История китайской медицины

История Ханьской медицины самая древная в традиционной китайской медицине. В ней накоплен богатый практический опыт и теоретические знания.

Истоки китайской медицины лежат в бассейне реки Хуанхэ. Китайская медицина очень рано создала свою научную систему. В длительном процессе ее развития появились многие известные врачи, а также важные школы и книги.

3000 лет тому назад в Китае среди обнаруженных надписей на черепашьих панцирях и костях животных эпохи Инь-Шан содержались записи о медицине и методах лечения десятков заболеваний. В эпоху Чжоу в китайской медицине получили хождение четыре метода лечения – визуальный, слуховой, речевой и осязательный. Болезни лечились также с помощью целебных трав, иглотерапии и хирургических вскрытий. В периоды Цинь и Хань в Китае появился первый китайский медицинский трактат «Хуанди нэйцзин», в котором была систематически изложена теория китайской медицины. Эта книга является самым ранним трудом о китайской медицине, которая сохранилась до сегодняшнего дня. В «Трактате об экзогенных лихорадочных и разных болезнях», созданном знаменитым доктором китайской медицины Чжан Чжунцзином, объясняются методы лечения различных трудноизлечимых болезней. Эта книга стала основой для дальнейшего развития клинической медицины в Китае. При династии Хань китайская хирургия достигла достаточно высокого уровня. В книге «Саньгочжи» («Летописи о троецарствии») есть сведение, что в то время знаменитый целитель Хуа То уже начал проводить хирургические операции с помощью анестезирующих средств.

В царстве Вэй, в период правления династии Цзинь, «Эпохи Южных и Северных династий», при династиях Суй и Тан, а также в период «Эпохи 5 династий и 10 царств» метод пульсового лечения получил заметное развитие. В книге «Майцзин» («Трактат о пульсе»), кисти знаменитого целителя династии Цзинь Ван Шухэ, в трактате перечислено 24 видов пульса. Эта книга оказала большое влияние на развитие китайской медицины. Она издавалась также и в зарубежных странах. В этот период китайская медицина стала развиваться по направлению узких специализаций. Были выпущены в свет многие труды, посвященные отдельным специальным подразделам медицины, например, такие как «Трактат по иглоукалыванию и прижиганию», труды по даоской алхимии –«Рецепты, появившиеся после правления Чжоу», «Баопузы». Кроме того, этот период отмечен появлением труда «Лэйгун паоцзюлунь» о фармацевтике, трактата «Люцзюаньцзы гуйифан» о хирургии, и книги «О причинах возникновения разных болезней», а также «Лулуцзин» о педиатрии. В «Новом издании трактата о корнях и травах» были заложены основы фармацевтики. «Инхайцзинвэй» -- труд, в котором содержалось офтальмологическое знание. При династии Тан появились труды «Тысяча золотых важных рецептов» и «Секретные рецепты», написанные знаменитыми целителями Сунь Сымяо и Ван Тао.

При династии Сун (960-1279) в изучении медицины наблюдался важный сдвиг изменение в сфере обучения иглотерапии и прижигания. Ван Вэйи составил иллюстрированную книгу «Точки для иглотерапии на теле человека». Несколько позже он разработал и изготовил две бронзовые модели человека для иглотерапевтического обучения. Это оказало большое влияние на развитие иглотерапии в последующие годы. При династии Мин (1368-1644) некоторые представители китайской медицины предложили разделить эпидемические болезни от других заболеваний. При династии Цин теория эпидемических заболеваний полностью оформилась, вышло в свет пособие «О лечении эпидемических болезней».

Европейская медицина стала проникать в Китай в период династии Мин. В то время некоторые представители китайской медицины стали выступать за «сочетание китайской медицины с европейской». Они стали предшественниками взглядов сочетания китайской медицины с европейской, которые распространены в современную эпоху.

Теоретические основы китайской медицины были заложены более 2 тысяч лет назад. Значительное количество древних медицинскихзнаний сохранено в докитайском (221-2007 г. до н.э.) специальном трактате "Внутреннее оружие" - обширнейшей записи, содержащей знания и опыт китайской медицинской теории того времени.

В период царствования династии Хан (206 до н.э.-220 н.э.) китайская традиционная медицина накопила ценнейшие даже для наших дней и уровня современной медицины знания и сведения по лечению многих болезней. Подтверждение тому мы находим в известном трактате "Лечение болезней, вызванных факторами холода" (Шан Хан Лун) автора Чан Чунчин.

Одна из наиболее известных китайских работ по медицине - "Материя медика" - была составлена в эпоху царствования династии Мин автором Ли Ши-чен. Эта энциклопедическая работа открыла новую эру в мировой истории фармакологии. Работа содержит описания 1892 различных видов лекарственных препаратов. Эта работа была переведена на несколько иностранных языков и оказала сильное влияние на развитие медицины в странах Восточной Азии и Европы.

У китайцев существует своя, совершенно уникальная методика, позволяющая систематизировать лекарственные препараты и способы их применения. Она в значительной степени расходится с методиками и системами западной медицины. Философия, стоящая за китайской медициной базируется на положении, что человек живет между небом и землей и сам подобен Вселенной в миниатюре. Материя, из которой состоят живые существа, рассматривается как принадлежащая "инь" или женскому пассивному началу. Жизненные функции живых существ, с другой стороны, рассматриваются как принадлежащие "ян" или мужскому активному началу. Функции живых существ описываются в терминологии следующих 5 центров тела.

1."Сердце" или "разум" (hsin). Относится к "командному" центру тела, который провозглашает себя как сознательный или интеллектуальный.

2."Легкие" или "респираторные" системы (fei). Эта система регулирует различные внутренние функции тела и поддерживает кибернетический (космический) баланс.

3."Печень" (kan). Это понятие означает одновременно связь конечностей с туловищем, механизмы эмоционального реагирования на окружающую (внешнюю) среду, а также деятельность внутренних органов.

4."Селезенка" (p'i). Это система органов, регулирующая распределение полезных веществ по организму, а также обмен веществ, принося силу и энергию человеческому телу.

5."Почки" (shen). Это определяет систему регуляции запасов полезных веществ и использования энергии. Эта система определяет силу человеческой жизни. Эта теория использует описание системы функций организма и носит условное название "скрытые феномены" (ts'ang hsiang).

Всем известно, что смена времен года, изменения в погоде могут иметь влияние на человеческое тело. Наиболее выраженный эффект вэтом плане имеют ветер, холод, жара, влага, сухость и внутренний жар. Чрезмерные или экстраординарные изменения в погоде могут причинить вред телу, и все эти факторы называют шестым (после "печени" и т.д.) фактором, вызывающим болезни. С другой стороны, смены настроения (счастье, гнев, чувство беспокойства, печаль, огорчение, страх и удивление), если они слишком сильны, также причиняют вред здоровью. Китайцы именуют этот фактор "семью эмоциями". В китайской медицине существует 6 факторов, вызывающих болезни, которые, взаимодействуя с "семью эмоциями", формируют основу для возникновения патологий болезни. Эти теоретические модели вкупе с теорией скрытых феноменов используются для анализа конституции пациента и его болезни и диагностирования точной причины его общих физических и психологических потерь баланса (равновесия). Основываясь на этом анализе, врач может рекомендовать тот или иной метод, чтобы откорректировать этот дисбаланс.

Объектом китайской медицины является ЧЕЛОВЕК, а не только его болезнь. И это одна из основных особенностей китайской национальной медицины. Как думают китайские медики, болезнь - это только указание на существование дисбаланса в самом человеке.

Согласно китайской старинной легенде, Шен Хун, отец китайского сельского хозяйства и глава древнего клана, испытывал на себе сотни различных трав, одну за одной, чтобы открыть их полезные свойства и медицинское назначение. Шен Хун был не одинок в своем начинании, и в течение последующего тысячелетия многие любознательные китайцы исполняли роль "подопытных кроликов", продолжая испытывать на себе свойства различных растений, многие из которых оказались ядовитыми для человека.

