Организация предоставления ортодонтической помощи

Сейчас ортодонтия - наука, которая занимается изучением этиологии, патогенеза, клиники, диагностики, методов лечения и устойчивых аномалий и деформаций зубочелюстной аппарата у детей и взрослых.

Несмотря на это, современная ортодонтия должна решать следующие задачи:

1. Изучение факторов, которые приводят к развитию зубочелюстно-лицевых аномалий.

2. Изучение зубочелюстных аномалий патогенеза.

3. Разработка новых методов диагностики.

4. Разработка методов профилактики и лечения зубочелюстно-лицевых аномалий и деформаций прикуса.

5. Разработка методов профилактики и лечения дефектов отдельных зубов, зубных рядов, челюстей и лица у детей.

6. Управление ростом челюстей.

7. Нормализация нарушенных функций полости рта.

8. Устранение факторов, приводящих к развитию зубочелюстно-лицевых аномалий.

9. Влияние на развитие смежных органов и систем.

Профилактическая ортодонтия - это комплекс мероприятий, направленных на предотвращение и устранение этиологических и патогенетических факторов, приводящих к развитию зубочелюстно-лицевых аномалий.

Задачи профилактической ортодонтии следующие:

1. Положительное влияние на общее состояние беременной женщины и ребенка.

2. Организационные и лечебные меры, обеспечивающие раннее определение и устранение факторов риска развития зубочелюстно-лицевых аномалий.

Ф. Я. Хорошилкина (1982) определила 6 направлений ортодонтии с учетом возраста пациентов, нуждающихся в ортодонтическом лечении, а также специфики лечебных мероприятий:

1. Профилактическая ортодонтия среди организованных детских коллективов.

2. Специализированное лечение детей в условиях ортодонтических кабинетов или отделений.

3. Ортодонтическое лечение подростков.

4. Ортодонтическое лечение взрослых.

5. Ортодонтическое лечение и зубочелюстной протезирование больных с врожденными пороками развития (щелевые дефекты губы, альвеолярного отростка, неба) в системе их комплексного лечения.

6. Ортодонтическое лечение в условиях хирургического стационара как подготовительный или заключительный этап хирургически-реконструктивного устранения зубочелюстно-лицевых аномалий и деформаций прикуса.

Ортодонтическая помощь предоставляется детям от 3 до 14 лет (в некоторых случаях - врожденные пороки развития лица и челюстей - сразу после рождения ребенка), подросткам на базе городских или районных детских стоматологических поликлиник, и взрослым - в соответствующими стоматологических поликлиниках, которые в зависимости от количества населения должны иметь ортодонтический кабинет или отделение.

Работа врача-ортодонта регламентируется приказами МОЗ Украины.

Согласно существующим нормативам на 10000 детей, проживающих в городе с населением свыше 25000, выделяют 0,45 должности врача-ортодонта. Для обслуживания ортодонтического кабинета видиляется 1 должность медицинской сестры на 2 должности врачей-ортодонтов, и 1 должность санитарки (младший медицинский персонал) на 3 должности врачей-ортодонтов. Должности зубных техников выделяют должностям врачей ортодонтов в соотношении 1:1.

Должность заведующего ортодонтического отделения приходится на 5-6 должностей врачей-ортодонтов. Заведующий отделением выполняет врачебную работу объемом 0,5 должности врача-ортодонта, проводит организационные меры и предоставляет консультативную помощь.

Согласно приказу МОЗ Украины в каждом городе с населением свыше 100000 жителей необходима детская стоматологическая поликлиника, в состав которой входит ортодонтический кабинет. Ортодонтический кабинет или отделение является составной детской стоматологической поликлиники (областной, городской или районной) наравне с профилактическим, терапевтическим и хирургическим отделениями.

В ортодонтическом отделении или кабинете на каждое рабочее место врачу-ортодонту отводится не менее 7 м 2 площади. Ортодонтический кабинет, который имеет 4 стоматологические кресла, должен быть оборудован стерилизационной.

Каждое рабочее место врача-ортодонта имеет универсальную стоматологическую установку .

В работе применяется прежде всего стоматологическое зеркало и пинцет, а также зонд, шпатель, боры для прямого и углового наконечников, дисковые пилы, диски, камни, крампонные щипцы, зуботехнический шпатель, резиновая колба, гипсовый нож. Кроме того, необходим гипс, наборы зуботехнического воска, ортодонтической проволоки разного диаметра, вспомогательные материалы и медикаменты, специальные ортодонтические инструменты.

В ортодонтическом кабинете необходимо иметь

Также и газовый паяльник или спиртовку, отдельный стол для работы с гипсом для отливания моделей челюстей.

Каждому врачу-ортодонту необходимо иметь отдельный стол для записей в историях болезни пациентов, шкаф для хранения диагностических моделей челюстей, ящик для готовых ортодонтических работ и протезов, ящик для историй болезни.

Большое внимание необходимо уделять правилам асептики и антисептики. Эта работа регламентирована отраслевым стандартом "стерилизации и дезинфекции изделий медицинского назначения" (Методы, средства и режимы) ОСТ 42-21-86, приказ № 770 от 10.01.1986.

Организация работы врача-ортодонта.

С целью оценки эффективности работы врача-ортодонта согласно приказу МОЗ Украины № 302 от 27.12.1999 г. введены следующие показатели:

1. Количество пациентов, которых принимают за рабочий день (месяц, год).

2. Трудовые единицы.

3. Количество пациентов, которые закончили ортодонтическое лечение.

4. Количество пациентов, находящихся под наблюдением врача-ортодонта (в разных диспансерных группах).

Так, за 1 рабочий день ортодонту необходимо принять 12 пациентов, 1 из которых - первичный, выработать 25 условных единиц. Ортодонтические аппараты и детские зубные протезы изготавливают в зуботехнической лаборатории.