Александр Васильев: «Лучше быть стильным, чем модным!»

Историк моды Александр Васильев любит цитировать Бернарда Шоу: «Следовать моде смешно, а не следовать — глупо!» «Умение почувствовать эту тонкую грань и есть чувство стиля. Лучше быть стильным, чем модным!» — считает маэстро.

— Александр, вы как-то сказали, что быть модным уже не модно…

— Да, если под модой понимать слепое следование трендам и копирование образов из глянцевых журналов. Мода как таковая в первую очередь предназначена для молодежи, которая пока еще находится в поиске. А люди другого возраста, которые уже сформировали свой стиль, имеют право следовать только ему. Мода не для всех — только для богатых и для молодой хорошей фигуры. Настоящая мода — это всегда очень дорого, а стиль — нет. Можно быть самой стильной — и ничего не потратить. А можно скупить все, что продается в модных галереях, и остаться безвкусной и вульгарной. Только в представлении русских человек является модным, если он скупил последние изделия разных марок и имеет огромный выбор одежды. 27% мирового экспорта класса люкс идет на нашу страну. У нас немало диких людей, готовых за любые деньги это все скупать. А европейцы никогда не будут покупать сумки Hermes или Louis Vuitton, потому что это безумно дорого и непрактично. Мода в Западной Европе давно умерла. Она живет только у нас. В Париже никто не модничает: обычные люди одеваются так, как им нравится. А мы все еще не уверены в себе…

— Почему, как вы считаете?

— У нас все эти лейблы — знак власти и статуса. Выражать это иначе — умом, хорошими добрыми делами — мы пока не научились. Да и демографическая ситуация в России играет злую шутку. Наши женщины просто вынуждены наряжаться. У нас ведь неравное соотношение мужчин и женщин. Вот дамы и стараются нравиться «на всякий случай». А вдруг. Никто не выходит ненакрашенным, без каблуков, без прически. У нас нет женщин с сединой, а в Европе они сплошь и рядом. У нас все стремятся молодиться, а во всем цивилизованном мире больше всего ценят естественность и красивое… старение. Да-да, молодые не в моде! Сейчас, кстати, главная героиня моды — женщина 35–45 лет.

— Лейбломания давно не в тренде, искусственная молодость тоже. Тогда что?

— Сегодня неприлично быть ходячим сборищем брендов. Роскошь, гламур — все это прошлый век. Недаром Dolce & Gabbana в шутку переводят как «Дорого и Глупо». В цене — дорогая обыденность, интеллектуальная мода и «новая скромность»: шубки мехом внутрь, серенькое или черненькое платье. Скромненькое, и при этом идеально скроенное! Никаких бриллиантов — кризис создал моду на бедность.

— А как вы относитесь к демократизации моды, когда бюджетные бренды быстро перерабатывают подиумные тенденции?

— Прекрасно! Ведь люди, у которых нет денег, чтобы сходить в бутик, тоже должны красиво одеваться. А благодаря доступным маркам одежды у них появляется шанс порадовать себя, даже снять стресс. Ведь психотерапевтического эффекта шопинга никто не отменял. В мире осталось не так уж много радостей. Поэтому я за то, чтобы люди покупали то, что им нравится. Пусть даже подделки покупают: если им от этого хорошо, то дай им Бог счастья! (Улыбается.)

«Главный тренд летнего сезона — стиль ретро: платья в духе 60-х, сетка, вуаль, горох, кружево, полоска, воротнички. Да-да, прямо как у бабушек — божьих одуванчиков. И забудьте об узкой одежде: облегание, нарочитое подчеркивание силуэта выходит из моды. Мой вам совет: покупайте вещи на пару размеров больше».

Факты и цифры

• Александр Васильев родился 8 декабря 1958 года в Москве.

• Автор декораций более чем к 110 постановкам в 25 странах мира.

• Больше 30 лет историк моды собирает свою коллекцию костюмов — это 15 тысяч экспонатов, от XVII века до современности.

• Написал 29 книг по истории костюма и моды общим тиражом около 80 тысяч экземпляров.

• С 1994 года Васильев читает курсы лекций по истории моды на четырех языках.