Итак, китайские целители классифицировали различные травы и их составы в соответствии с определенными частями тела (см. теорию выше), а затем тестировали их, чтобы определить степень токсичности и оптимальную дозу для достижения лечебного эффекта.

Например, стебель китайской эфедры является потогонным средством, но корни этого же растения, наоборот, контролируют потоотделение. Растение kassia bark по натуре горячее, но используется для лечения простуд. Мята по натуре прохладная и используется для лечения симптомов болезни, вызываемой перегреванием. Это собрание опыта укрепило и подтвердило понимание феномена человека и увеличило применение "травных" средств в китайской традиционной медицине.

Сходные принципы лежат в основе всей жизнедеятельности человека (проживание в какой-то внешней среде, жизненные ритмы, пища, которую он предпочитает или избегает, его личные взаимоотношения, его речь и жесты) - все это является инструментом для лучшего понимания его болезней и предложения методов лечения согласно среде проживания человека. Когда дисбаланс выявлен, он может быть откорректирован, и баланс энергии (а следовательно и здоровье человека) будет восстановлен. Кроме того, категорическим основным принципом китайской терапии является управление движением энергий тела.

Дополнением к лекарственным средствам (травам) часто служит акупунктура, чья история ведет свое начало еще со времен "дописьменной" (т.е. до возникновения письменности в Китае) эпохи. Но до времен царствования династии Хань эта взаимосвязь не была полностью изучена и не использовалась в полной мере. Теоретической основой этой системы является управление так называемым с'hi (течение жизненной энергии). С'hi течет по телу через систему главных и вспомогательных каналов тела. В определенных точках этих каналов могут быть вставлены акупунктурные иглы, чтобы ликвидировать дисбаланс в течении с'hi и сконцентрировать силы организма именно в тех точках, где это наиболее необходимо.

В 1980 году ВОЗ выпустила список 43 типов патологий, которые могут быть эффективно вылечены с помощью акупунктуры. Кроме того, использование акупунктуры в качестве анестезии при хирургической операции или для обезболивания при родах давно не является новостью. Акупунктура легка в применении (выполнении), она имеет многосторонний эффект и, как следствие, широкое признание и применение. Все это открыло новое поле для научной деятельности и медицинских исследований.

Сегодня, к примеру, правительство Тайваня предприняло значительные усилия для того, чтобы "осовременить" традиционные практики китайской медицины. Результатом этих мер стало массовое комплексное изучение как традиционной китайской, так и современной восточной медицины. Это сочетание в большинстве случаев эффективно излечивает такие сложные заболевания, как гепатит, гипертония и другие тяжелые хронические патологии.

В сфере фармакологии ученые - медики сегодня активно тестируют и создают оптимальные концентрированные дозы китайских природных средств для коммерческого использования. Препараты эти более удобны и приемлемы для пациентов, чем старый метод "варки супа".

В области фундаментальной науки полным ходом идут серьезные исследования пульсовой диагностики. Старинные методы измерения пульса при помощи наложения на пульс трех пальцев теперь заменены специальными "реакторами давления", которые преобразуют пульсовые изменения в электромагнитные волны, которые регистрируются на экране и обрабатываются компьютером.

Подводя черту под нашим кратким исследованием, можно отметить, что многие открытия в медицине были сделаны именно при помощи синтеза традиционной и современной науки в Китае, что, в свою очередь, привело к открытию для целого мира ряда новых медицинских методов и диагностик для лечения самых сложных заболеваний.

По материалам AsiaPacific

У нас на форуме тоже просят рассказать про историю в СССР, а также в России до революции.

Говорят, что первое отделение ИРТ в СССР было создано в Центральной Клинической Больнице еще в 50-х годах, после командировки группы советских врачей в Китай. А многие же (в том числе и я) думают, что Восточная медицина у нас появилась не раньше, чем в 90-х после перестройки.

Уважаемые, я не историк науки, такой непосильный труд взять на себя не могу, а личные истории - это личное (к месту можно и рассказать). В сети много материала, стоит порыться.

Отмечу лишь главные штрихи истории:

Обычно принято считать, что иглоукалывание началось в СССР в 50-е годы (после возвращения бригады врачей и профессоров из КНР). Да и вообще считается, что восточная медицина где-то очень далеко и никакого отношения к России не имеет - полный вздор!

Россия - многонациональная страна, здесь всегда была и восточная медицина в том числе. А некоторые ее формы были представлены в полном виде и даже практиковались при царском дворе (тибетская медицина). Вообще-то правильнее было бы начать со времен Великой орды, несомненно это было время мощного культурного обмена.

Первой клиникой где начали практиковать тибетскую медицину был госпиталь лейб-гвардии гренадерского полка в С-Петербурге (теперь это территория 1-го мед. ин-та), а недалеко от этого места находится знаменитый ИЭМ (ин-т экспериментальной медицины) где был специальный научно-исследовательский отдел. На Фурштадской находилась клиника и аптека тибетской медицины д-ра Бадмаева, на даче которого у Поклонной горы собирались оздаравливаться многие царедворцы, об этом много написано и, даже, снят фильм (где роль Бадмаева играл мой покойный товарищ). Все основные лекарственные ресурсы д-р Бадмаев получал главным образом из Китая. Коллекция этих средств (по сути Бэнь Цао Ган Му) хранится в Ботаническом саду тут же неподалеку от 1-го Меда.

Вообще если говорить о городской топографии, тибетская медицина как-то локализовалась в районе Аптекарского о-ва (Петроградская сторона и Гренадерская застава) и р-на, который в народе называют "Пески" (р-н Таврического сада и далее к Синопской набережной) - это самое высокое место в Питере, которое никогда не затапливалось - отсюда Пески. Сюда же следует отнести и р-н Поклонной горы (но тогда это был далекий дачный пригород).

Надо сказать, что благодаря активизации деятельности тибетских медиков и работы дацана, вопрос о легализации восточной медицины обсуждался (при императоре Александре III) на самом высшем уровне, и если бы не смерть государя, еще неизвестно как сложилась бы судьба не только восточной медицины в России, но и вообще отношений с Дальним Востоком и Центральной Азией. Александр III был крестным отцом д-ра Бадмаева (который в свою очередь был потомком Чингиз хана), т.е. по сути они были родственниками. Например известно, что огромную роль последний сыграл при строительстве транссибирской магистрали и КВЖД (но об этом очень хорошо и много написано, рекомендую ознакомиться).

Что касается китайской медицины, первые врачи, которые описывали китайскую медицину входили в состав духовных миссий в Пекине. Надо сказать, что и столичная медицина с интересом относилась к методам восточной медицины. Первое клиническое описание применения акупунктуры принадлежит знаменитому терапевту и диагносту Прохору Алексеевичу Чаруковскому (1790-1842, о нем см. здесь:http://hghltd.yandex.com/yandbtm?url=http%3A//www.slovarik.ru/slovari/beo/%3Fslovo%3D13758&text=%D7%E0%F0%F3%EA%EE%E2%F1%EA%E8%E9++%CF%F0%EE%F5%EE%F0+%C0%EB%E5%EA%F1%E5%E5%E2%E8%F7&reqtext=%28%D7%E0%F0%F3%EA%EE%E2%F1%EA%E8%E9%3A%3A2063133498+%26%26+%CF%F0%EE%F5%EE%F0%3A%3A510546+%26%26+%C0%EB%E5%EA%F1%E5%E5%E2%E8%F7%3A%3A91562%29//6&dsn=415&d=845782), он отмечает высокую эффективность иглотерапии при ревматизме (тогда этим термином обозначали боли в суставах и мышцах) и люмбоишиалгии. Далее этим занимались последовательно - А.А.Татаринов (1845, 1853), П.А.Корниловский (1863), П.П.Пясецкий (1882). С 1901 по 1903 г.г. выходят работы А.Я.Виолина и В.В.Корсакова.

В Советское время особо следует отметить работы Э.С.Вязьменского (диссертация защищена в 1948 году в Военно-медицинской академии им. С.М.Кирова), знатока китайского языка и древних текстов. Ну а позже, началось.

