящего применения своим силам, знаниям, и поэтому их благородные устремления, мечты о будущем остались неосуществлёнными. “Лишними” они казались в самодержавно-крепостнической стране, но в истории русской общественной мысли, в истории духовного развития передовой интеллигенции эти герои сыграли прогрессивную роль.

Примеры из литературы:

1) Создался особый тип “лишних людей”, положительно изнемогавших под игом двоегласия (противоречия), источником которого была, с одной стороны, литература, а с другой — жизнь. Этот тип был в своё время усердно разрабатываем литературой, но он не был выдуман ею, а прямо выхвачен из жизни. Правда, что от этих изнемоганий и самобичеваний практически не было никому ни тепло, ни холодно и что, в большинстве случаев люди, страдавшие двоегласием, всё-таки представляли известную долю симпатичности (М. Салтыков-Щедрин, “Круглый год”);

2) Я неудачник, лишний человек… Что вы хотите, батенька, от нас, осколков крепостничества… Мы вырождаемся (А. Чехов, “Дуэль”).

Луч света в темном царстве

Название статьи Н. А. Добролюбова, 1860 год.

“Тёмное царство” — здесь: символ самодержавно-крепостнической России.

В статье Н. А. Добролюбова дан анализ пьесы А. Я. Островского “Гроза”. Самоубийство героини пьесы, Катерины, Добролюбов рассматривает как протест против произвола и самодурства “тёмного царства”. Правда, это ещё пассивный протест, но он свидетельствует о том, что в угнетённых массах пробуждается сознание своего достоинства и своих прав. Поэтому Добролюбов и назвал Катерину “лучом света в тёмном царстве”.

Смысл. прогрессивное, светлое явление в среде отсталости и произвола. Обычно употребляется по отношению к прогрессивным деятелям или явлениям.

Пример из литературы:

Это был “луч света в тёмном царстве”, первая попытка выступить против существовавших условий крепостного права, которая, хотя и закончилась неудачей, имела важное значение для всей последующей борьбы народа.

Любви все возрасты покорны

Выражение из романа в стихах А. С. Пушкина “Евгений Онегин”, 1823 – 1832 годы, глава 8, строфа 29.

Смысл. любовь приходит к человеку в любом возрасте.

Примеры из литературы:

1) Миша и Марина считали себя навек созданными друг для друга. Во всяком случае, если, как утверждал поэт, любви все возрасты покорны, то в особенности это относится к нашим влюблённым, которым вместе ещё не исполнилось и сорока (В. Александров, “Затянувшийся фокстрот”);

2) — Вы ещё занимаетесь гимнастикой? — простодушно удивилась хозяйка гостиницы. — А почему бы и нет? Гимнастике, как и любви, все возрасты покорны (А. Авдеенко, “В поте лица своего…”).