• С 2009 года — ведущий заседаний модного суда в программе «Модный приговор».

— Что посоветуете носить этим летом?

— Главный тренд сезона — стиль ретро: платья в духе 60-х, сетка, вуаль, горох, кружево, полоска, воротнички. Да-да, прямо как у бабушек — божьих одуванчиков. Актуальны набивные рисунки: анималистические, геометрические, цветочные. Откажитесь от однотонных вещей: в моде сложные сочетания не менее трех цветов (так называемый колорблокинг). Выбирайте зеленые, желтые цвета, нежные оттенки розового. И забудьте об узкой одежде: облегание, нарочитое подчеркивание силуэта выходит из моды. Мой вам совет: покупайте вещи на пару размеров больше. Одежда должна быть объемной, воздушной, летящей. И по-прежнему остается бескаблучная обувь: удобные балетки не сдают своих позиций. И большие сумки: в них должен входить iPad. Так что этот тренд не уйдет, пока не изобретут гаджет поменьше.

— Прическа, макияж — тоже в стиле ретро?

— Тут смешение сразу нескольких ретро-тенденций: что-то из 60-х, что-то из 70-х. В моде гипертрофированно пышные и вьющиеся волосы. Если вы их раньше выпрямляли, стараясь добиться гламурной гладкости, то сейчас растрепывайте и взбивайте! Должно получиться нечто вроде львиной гривы или даже афро-прически а-ля Анжела Дэвис. Отдавайте предпочтение темным цветам. Блондинки, увы, не в моде! Макияж — в стиле диско: зеленые, голубые, розовые, сиреневые тени, довольно темные румяна, яркая помада. В прошлом остаются пухлые губы и выщипанные брови. Главное — натуральность: маленький аккуратненький ротик, естественная форма бровей. Более того — актуальны брови широкие, пышные, даже слегка взлохмаченные.

— Вы сказали, что модно сочетать цвета. Как этому научиться?

— Если у вас нет врожденного вкуса, то действительно придется учиться. Ничего нового я не посоветую: надо чаще ходить в музеи, на выставки, смотреть работы колористов, изучать сочетания, которые встречаются в моде, в кино, в живописи, в природе, наконец. Так постепенно можно натренировать глаза.

— Есть две тенденции: подиумная мода и street fashion, который формируется на улицах. Как вы думаете, в каком направлении будет развиваться мода?

— Эти направления будут взаимопроникать друг в друга. И все же улица все больше влияет на подиумную моду. В основе street fashion лежат молодежные субкультуры (готы, хип-хоперы, хипстеры, панки и так далее). Уличная мода отличается смелыми экспериментами и разрушением стереотипов, поэтому ее влияние столь широко. Именно с улицы пришла мода на странность во внешности, не на красоту в обычном понимании, а, скорее, на какой-то недостаток. Это мода на кривоватые ноги, даже косолапость, мода на пирсинг, на крупные татуировки. В мужской моде к этим трендам добавляются еще и бритые головы, шрамирование, всевозможные гайки на лице. Вряд ли это украшает мужчину — скорее, делает его более диким, даже асоциальным. Но все это странным образом притягивает женщин.

— А кого вы считаете иконой стиля и как ею стать?

— На этот вопрос сложно ответить: красивых женщин во все времена было немало, и сегодня пруд пруди. Но, к сожалению, мало в ком есть индивидуальность. Для меня иконы стиля — Любовь Орлова, Людмила Гурченко. Из наших современниц — Тина Канделаки, Эвелина Хромченко, Рената Литвинова. Чтобы стать иконой стиля, мало быть усыпанной бриллиантами и быть замужем за миллиардером. Нужно заслужить славу, твой стиль должен быть эталоном для миллионов. Истинная икона стиля, например, Сара Бернар, которая спала в гробу под одеялом, вышитым цветами, или дочка портного Теда Барра, которая утверждала, что родилась в египетской пирамиде. Но, конечно, не обязательно входить в крайности, да и вообще, не нужно стремиться стать иконой стиля, это не каждому дано. Но научиться быть элегантной — можно!