В этом году будет праздноваться 50-ти летие рефлексотерапии в России (организатор проф. В.С.Гойденко). В 1956 году из КНР вернулась бригада врачей и профессоров, которые изучали китайскую медицину "на месте". Были созданы инструкции по применению иглотерапии ну и т.д. Дальше вы все можете прочитать в любом издании посвященном иглотерапии в советское время, написанным членом этой "бригады".

Справедливости ради следует сказать, что интересовала врачей не только иглотерапия и прижигания, но и другие методы китайской медицины - вы можете найти "Лекарственные средства китайской медицины" (авторы супруги Ибрагимовы, по сути это изложение содержания Бэнь Цао Цзин), а такой автор как проф. Г.И.Красносельский будучи физиотерапевтом и курортологом изучал китайские виды оздоровительной гимнастики (материалы диссертации, а так же "Китайская гимнастика для лиц пожилого возраста"). Конечно это были "первые ласточки" поэтому не надо строго судить этих авторов и их труды.

Многие китайцы (и не только) жившие в СССР во времена "Великой Дружбы" также занимались китайской медициной - это совершенно не описанный пласт. Я помню в детстве в соседней аптеке продавали полынные сигары для прижиганий (любопытно, что их рекомендовали как вполне эффективное средство для окуривания помещения с целью профилактики простудных заболеваний).

Другой пласт связан так сказать с "живым обменом". Речь идет об обмене студентами МедВУЗов в 50-х. Я знавал некоторых. Многие еще живы и могли бы рассказать массу интересного. Одну из этих увлекательных историй с сюжетом как минимум для полнометражной кинодрамы и полнометражного же киноромана я когда-нибудь возможно расскажу, если главный герой позволит мне это сделать.

д-р Артур

_________________

С уважением

д-р Артур Нарсисович Ахметсафин

Введение в историю традиционной китайской медицины

Традиционная китайская медицина – великая сокровищница, которая способствовала расцвету китайской нации и развитию мировой медицины.Сегодня она стала достоянием всего человечества. Интерес к традиционной китайской медицине не случаен. Сегодня учёные и практикующие врачи всего мира признают глубокие исторические корни этой системы и, что особенно интересно, современность её. Что это значит? Философское мышление традиционной китайской медицины соответствует развитию современной науки.

Первая медицинская книга в Китае появилась в 500-х годах до нашей эры. Это был «Лечебник императора Хуанди». Уже в этом медицинском трактате были даны основы учения об инь – ян и у син. Его царствование, согласно преданиям, началось в 2698 г. до. н. э.

Но обратимся еще далее в глубь веков, к героям древних китайских преданий Шеньнуну и Фуси, т. е. к концу 4 и началу 3 тысячелетия. И хотя данные о тех временах не ясны еще даже археологам, именно этим полулегендарным героям и приписывается роль основателей китайской медицины. Однако и на них одних нельзя ссылаться. Ведь если Шеньнун, согласно преданию, "испробовал все травы, а Фуси изготовил иглы" (для акупунктуры), то нужно предполагать, что еще в первой половине 3 тысячелетия на основе коллективного опыта были определены, пусть в общих чертах, лечебные и ядовитые свойства ряда растений и, несомненно, таким же путем обнаружены и установлены связи между укалыванием иглой и течением определенной болезни.

Таким образом, даже не обращаясь к еще более ранним историческим материалам, можно сделать вывод о том, что китайская медицина является одной из наиболее древних медицин народов, населяющих земной шар.

Еще китайские врачи Каменного века лечили больных в духе теперешней традиционной китайской медицины: археологи нашли каменные иглы, которые, безусловно, предназначались для лечебных целей. Позднее, в бронзовый и железный век старые иглы были заменены все более тонкими металлическими. Также и лечение прижиганиями лекари применяли для оказания помощи больным уже в очень раннее время. Это относится и к природным веществам, например к растениям, минералам и отдельным частям тела животных. Примерно в пятом веке до нашей эры затем развились обе первые и важнейшие философские школы в китайской культуре: конфуцианство и таоизм. Они имели решающее значение для развития китайской медицины.

Учение Конфуция о морали

Конфуций родился в 552 году до н. э. и жил в политически неспокойное время, когда обычаи и мораль все больше приходили в упадок. Он изучил старые рукописи и на их основе создал свое моральное и социальное учение. В нем он описал правила безупречного образа жизни, как для правителей, так и для народа. Для китайской медицины имело значение учение о пяти стихиях, корни которого в значительной части находятся в конфуцианстве.

Труд Ляо Цзэ «ТЯО ТЭ КИН»

В резком противоречии с конфуцианством находится таоизм, основателем которого был легендарный Лао-цзэ (предположительно четвертый или третий век до н. э.). Если Конфуций предписывал точные правила для жизни, то Лао-цзэ высказывался в своей философии лишь весьма теоретически. Основным трудом таоизма является знаменитая книга «Тао Тэ Кин». В таоизме речь идет о гармонии между человеком и космосом. Отсюда ведет свое происхождение теория двух начал «инь» и «ян». До наших дней конфуцианство и таоизм, а также буддизм, который оказал влияние, придя из Индии и Тибета, являются столпами культуры и повседневной жизни Китая. На этом фоне и следует понимать теории и воображаемые модели китайской медицины.

Отцы искусства целительства

В истории китайской медицины было много знаменитых врачей. Они написали ряд классических трудов, которые сохраняют свое значение и до настоящего времени.

Хуан Ди, «Желтый император»

Хуан Ди, «Желтый князь» (император), был одним из мифических властителей древнего Китая. Ему приписывается первая известная книга китайской медицины «Хуан Ди Нэй Цзин». Заглавие можно перевести так: «Классический труд Желтого князя по внутренней медицине». Труд был создан между 500 и 300 гг. до нашей эры. «Хуан Ти Нэй Цзин» является основой для последующих классических медицинских книг, т. е. своего рода «библией» по китайской медицине. Теперешнее издание содержит, впрочем, и много нового материала, который был добавлен в течение прошедших лет.

Еще не выяснено, был ли Хуанди исторической личностью или это символическое название целого периода, длившегося несколько столетий. Но в период, называемый этим именем, существовала вполне определенная и весьма развитая цивилизация. В это время строили дома на сваях, обрабатывали землю с помощью вьючных животных, умели разводить тутовый шелкопряд, разматывать его коконы и делать из нитей ткань, а глиняные сосуды украшали многокрасочной росписью в виде спиралей и сеток.

Хуа То - «бог хирургии»

Во втором столетии нашей эры жил знаменитый врач Хуа То, которого еще и теперь почитают как «бога хирургии». О нем говорят, что создал эффективное оглушающее средство (наркоз), что позволяло выполнять операции без боли. К сожалению, данных о составе этого средства не сохранилось.

Чжан Чжун Чин - «Гиппократ востока»

Современником Хуа То был знаменитый врач Чжан Чжун Чин, который по праву именуется «Гиппократом Востока». Китайская медицина обязана ему важным вкладом в лекарственную терапию. Его основной труд называется «Сян Хань Лунь», классическая книга по заболеваниям, связанным с простудой. Японское учение о целебных растениях, так называемая «Кампо-медицина» («Полевая медицина») в значительных своих частях тоже восходит к этой книге.

Основные принципы традиционной китайской медицины

Философия, стоящая за китайской медициной базируется на положении, что человек живет между небом и землей и сам подобен Вселенной в миниатюре.

Учение об инь-ян

Эта теория признаёт материальность мира, который развивается и изменяется под воздействием противоположных начал – «инь» и «ян». Существование этих начал соотвествует закону борьбы и единства противоположностей. Древние китайские учёные отождествляли «инь» и «ян» с водой и огнём. «Инь» – вода, холодное, тусклое, направленное вниз. «Ян» – огонь, горячее, светлое, направленное вверх. Начала эти никогда не находятся в покое, они постоянно дополняют и изменяют друг друга.

