32. Ремонт аккумуляторных батарей

Ремонт кислотных аккумуляторов. Большинство неисправностей кислотных аккумуляторов происходит из-за неправильной эксплуатации, поэтому точное соблюдение заводских инструкций по эксплуатации аккумуляторов является главным условием того, что батарея будет служить не только в течение гарантированного заводом срока, но и значительно больше. Наиболее часто наблюдается короткое замыкание в элементах. Короткое замыкание получается за счет попадания в элементы посторонних металлических предметов и замыкания разнополюсных пластин из-за коробления их или наличия на дне большого количества осадков.

Признаками короткого замыкания являются сильное понижение (или полное отсутствие) напряжения аккумулятора, позднее закипание аккумулятора по сравнению с другими, пониженная плотность кислоты.

При обнаружении короткого замыкания надо установить причину. Для этого пластины вынимаются из сосуда и производится их осмотр.

Если имеется подозрение на неисправность сепараторов, то сепараторы с плохими признаками удаляются и заменяются новыми. При их замене осторожно прочищается пространство между пластинами и удаляются мелкие частицы отставшей массы, которые могут явиться причиной замыкания. Если пластины покороблены, надо их также внимательно осмотреть и убедиться в отсутствии замыканий.

Расстояние между осадком на дне аккумулятора и нижними краями пластин должно быть не более 10 мм. Если осадок слишком велик, то он удаляется, сосуд промывается и заливается новый электролит после установки пластин на место.

Количество и вид осадка может указать на то, в каком режиме эксплуатируется батарея.

Если осадок велик и имеет коричневый цвет, то это говорит о чрезмерном токе или систематических перезарядках; белый осадок получается при чрезмерной сульфатации и применении электролита, имеющего вредные примеси (см. приложение IV); слоистый осадок с чередованием кирпичных и светло-серых или белых слоев говорит о неравномерном режиме работы батареи или о низком качестве доливочной воды; твердый осадок серого цвета свидетельствуете длительном соединении с отрицательными пластинами.

При осмотре во время ремонта аккумуляторов надо обращать внимание на внешний вид пластин и электролита, так как по внешнему виду пластин можно судить о состоянии аккумулятора.

Положительные пластины в заряженном состоянии мягки на ощупь и имеют темно-шоколадный или черный цвет. Если они имеют светло-коричневый цвет и повышенную твердость, это свидетельствует о начале сульфатации. Увеличение размеров пластин по ширине и длине указывает на чрезмерный разрядный ток, глубокие разряды и наличие вредных примесей в электролите.

Разъедание нижнего края пластин свидетельствует о систематических недозарядках.

Коробление пластин происходит из-за коротких замыканий, чрезмерных токов разрядки и зарядки и сульфатации.

Отрицательные пластины имеют в заряженном состоянии светло-серый цвет и мягки на ощупь.

Усадка массы наблюдается при перегрузках батареи, повышенном зарядном токе, старении пластин, а также при неправильном проведении формовки батареи. Выпучивание перфорированного свинца происходит из-за глубокой разрядки и сульфатации.

Мшистые наросты губчатого свинца на верхней части пластин свидетельствуют о систематической перезарядке и зарядке чрезмерным током.

Внешний вид электролита также позволяет судить об условиях эксплуатации батареи. Коричневый цвет электролита будет при чрезмерных перезарядках, красновато-лиловатый цвет во время зарядки будет при наличии в электролите очень вредной примеси марганца ().

Сульфатация пластин, приводящая к снижению емкости аккумуляторной батареи, устраняется длительным ее зарядом ().

Контактные соединения аккумуляторных элементов тщательно осматриваются, вытираются сухой ветошью и покрываются тонким слоем вазелина. Наличие на них зеленых пятен указывает на повреждение защитного свинцового покрытия. Такие соединения должны заменяться или ремонтироваться напаиванием свинца на поврежденные места.

Подтеки кислоты свидетельствуют о повреждении сосудов. Подозрительные сосуды осматриваются, и если обнаружена течь или видимые трещины, то такие сосуды подлежат замене.

Ремонт щелочных аккумуляторов. Щелочные аккумуляторы () конструктивно очень отличаются от свинцовых.

Приведем краткие сведения о способах устранения наиболее часто встречающихся неисправностей.

Короткие замыкания в элементах могут быть вызваны следующими причинами: повреждением изоляционных шайб выводов и внутренней изоляции пластин; повреждением резиновых чехлов; небрежным монтажом межэлементных соединений.

Внутренние повреждения изоляции чрезвычайно редки, а их устранение возможно лишь при разборке аккумулятора, что

выполнимо только в условиях специальных ремонтных баз. Повреждение резиновых чехлов, приводящее к короткому замыканию, — явление довольно частое. При обнаружении замыкания (устанавливается вольтметром по отсутствию или сильному снижению напряжения на данном элементе) проверяется состояние межэлементных соединений (отсутствие замыкания их с корпусом аккумулятора), а затем элемент вынимается из чехла. Наличие повреждений в чехле определяется внешним осмотром и водой, заливаемой в чехол (проверяется, течет или нет).

Обнаруженные места повреждений чехла вулканизируются и опять производится проверка водой — нет ли течи. После восстановления чехол может быть использован для дальнейшей эксплуатации.

Течь электролита из элементов устанавливается по наличию в чехлах и на дне батарейного ящика электролита. В этом случае элемент вынимается из чехла и осматривается, сливается (в разряженном состоянии) электролит и элементы насухо вытираются, после чего производится пайка места течи кадмием.

Плохое состояние межэлементных соединений приводит к сильному разогреву этих соединений, что может окончиться обгоранием контактов. Поэтому все контактные соединения перед каждой зарядкой должны проверяться, а ослабевшие контакты подтягиваться ключом.

«Правилами технической эксплуатации электроустановок промышленных предприятий» предусматриваются уравнительные зарядки (перезаряды) кислотных аккумуляторов, которые должны проводиться 1 раз в 3 месяца, а щелочные аккумуляторы должны подвергаться усиленной зарядке номинальным током в течение 12 ч 1 раз в месяц. Наружный осмотр батареи должен производиться дежурным персоналом один раз в смену, аккумуляторщиком, мастером электроцеха — ежедневно, начальником электроцеха — еженедельно.

При наружном осмотре проверяется целость баков, уровень электролита, высота осадка на дне сосудов, отсутствие признаков короткого замыкания, а также состояние помещения аккумуляторной и наличие необходимого инвентаря.

Отбор пробы электролита из кислотной батареи для анализа производится один раз в год, а у щелочной батареи раз в год производится смена электролита.

При вводе в эксплуатацию, периодических проверках и после капитального ремонта проверяется напряжение каждого элемента и измеряется сопротивление изоляции батареи.

Количество отстающих элементов в батарее не должно быть больше одного, а сопротивление ее изоляции — не менее 50 ООО ом.

12. Техника безопасности при работе с аккумуляторными батареями. электроинструментом, при монтаже и демонтаже шин. Эксплуатация, заряд и ремонт аккумуляторных батарей связаны с применением серной кислоты и выделением взрывоопасного гремучего газа.

Напряжение сульфатированной аккумуляторной батареи при зарядке высокое, а при разрядке низкое.

Эксплуатация, заряд и ремонт аккумуляторных батарей связаны с применением серной кислоты и выделением взрывоопасного гремучего газа.

На рис. 73, а показано устройство кислотно -свинцовой'' аккумуляторной батареи. состоящей из моноблока (образующего сосуды для аккумуляторов ), положительных и отрицательных пластин, сепараторов, крышек и соединительных мостиков.