В здоровом организме «инь» и «ян» находятся в гармонии. Заболевание возникает в результате нарушения равновесия «инь» и «ян». Отсюда вытекает, что необходимо в первую очередь бороться с этой основной, глобальной причиной болезни, восстанавливать гармонию (равновесие) «инь» и «ян». Как говорится в древней китайской медицинской книге: «. лечить на основании исследования причины болезни..». Устранив причину болезни, врач устраняет и проявления заболевания.

В организме человека, как и во всей природе постоянно происходят взаимосвязанные, но противоположные по своей сущности процессы. Это всеобщий закон жизни. Болезнь наступает тогда, когда один из этих процессов начинает преобладать в процессе жизнедеятельности органов. То есть, традиционная китайская медицина признаёт и глубоко учитывает связь человеческого организма отдельного человека с общим развитием и существованием окружающего мира.

Материя, из которой состоят живые существа, рассматривается как принадлежащая "инь" или женскому пассивному началу. Жизненные функции живых существ, с другой стороны, рассматриваются как принадлежащие "ян" или мужскому активному началу.

Они описываются в терминологии следующих 5 центров тела:

"Сердце" или "разум" (sin). Относится к "командному" центру тела, который провозглашает себя как сознательный или интеллектуальный.

"Легкие" или "респираторные" системы (fei). Эта система регулирует различные внутренние функции тела и поддерживает кибернетический (космический) баланс.

"Печень" (gan). Это понятие означает одновременно связь конечностей с туловищем, механизмы эмоционального реагирования на окружающую (внешнюю) среду, а также деятельность внутренних органов.

"Селезенка" (pi). Это система органов, регулирующая распределение полезных веществ по организму, а также обмен веществ, принося силу и энергию человеческому телу.

"Почки" (shen). Это определяет систему регуляции запасов полезных веществ и использования энергии. Эта система определяет силу человеческой жизни. Эта теория использует описание системы функций организма и носит условное название "скрытые феномены" (xian xiang).

Всем известно, что смена времен года, изменения в погоде могут иметь влияние на человеческое тело. Наиболее выраженный эффект в этом плане имеют ветер, холод, жара, влага, сухость и внутренний жар. Чрезмерные или экстраординарные изменения в погоде могут причинить вред телу, и все эти факторы называют шестым (дополняющим пять основных) фактором, вызывающим болезни.

С другой стороны, смены настроения (счастье, гнев, чувство беспокойства, печаль, огорчение, страх и удивление), если они слишком сильны, также причиняют вред здоровью. Китайцы именуют этот фактор "семью эмоциями".

Таким образом, в китайской медицине существует 6 факторов, вызывающих болезни, которые, взаимодействуя с "семью эмоциями", формируют основу для возникновения болезни. Эти теоретические модели вкупе с теорией скрытых феноменов используются для анализа и диагностирования точной причины физических и психологических потерь баланса (равновесия) пациента. Основываясь на этом анализе, врач может рекомендовать тот или иной метод, чтобы откорректировать этот дисбаланс.

В официальной европейской медицине до сих пор считается, что организм состоит из отдельных органов, и те или иные органы функционируют сами по себе. Нет единого представления о функционировании всего организма в целом, а тем более о системе управления всеми этими органами.

Древние китайцы, в силу отличного от нашего восприятия мира, создали модель, которая позволяла понять человека как единое целое, как нераздельное единство тела, духа и души (ума). Поэтому и лечение по ТКМ основывается на принципе цельности. Оно учитывает все три упомянутых аспекта.

Кроме того, китайский врач будет всегда назначать вам лечение, ориентированное лично на ваш организм.

Еще одним категорическим основным принципом китайской терапии является управление движением энергий тела:

«Ци» должно свободно течь

Здоровье и болезнь с точки зрения традиционной китайской медицины можно описать следцющим образом: Жизненная энергия течет через тело по определенным путям, так называемым "меридианам", чем и обеспечивается выполнение функций тела. Если ваша "ци" течет равномерно и в достаточном количестве, то вы здоровы. В организме сохраняются порядок и гармония. Если свободное течение будет чем-нибудь нарушено, то вы заболеете, так как возникнут беспорядок и дисгармония. Это выразится в недомогании и других телесных признаках (например, в цвете языка), которые точно исследует врач или другой специалист по ТКМ. Но ТКМ наряду с "ци" знает также и другие силы, которые действуют в нашем теле и упорядоченность которых может нарушаться.

«Жизненная энергия в равновесии»

Целью лечения по ТКМ является восстановление порядка и гармонии: застоявшаяся "ци" должна потечь, а при недостатке "ци" необходимо "пополнение" жизненной энергией. Врач ТКМ знает из опыта многих тысячелетий, как он должен применять методы китайской медицины, чтобы достичь этого. Подходящие лечебные мероприятия он может при этом назначить непосредственно на основе теории, из которой он выведет также и точный результат обследования. Теория и методы исцеления ТКМ образуют очень логичную и цельную медицинскую систему.

Особенности и отличия китайской традиционной медицины от западной медицины

Традиционная китайская медицина (называемая далее ТКМ) в последнее время признана как весьма эффективная система целительства, в том числе у нас. Даже в широких кругах медицины она теперь полностью признана. ТКМ основывается на тысячелетней и оправдавшей себя традиции и охватывает много больше, чем просто акупунктура.

Она предлагает: терапию с иглами и нагревом, акупунктуру и лечение Мокса; терапию природными веществами - лекарственную терапию; мануальную терапию - массаж руками Туина; расслабление и осознание собственного тела путем медитативных дыхательных и двигательных упражнений - медицинский кигон; расслабление мышц - меридиональная гимнастика; лечение подходящими питательными средствами и соблюдение жизненного режима - китайское учение о питании.

Объектом китайской медицины является ЧЕЛОВЕК, а не только его болезнь. И это одна из основных особенностей китайской национальной медицины. Как думают китайские медики, болезнь - это только указание на существование дисбаланса в самом человеке. Когда дисбаланс выявлен, он может быть откорректирован, и баланс энергии (а следовательно и здоровье человека) будет восстановлен.

Другой особенностью традиционной китайской медицины является то, что ее методы лечения посторонними и собственными силами составляют единую цельную систему. Посторонние силы - это когда вами занимается врач либо другой специалист традиционной китайской медицины (например, массажист, не являющийся врачом). Собственными силами - это значит, что вы можете сами при возникновении болезни оказать помощь процедурными мероприятиями, назначенными вашим врачом. Или делать то же самое для профилактики, чтобы сохранить свое здоровье.

Западная медицина пытается привнести здоровье извне. Традиционная китайская медицина, напротив, хочет помочь вам самим вылечить себя или оставаться здоровым. Она стремится стимулировать внутренние силы оздоровления, присущие каждому человеку. Она может вылечить больного и сохранить здоровье, благополучие и внутреннюю гармонию в течение всей длительной жизни. Классическая медицина занимается болезнями, китайская традиционная – здоровьем. В Китае термин «здоровье» понимается гораздо шире, чем на Западе. Совершенно здоровый человек – это тот, у кого в здоровом теле есть здоровый дух. Основные жизненные правила, дающие здоровье на долгие годы:

«Выбирай золотую середину»

«Только тот, кто избегает крайностей, остаётся здоровым, воплощая нераздельное единство тела, духа и разума»

Китайские медики утверждают, что здоровье – это не товар, который можно купить у врача. Непременное условие полного выздоровления – готовность больного активно участвовать в процессе лечения.

«Высшее искусство лечения – недопускать болезни»

Традиционная китайская медицина отличается от западных методов исцеления еще и в следующем: она разработала собственную большую теоретическую базу. В этой теории упоминаются, например, "инь" и "ян", жизненная энергия "ци" и многие другие экзотические понятия. Понятия и теории традиционной китайской медицины, конечно, не соответствуют современным научным критериям. Однако в качестве теоретических моделей они все же остаются и сегодня справедливыми и эффективными так же, как это было всегда - это доказывает ежедневный опыт. И они вовсе не являются такими уж "притянутыми за волосы", как это на первый взгляд кажется.

Древние китайцы пытались описывать только то, что они видели. Так как современные устройства и методы исследований им не были известны, они должны были объяснять функции жизнедеятельности и человеческий организм другим образом. Поэтому они создали мысленное здание, которое могло наглядно представить взаимодействие сил в природе и в человеческом организме.Сегодня в Китае предпринимаются значительные усилия для того, чтобы "осовременить" традиционные практики китайской медицины. Результатом этих мер стало массовое комплексное изучение как традиционной китайской, так и современной европейской медицины. Это сочетание в большинстве случаев эффективно излечивает такие сложные заболевания, как гепатит, гипертония и другие тяжелые хронические патологии.

В сфере фармакологии ученые - медики сегодня активно тестируют и создают оптимальные концентрированные дозы китайских природных средств для коммерческого использования. Препараты эти более удобны и приемлемы для пациентов, чем старый метод "варки супа". В области фундаментальной науки полным ходом идут серьезные исследования пульсовой диагностики. Старинные методы измерения пульса при помощи наложения на пульс трех пальцев теперь заменены специальными "реакторами давления", которые преобразуют пульсовые изменения в электромагнитные волны, которые регистрируются на экране и обрабатываются компьютером. Подводя черту, можно отметить, что многие открытия в медицине были сделаны именно при помощи синтеза традиционной и современной науки в Китае, что, в свою очередь, привело к открытию для целого мира ряда новых медицинских методов и диагностик для лечения самых сложных заболеваний

Развитие Чжень-цзю терапии - иглоукалывания

Медицина, как и астрономия, развивалась в Китае с древнейших времен, и одним из ее уникальных достижений стало открытие лечебного эффекта иглоукалывания. Древний миф приписывает это открытие императору Фуси, который, кроме того, отделил воду от суши и совершил массу других полезных подвигов. Многие исследователи склоняются к мысли, что эффект акупунктуры мог быть открыт в практике ритуальных татуировок. Во всяком случае, он был достаточно широко известен уже в середине 3 тысячелетия до н.э. что подтверждается археологическими находками. Так, при раскопках в центральном и северном районах Китая достаточно часто наряду с другими бытовыми и культовыми предметами обнаруживают бяньши – каменные иглы, упоминаемые в древнейших устных и письменных литературных памятниках. Совершенно не выдерживает критики распространенное мнение, связывающее возникновение акупунктуры с буддизмом, который по современным данным зародился почти на 2000 лет позже.

В течении долгого времени иглоукалывание развивалось чисто эмпирически, но уже во 2 тысячелетии до н.э. многочисленные обособленные школы стали обмениваться данными, а затем и объединяться. В 1 тысячелетии до н.э. началась выработка теории иглоукалывания, основанной на фундаменте ставших уже традиционными учений об Инь и Ян, У Син и др. К этому периоду относится появление древнейших медицинских сочинений: «ХУАН ДИ НЭЙ ЦЗИН» (8 в. до н.э.) и «НАНЬ ЦЗИН» (8-6 вв. до н.э.), не потерявших своей актуальности до наших дней. Вообще говоря, считается, что «ХУАН-ДИ НЭЙ ЦЗИН» был написан по приказу императора Хуан Ди в 27 в. до н.э. однако дошедший до нас текст по многим признакам не мог появиться ранее 8 в. до н.э. (по мнению ряда исследователей, он был написан только в 4-3 вв. до н.э.), и существование подлинного «ХУАН ДИ НЭЙ ЦЗИН», появившегося на 2000 лет раньше, ничем не подтверждается. Впрочем, императору Хуан-ди приписывается не только создание первого медицинского трактата, но также прорытие реки Хуанхэ и сооружение горы Тайшань (1591 м).

В эпоху «сражающихся царств» медицина в Китае бурно развивалась. В это время оформились 12 основных отраслей медицины, в т.ч. и акупунктура. Развивалась и фармакология (Яо Ли Сюэ) – по некоторым данным в 5-3 вв. до н.э. китайские врачи применяли до 60 тыс. лекарственных средств в составе более, чем 400 тыс. прописей.

Даосско-конфуцианская общенаучная методология не могла не оказать влияния на медицину, и в эпоху Цинь на основе эмпирической иглотерапии и традиционной методологии возникло, наконец, то, что впоследствии стало называться («Чжень-цзю») – лечение иглоукалыванием и прижиганием. Древние тексты «ХУАН ДИ НЭЙ ЦЗИН» и «НАНЬ ЦЗИН» подверглись в этот период основательной переработке и обрели окончательный вид; появилось большое количество новых сочинений. Так, при археологических раскопках в провинции Чанша в 1973 г. было найдено большое количество древних рукописей, в т.ч. древнейший из дошедших до нас текст «И ЦЗИН» и несколько трактатов почжень-цзю, содержащих описания 11 главных каналов (из известных ныне 12) и практические рекомендации по прижиганию и укалыванию каменными иглами. По некоторым признакам эти трактаты относятся к периоду 4-3 вв. до н.э.

Имея чисто практическую ценность, медицина сравнительно легко пережила период антифилософских репрессий Цинь Шихуан-ди, однако и из медицинских трактатов были изъяты теоретические выкладки, утерянные затем безвозвратно.

В эпоху династии Хань начался новый этап в развитиичжень-цзю: она была официально признана и по некоторым данным входила в перечень наук, знакомство с которыми являлось обязательным для врачей того времени. Сохранились записи врача Цюань Юй-и (215-177 гг. до н.э.), содержащие в т.ч. описания каналов ЦЗИНЛО и активных точек, а также рекомендации по их использованию. В эпоху Поздней Хань работал крупнейший специалист по акупунктуре и хирургии Хуа То (141-208 гг.), разработавший рекомендации по достижению максимального лечебного эффектачжень-цзю. Считается, что Хуа То является также основателем ветеринарии, и именно ему приписывается создание комплекса физических упражнений «Игры пяти животных» (дракона, тигра, журавля, обезьяны и змеи), из которого в дальнейшем развилась оздоровительная и воинская система ТАЙЦЗИ-ЦЮАНЬ. По-видимому, в этот же период зародились специфические виды гимнастик – Цигун, Нэйгун и Шоугун.

В 3 веке появился фундаментальный труд «ЦЗЯ И ЦЗИН», в котором выдающийся врач Хуан Фуми обобщил накопленный опыт и впервые систематизировал каналы и точки акупунктуры. Считается, что именно эта книга, попав в Японию, дала толчок развитию акупунктуры в этой стране. В период 6-10 вв.чжень-цзю бурно развивалась и получила распространение во всей Юго-Восточной Азии, проникла в Тибет, Индию и Монголию. Наконец, в 1026 г. врач Ван Вэй-и написал знаменитый труд «ТУН ЖЭНЬ ШУ-СЮЭ ЧЖЕНЬ-ЦЗЮ ТУ», рекомендованный специальным указом императора в качестве официального руководства для врачей. В приложение к трактату были изготовлены две бронзовые модели человека в натуральную величину с нанесенными на них каналами Цзинло и известными в то время точками. В тот же период Императорским Медицинским Советом было издано несколько стихотворных (для заучивания наизусть) руководств по Чжень-цзю; по некоторым сведениям несколько таких книг в 1295 г. были привезены в Европу венецианским путешественником Марко Поло, и, возможно, положили начало изучению акупунктуры на Западе.

В период 10-17 вв.Чжень-цзю окончательно оформилась, ее положения были увязаны с новейшими достижениями других областей медицины, в т.ч. анатомии (см. рисунок): были окончательно определены функции органов ЦЗАН и ФУ, топография каналов Цзинло, были изучены вне-канальные и «блуждающие» акупунктурные точки. В 1601 г. Ян Цзычжоу написал трудчжень-цзю ДА ЧЭН», в котором обобщил весь опытчжень-цзю, накопленный к тому времени. Тогда же были сформулированы некоторые принципы фармакопунктуры, сочетающейчжень-цзю (особенно – прижигание, т.е. ЦЗЮ) с применением разнообразных лекарственных средств. Вообще говоря, этот период (10-17 вв.) многие авторы с полным правом называют «золотым веком»чжень-цзю, ее широкое клиническое применение сочеталось с хорошо поставленной системой образования, чему способствовало книгопечатание, известное в Китае с 5-6 вв. Сохранилось большое число рисунков того времени, изображающих топографию каналов ЦЗИНЛО, почти не отличающуюся от современной.

С середины 17 века началось вытеснениечжень-цзю фитотерапией, бурное развитие которой подстегивалось проникновением в Китай европейской химии. В 19 веке стало очевидным отставание китайской науки от европейской, и правительства Китая предпринимали отчаянные попытки перенять и насадить западные знания и развить на их основе промышленность. К началу 20 векачжень-цзю в Китае была практически забыта, а в 1914 г. уже формально запрещена. В Японии, до середины 19 века практически не поддерживавшей отношений с Европой, процесс увядания акупунктуры носил не столь драматический характер, но и там к началу II Мировой войны она постепенно сдала свои позиции.

Однако в тот же период (17-20 вв.) происходил и обратный процесс – колониальная экспансия западных держав в Юго-Восточной Азии стимулировала изучение европейцами истории и культуры региона. Европейские (в первую очередь – французские и голландские) врачи начали все более внимательно изучатьчжень-цзю и фиксировать накопленный ею опыт. В 1671 г. в Гренобле был выпущен труд «Тайны китайской медицины», в 1603 г. голландский врач Я. Тенреве ввел в медицину термин «акупунктура», а в 19 веке методычжень-цзю уже достаточно широко применялись в европейской клинической практике для лечения ряда хронических заболеваний. Изучение и описание китайской медицины, в т.ч. – и акупунктуры, уже в середине 19 века входило в официальные задачи Российской духовной миссии в Пекине, причем результаты исследований становились достоянием широкой медицинской общественности. В словаре В.Даля (1901 г.) можно прочесть: «Игловать кого – запускать иглы с врачебною цълью, дълать акупунктуру; Иглованье – этот способъ лечешя.»

Политическая нестабильность в начале 20 века не только породила бурный всплеск мистицизма, но также стимулировала интерес к восточной медицине. К сожалению, недостаток подлинно научных сведений привел к смешению понятий: акупунктура часто рассматривалась в одном ряду с магией и спиритизмом (в наше время массовое европейское сознание часто склонно воспринимать акупунктуру как составную часть восточных боевых искусств). В 30-е годы фашистское руководство Германии, в частности – лично А.Гитлер, проявляло большой интерес к мистике, а «заодно» – и к восточной медицине; известно, что в 1930 году в Китай отбыла специальная научная экспедиция, в задачи которой входило изучение возможностей акупунктуры как средства военно-полевой медицины. Парадоксально, что в Японии, являвшейся союзником и политическим партнером Германии,чжень-цзю была к этому времени практически забыта, а японское правительство проявляло большой интерес к «тайнам» европейской военной медицины.

В конце 40-х и в 50-х годах нашего века ясно проявились новые тенденции развития акупунктуры:

новые правительства Китая, Кореи, Вьетнама, Японии и других стран региона прилагали силы к возрождению традиционной медицины в рамках государственных систем здравоохранения, пытаясь таким образом компенсировать нехватку специалистов по западной медицине;

в Европе и Америке быстро развивались новые направления акупунктуры, зародившиеся на стыке восточной и западной медицины и осваивающие достижения научно-технической революции.

На сегодняшний день акупунктура, по-видимому, является единой для всего мира отраслью медицины, развивающейся, как на Востоке, так и на Западе в одних и тех же, хотя и многочисленных, направлениях. Развивается международное сотрудничество, ниже перечислены крупнейшие акупунктурные организации:

1943, Париж – Международная Ассоциация Акупунктуры (IAA);

1957, Вена – Европейское Общество Акупунктуры (ЕСА);

1965, Буэнос-Aйpoc – Латино-Американская Ассоциация Акупунктуры (LAAA);

1971, Токио – Восточно-Азиатский Акупунктурный Конгресс (ЕААС);

1984, Брюссель – Международный Совет по Акупунктуре и Соответствующим Методам (ICMABT);

1987, Пекин – Всемирная Федерация Акупунктурных Обществ (WFAS).

Кроме того, некоторые национальные научные организации, например, Академия Традиционной Китайской Медицины (Пекин, КНР), Университет Людвига Больцмана (Вена, Австрия) и др. fle facto имеют статус международных, формально не являясь таковыми.

Вопросы международной координации деятельности в области акупунктуры входят в компетенцию Всемирной Организации Здравоохранения (WHO): в 1988 году на очередной сессии ВОЗ акупунктура была признана «научно обоснованным и клинически проверенным методом традиционной народной медицины» и рекомендована для широкого применения в странах-участницах. В 1989 году в Женеве на итоговом заседании специальной рабочей группы ВОЗ была окончательно согласована унифицированная международная акупунктурная номенклатура (МАИ). В 1998 году ВОЗ и Европейским Советом был организован совместный рабочий семинар, посвященный вопросам унификации образования в области акупунктуры и выработке единой стратегии исследований, а в 1991 году на специальном заседании Исполкома ВОЗ был принят документ, рекомендующий использование МАИ в научной печати и в системах медицинского образования стран-участниц.

Во многих странах, в т.ч. – в России, акупунктура (рефлексотерапия) признана в качестве самостоятельной медицинской специальности. В США акупунктура не признана на федеральном уровне, и в некоторых штатах для практических занятий ею не требуется не только специального образования, но даже лицензии. В КНР, Японии и Корее традиционная медицина (в т.ч.чжень-цзю) является самостоятельной отраслью знаний, в этих странах предусматриваются два разных вида медицинского образования – «медицина» и «традиционная китайская медицина» (ТСМ); выпускники соответствующих учебных заведений получают степени «ВМ» (доктор медицины) или же «ВТСМ» (доктор ТСМ). В то же время, как в КНР, так и в других странах Юго-Восточной Азии до сих пор сохранились самобытные «народные» школычжень-цзю, по-видимому, передающие знания из поколения в поколение; известно, что представители таких школ чрезвычайно ценятся во всех странах, и им приписываются совершенно исключительные способности.

Можно выделить следующие основные направления современных исследований в области акупунктуры:

«восстановление теории древней восточной медицины, разрушенной в годы репрессий Цинь Шихуан-ди и упадка, имевшего место в 17-28 вв.;

поиск физических структур организма, соответствующих важнейшим элементам традиционной модели акупунктуры (ЦИ, точкам, каналам и т.д.);

обоснование акупунктуры в рамках современной европейской (классической) медицины;

поиск новых активных точек (в основном – внеканальных), разработка новых рецептов лечения, исследование побочных эффектов акупунктурных методов и показаний к их применению;

разработка акупунктурных клинических технологий, основанных на локальных системах точек (аурикулярная, назальная и краниопунктура, методы Фолля и Накатани, СУ-ДЖОК и др.);

разработка новых методов акупунктурных воздействий (электро-, лазеро-, магнитопунктура и др.);

исследования в пограничных с медициной областях науки, направленные на выявление фундаментальных закономерностей, возможно, лежащих в основе традиционной модели акупунктуры;

установление связи с различными областями традиционной народной медицины, а также с некоторыми элементами религиозных культов и современной мистики

Краткая история развития чжень-цзю-терапии

Название метода чжен-цзю-терапия означает чжен - укол иглой и цзю - прижигание; метод заключается в нанесении укола или ожога (прогревания) в определённые точки тела. Время возникновения метода не установлено, хотя известно, что этот вид лечения существует с глубокой древности, и применялся ещё в каменном веке для лечения не только людей, но и животных.

Началом применения укола острым камнем могло послужить случайное ранение, какого- либо участка тела, отвлёкшее внимание больного от его основного страдания; аналогично случайно полученный ожог того или иного участка тела мог послужить излечивающим фактором основного заболевания.

В одном из китайских памятников древности ’’Шан-хай-цзинь’’ написано, что на горе Гаоши есть много камней, из которых можно изготавливать каменные иглы. Китайские историки считают, что именно эти каменные иглы получили название бяньши, которыми пользовались для лечения в древности. При раскопках в близи Пекина в местечке Чжаокуотян были найдены кварцевые иглы, в деревне Шагатун на северо-востоке Китая-Иглы из других видов горного камня.

Каменными иглами в древности лечили различные острые и хронические заболевания, применяли их для вскрытия гнойников, кровопусканий и других хирургических манипуляций. Позже на смену каменным иглам пришли металлические, которые стали изготовлять из меди, серебра, золота и железа, а в последствие - из нержавеющей стали. Метод лечения цзю заключается в том, что к определённому участку кожи прикладываются комочки тлеющей травы (в последствии стали использовать высушенную и обработанную полынь) с целью нагрева вплоть до образования ожога. Места, на которые наносится раздражение с помощью чжен или цзю получили название сюе, или ’’жизненные точки’’.

В одной из первых книг, описывающей метод чжен-цзю-терапии, ’’Цзо-чжуан’’(конец эпохи Чжоу, 5-4 вв. до н. э.),приводится случай когда тяжело заболев, князь Цзинь Гунн (6 в. До н. э.) вызвал к себе врача по имени И. Хуан, который, осмотрев больного, сказал, что болезнь не излечима- её не возможно вылечить не чжен, ни цзю. Это показывает, какое большое значение придавалось чжен-цзю-терапии. В книге ’’Ши-цзи’’, написанной Сыма-Цянь (2-1 вв. до н. э.), приводится биография известнейшего врача Бян Цяо (Чин Юэ-жень, 5 в. до н. э.), в совершенстве владевшего методом чжен-цзю-терапии. Так он спас сына князя из княжества Гуай (Гуэ) от заболевания ши-цюе (потеря сознания, похолодание конечностей, замедление дыхания и пульса), приказав своим ученикам Цы Ян и Ци бао воздействовать на точку бай-хуэй.

Одной из первых чисто медицинских книг Китая считается медицинский трактат ’’Ней-цзин’’; эта книга традиционно приписывается полулегендарному императору Хуану Ди, поэтому называется также ’’Хуанди ней-цзин’’. Это- канон китайской медицины. Время написания этой книги относят к 3-2 вв. до н.э. хотя предполагают, что она была написана значительно раньше и не одним автором, а несколькими поколениями врачей. Первая часть носит название ’’ Су-вэй’’, вторая называется ’’ Ли-шу-цзин’’, каждая часть состоит из 9 книг. C точки зрения современной медицины в ’’ Хуанди ней-цзин’’ имеется большая доля мистицизма, но основные принципы лечебно-профилактических мероприятий сохраняют большую познавательную ценность. В книге содержатся сведения по истории китайской медицины, об анатомии и физиологии человека, о принципах профилактики в медицине. В ’’Хуанди ней-цзин’’ описаны тщательно разработанные на протяжении веков методы диагностики, которые применяются в настоящие время: осмотр, опрос, выслушивание, ощупывание - так называемые четыре метода обследования; приведены рецепты лекарственных средств и принципы лечения при различных болезненных состояниях; излагаются теоретическая основа чжень-цзю-терапии и методика применения этого метода лечения, впервые описаны девять форм игл для чжень-терапии и полынные конусы для цзю.

В период эпох Цинь и Хань(3 в. до н.э-3в.н.э) метод чжень-цзю-терапии получил дальнейшее развитие. Большинство китайских врачей владели этим методом лечения. По мнению многих историков медицины, этот период стал периодом расцвета чжень-цзю-терапии. Одним из известнейших врачей этой эпохи был Цан Гунн (Цуань-Юй-и, 215-177 гг. до н. э); в его 25 сохранившихся до наших дней записях приведены, в частности, методы чжен-цзю-терапии, даны наименования меридианов, коллатералей, отдельных точек воздействия, а также результаты лечения ряда болезней этим методом.

Другой известный врач эпохи Хань-Чжан Чжун-цзин( 150-219 гг. ) написал трактат о тифозной горячке ’’ Шань-хань-лунь’’, в котором изложил свыше 400 способов лечения заразных лихорадочных заболеваний и дал более 100 советов о том, как уберечь себя от них ( этот труд составил 16 томов). Чжан Чжун-цзин написал первый сборник рецептов в Китае ( Цзинь-гуй-яо-люэ); многие из приводимых Чжан Чжун-цзинем рецептов применяются и сейчас. Чжан Чжун-цзин подчёркивал важность правильной диагностики, впервые привёл показания и противопоказания к использованию ряда лекарственных средств. Наряду со многими другими методами лечения Чжан Чжун-цзинь много внимания уделил и чжен-цзю-терапии; в его работах изложена методика терапии тёплой иглой.

Одним из выдающихся врачей своего времени был Хуа То (141-208 гг.). Существует предания, что Хуа То написал книги о человеческих болезнях и болезнях домашних животных, однако эти работы не сохранились. Хуа То в совершенстве владел хирургией и методом чжен-цзю; именно он указал, что для получения наибольшего лечебного эффекта нужно делать уколы одновременно лишь в небольшое число точек (1-2) и обязательно получать у больного ’’ предусмотренные ощущения’’. Хуа То большое значение придавал профилактике заболеваний; по его мнению, физические упражнения больного должны быть неразрывно связаны медицинскими мероприятиями. Хуа То считается создателем классической китайской гимнастики ’’Движение пяти зверей и птиц’’

Специалистом по чжен-цзю был Хуан Фу-ми (215-282 гг.), автор трактата ’’ Цзя-и-цзин’’, в котором были обобщены достижения китайской народной медицины, в том числе и чжен-цзю-терапии. Хуан Фу-ми изложил основы чжен-цзю-терапии, наметил перспективы её дальнейшего развития и границы применения. Этот трактат является источником всех дальнейших исследований по иглотерапии.

К концу третьего века нашей эры уже имелись специальные руководства по чжен-цзю-терапии, были разработаны показания и противопоказания к применению этого метода лечения, появились схематические изображения расположения точек для изучения чжен-цзю-терапии.

С конца 3 и начала 4 вв. в китайской народной медицине наряду с чжен-цзю-терапией развивается лекарственная терапия с применением как естественных, так и искусственно созданных лекарственных средств. Основоположником этого направления считают Го Хоня (Гэ Хуана, 281-341 гг.). Одним из первых известных врачей, много сделавшим на этом поприще, стал Тао Хон-Дин ( Тоу Хун-цзин, 452-536 гг.). Его труд, состоящий из 7 томов, содержит описание почти 400 лекарственных средств и ещё столько же описаний веществ, усиливающих их действие или меняющих их вкус и другие свойства.

В 7 веке был создан рецептурный справочник, сохранивший ценность и в наше время; его автор Сун Сы-Мяо(581-673 гг.). Он описал методы лечения многих болезней с помощью лекарственных средств и дал рекомендации к применению чжен-цзю терапии.

В период эпох Вэй и Суй (386- 616 гг.) большое распространение получила методика прижигания.

Эпоха Тан (618-916 гг.) была периодом распространения чжен-цзю терапии в сопредельных с Китаем странах. Чжен-цзю терапия получила ранг самостоятельной медицинской дисциплины. Для медицинского обучения были предусмотрены должности преподавателей, ассистентов и врачей, которые обучали учеников расположению меридианов и точек, методам владения иглой, прижиганию. Была введена система сдачи экзаменов на должность врача-специалиста по чжень-цзю-терапии.

В археологических раскопках в северной части Кореи были обнаружены каменные и костяные иглы, что свидетельствует о том, что в этой стране иглоукалывание имеет такую же древнюю историю, как и в Китае.

Метод чжень-цзю-терапии проник в Японию и другие восточные страны. В частности считается, что работы Хуан Фу-ми ( 215-282 гг.), в которых обобщены сведенья по чжен-цзю, послужили началом применения этого метода в Японии. По другим источникам, метод иглоукалывания ’’пришёл’’ в Японию в 414 г. до н.э. когда в Японию были приглашены специалисты из Кореи. Кроме того, известно, что в 562 г. Чжи Пунь привёз в Японию ряд руководств по чжен-цзю-терапии, усиливших интерес японских врачей к этому методу лечения, особенное развитие получило прижигание. Через тибетских народных врачей чжен-цзю-терапия проникла также в Индию и Монголию.

В эпоху Сунн (960-1279 гг.), в 1026 г. появилась работа Вай Вэй-и ’’Тун-жень-шу-сюэ-чжень-цзю-ту-цзин’’ в которой была уточнена и упорядочена топография ’’жизненных’’ точек, используемых для чжень-цзю-терапии. Центральное правительство Китая распорядилось об издании этой книги как официального руководства; в 1027г. были отлиты бронзовые фигуры человека с нанесёнными на них точками для изучения чжень-цзю-терапии. Были изданы руководства: книга ’’Вай-кецзю-фа-лунь-цуй-синь-шу’’, посвящённая использованию чжен-цзю в хирургии, книга ’’Бэй-ций-цзю-фан’’ о применении чжень-цзю-терапии при оказании скорой помощи и другие аналогичные издания. Ряд руководств по чжень-цзю-терапии был написан в стихотворной форме для облегчения запоминания, например ’’Чжень-цзинь-чжи-нань’’ и ’’Бяо-ю-фу’’, написанные Доу Хань-цином.

В эпоху Юань (1280-1368 гг.) были созданы новые работы по чжень-цзю-терапии, дополнившие обоснования этого метода лечения. Так, в 1303 г. Монгольский врач и учёный Ху-Тай-Бэ-ли написал книгу ’’ Тэн-лан-шу-шен’’, в которой развил теорию меридианов и точек, добавив к уже известным к тому времени двенадцати основным меридианам ещё два - переднесрединный и заднесрединный.

В эпоху династии Мин (1368-1644 гг.) метод чжень-цзю-терапии получил широчайшее распространение, появилось много специалистов, применявших этот метод лечения, вышло в свет много научных трудов и руководств. Так, в 1530г. Известный врач Ван Цзи написал книгу ’’Чжень-цзю-вэнь-дуй’’ в форме вопросов и ответов; в 1537 г. Получила известность книга ’’Чжень-цзю-цзюй-ин-фа-хуэй’’, содержащая большой фактический материал о методе чжень-цзю-терапии; в 1601 г. Ян Цзи-чжоу написал труд под названием ’’ Чжен-цзю-дачен’’, где подытожил все предшествующие результаты применения метода чжень-цзю-терапии, дал примечания, дополнения и разъяснения прежним теориям. Эта книга используется в качестве официального учебного пособия в виде изложения и в настоящее время (так называемые нанкинские лекции).

В конце династии Мин были отлиты бронзовые статуэтки мужчины, женщины и ребёнка с нанесенными на них точками; в этот же период были изданы атласы со схемами меридианов и точек ( атласы сохранились до наших дней ).

Основные теоретические представления Древнего Востока, на которых базируется восточная медицина

Исторически сложилось так, что народы, заселившие территории в бассейнах рек Инда и Ганга ( Индия ), Желтой реки ( Китай ), среднего и нижнего течения Нила ( Египет ), Тигра и Евфрата ( Вавилония ), раньше других вступили на путь перехода от первобытно-общинного строя с его кочевой жизнью к рабовладельческому, для которого характерна оседлость, развитие сельского хозяйства и ремесел. Земледелец вынужден был давать оценку всем отдельным элементам природы - почве, рельефу местности, животным, населяющим эту местность, растительности, климату, временам года и т.д. Это и определило, по всей видимости, то, что именно на Древнем Востоке стала зарождаться культура.

Как показывает история, теоретические представления мыслителей Древнего Китая и Древней Индии оказались более развитыми и развивались по стихийно-материалистическому пути. В общефилософской литературе Древнего Китая и Древней Индии на рубеже конца второго и начала первого тысячелетий до нашей эры вопрос субстанции бытия решался на основе пяти первоэлементов, или стихий. По представлению древних индийцев и китайцев, на ряду с ’’ воздухом’’ (в Древней Индии - животное дыхание - прана) как носителем ’’начала’’ рассматривались и другие элементы природы - так называемые космические первоэлементы: земля, вода, огонь, металл, дерево. При этом вода, земля, металл относились к элементам, из которых слагаются тела, дерево овеществляло ’’принцип роста’’, а огонь являлся признаком ’’движения и развития’’. Воздух, поступающий при дыхании, оказывает ’’одушевляющее’’ воздействие. Между всеми первоэлементами существуют связи ( по принципу пентаграммы ) и всё соотносится с окружающей средой, течением времени и космическими влияниями.

В индийской философии к пяти первоэлементам прибавлялся шестой- ’’сознание’’. В Древней Греции и Древнем Риме также существовали учения о первоэлементах, лежащих в основе мира (Эмпедокл, Сенека, 5 в. до н.э.). Все мировые явления укладываются в представлении о первоэлементах. В Древнем Китае учение о пяти первоэлементах излагалось Цзы Сы (5-4 вв. до н.э.), Мэн-цзы (4-3 вв. до н.э.); более строгую форму это учение обрело в изложении Цзоу Яна (3 в. до н.э.).

Концепция у-син

Этот термин чаще переводится как ’’пять элементов’’ (первоэлементов), хотя правильнее говорить о пяти фазах удлинения, пяти движениях (син - буквально движение). Древневосточные учёные обращали внимание на цикличность тесно связанных между собой явлений природы: ночь и день, утро и вечер, зима и лето, холод и тепло, а также цикличность функций человека: бодрствование и сон, вдох и выдох и т.д. Связи суточного цикла определялись следующим образом: день ’’рождает’’ вечер, вечер-ночь, ночь-утро и т.д. т. е. считалось, что в основе организации природы лежат циклы чередования инь - пассивный силы и ян-активной силы, а каждый из этих циклов состоит из чередования последовательных состояний: рождение или возрастание (весна, утро и т.д.), упадок или угнетение (осень, вечер и т.д.), минимальная активность (зима, ночь и т.д.). Аналогично этому восток (восход солнца, утро) соответствует рождению, юг - максимальной активности, запад- упадку ( заход солнца, вечер), север- минимальной активности.

Максимально обобщая и абстрагируясь от конкретных явлений, древневосточные учёные разделили мир на пять больших категорий; эти категории М.Рубин (1974) сравнивает с ’’ассамблеей’’ по математике. Каждому из четырёх последовательных состояний природы был дан символ: дерево, огонь, металл, вода, затем был добавлен пятый символ- земля, поскольку все циклические изменения происходят на земле, т.е. по представлению древневосточных мыслителей, каждый из пяти первоэлементов - это символ жизненных процессов, протекающих как в природе, так и в человеке, которые находятся в зависимости от пассивной и активной сил. Дерево- символ рождения, роста (переход от пассивной силы - инь, к активной - Ян); огонь- символ максимальной жизненной активности (максимальное выражение активной силы Ян); металл- символ начинающегося упадка (от Ян к инь); вода- символ минимальной активности (пассивной силы инь); земля- центр и ось циклических изменений всего мироздания.

В окружающем мире (большой мир, макрокосмос) человек является миром в миниатюре (малый мир, микрокосмос) и состоит из тех же пяти первоэлементов, которые попадают в организм с пищей, и подчиняется законам природы, отличаясь от всего остального только разумом. Тело человека состоит из анатомо-физиологических единиц- органов, взаимодействующих между собой и окружающей средой. Каждый из органов соответствует определённому первоэлементу и взаимодействует с другими органами.

Древневосточные врачи применяли концепцию у-син к анализу жизнедеятельности организма человека и для упорядочения сущности многообразных отношений человека и природы; сходства между этими отношениями и пятью первоэлементами устанавливались исключительно на основании аналогий. Эти аналогии был