Что такое гештальт? Чему учит гештальт-терапия

Слово гештальт в переводе с немецкого означает - нечто целое, полное.

Гештальт психология исходит из простой и здравой мысли: недоделанные, незаконченные вещи мешают нам жить счастливо, да и просто - комфортно.

Не знаю, как Вам, а мне в глубоком детстве мама, незнакомая ни с гештальт-терапией, ни с психологией в целом, преподавала основные уроки гештальта так.

Она часто говаривала мне: «Доедай-ка всё с тарелки. А не то котлета и макароны будут за тобой гоняться. Ты пойдёшь с бабушкой гулять в парк, а за тобой будут бежать макаронины и кричать: Доешь нас, почему ты нас оставила, зачем ты нас обидела. Представляешь, как будет стыдно? Поэтому доедай всё быстренько!»

Вот это одна из лучших гештальт метафор, на мой взгляд.

И правда, одним из основных понятий в гештальт психологии является термин:

Незаконченный или незавершённый гештальт

Именно незавершенный гештальт - причина того, что людям живётся плохо и некомфортно.

Вот представьте себе ещё одну жизненную ситуацию: Вы затеяли в квартире ремонт и. не завершили его. бро­сили стройматериалы, разорили плитку, намусорили. Сразу жизнь в квартире превращается в ад. Кто-то, проби­раясь утром между не оструганных досок порвал новые колготки - слёзы и проклятия. Кто-то «в этом мусоре и бедламе» потерял шуруповёрт - претензии к хозяйке дома и лишние расходы на покупку другого. Кому-то «не­возможно готовиться к сессии в таком сарае».

А вот ещё одна гештальт метафора из жизни.

У многих «рукодельниц» годами валяются в шкафу недовязанные свитера и недошитые платья. Как же они раз­дражают, будучи обнаруженными в очередной раз! Ведь они служат немым упрёком они словно говорят нам: «Замахиваешься на большое и ничего не доводишь до конца. И всё вот так у тебя в жизни».

Гештальт-терапия (основанная на теории гештальт психологии) учит эти гештальты закрывать, завершать - не тянуть груз «недовязанных свитеров» (которые к тому же уже давно вышли из моды) на себе всю жизнь.

Кстати о моде. Сейчас я приведу ещё один пример того, как незавершённые гештальты формируют облик типич­ного невротика.

Очень часто мы можем встретить людей, которые как бы застряли в другом, только что прошедшем десятиле­тии.

Я сейчас не говорю о тех эстетах, о тех художественных натурах, которые сознательно выбирают себе стиль ка­кой-нибудь ДАВНО ушедшей эпохи, например эпохи 1920-х или 1960-х гг. и следуют ушедшей моде до мелочей, превращая себя в элегантного фрика, а жизнь окружающих их людей - в вечный праздник и удивление. Такова знаменитая модель Дита фон Тиз, избравшая своим идеалом 50-е, такова Рената Литвинова, подражающая моде сороковых.

Я же веду речь о тех людях, которые как бы застряли в своих последних двух десятилетиях. Все знают: чтобы вещи превратиться в дорогой «винтаж», представляющий культурную ценность, должно пройти минимум от 30, а лучше - пятьдесят лет. Вещь должна «отлежаться». А вещи десяти и двадцатилетней давности выглядят в на­ших глазах никаким не винтажем, они выглядят просто НЕМОДНЫМИ, неактуальными, смешными, жалкими, досадными.

Точно так же выглядят и люди, которые по каким-то своим причинам остались в прошлом десятилетии, в том де­сятилетии, в котором им было 20, 25, 30 лет.

Что же это за причина, по которой они так безнадёжно «проспали свою электричку»?

Причину объясняет гештальт психология.

Просто в том десятилетии осталось максимальное количество их незавершенных гештальтов. Вот они и не поки­дают это место и это время, всё ждут чего-то или кого-то, всё машут кулаками после драки. Всё пытаются раз­грести проблемы прошлого, чтобы можно было со спокойной душой двигаться дальше.

Незавершенный гештальт.

Так ведут себя люди, во время войны разминувшиеся со своими родственниками и любимыми. Те, чей дом раз­бомбили, часто не покидают развалин, а ходят к ним каждый день в одной и той же одежде, в одной и той же на­дежде. «Как же он найдёт нас - думают эти люди, ведь нового адреса он не знает, да и кто ему скажет сейчас? Придёт по старому адресу, а дома нашего нет - одни развалины. Так хоть мы его встретим на этом пепелище».

Читайте статью, опубликованную на нашем сайте: «Незавершённый гештальт или речь о пролитом молоке» для того, чтобы, возможно, ещё точнее приблизиться к пониманию СВОИХ, индивидуальных проблем.

Гештальт: принцип «здесь-и-сейчас»

После выражения «незавершённый гештальт» выражение «здесь-и-сейчас» или «здесь-и-теперь» является вто­рым по популярности (и первым по значимости) в гештальт-терапии.

После того, как Вы поняли и осознали, что тормозит Ваш быстрый путь к светлому будущему (куча незавершён­ных гештальтов из прошлого), после того, как Вы закрыли эти незавершенные гештальты, настала пора жить здесь-и-сейчас.

А делать мы этого всё равно не умеем И вот гештальт-терапия учит, как это делать.

Дело в том, что как говорит наука психология, человеку дан мозг, который может фантазировать, строить в уме воздушные замки - то, чего не может зверь. Но человек слишком увлекается этим фантазированием, считает психология, в ущерб реальной жизни в моменте «здесь-и-сейчас». Примерно, как обладатели интернета, компьютера и телевизора чересчур увлекаются социальными сетями, игрушками и щёлканьем по каналам.

Гештальт пытается вернуть человека из компаний в прошлом - в «сейчас». И из путешествий в будущее тоже воз­вращает. Особенно если эти мысли о будущем связаны только с негативом - со страхами и опасениями, зачастую надуманными и беспочвенными, к примеру.

А ещё есть такая болезнь (она тоже проистекает от способности ума к планированию и абстрактному фантазиро­ванию), называется эта болезнь в психологии «невроз предвосхищения».

Это когда мы делаем одно дело, а думаем в этот момент о следующем деле, которое нам вскоре предстоит. А когда доходит дело до этого второго дела, мы уже начинаем думать о третьем.

Это свойство ума называется у психологов вообще и в гештальте в частности «болезнь канадских лесорубов», ко­торые (согласно шутке-анекдоту) в лесу говорят о женщинах, а будучи в постели с женщинами, говорят с ними. о лесе.

Узнать подробнее об этой проблеме Вы можете, прочитав нашу статью «Невроз предвосхищения».

Гештальт: научиться наслаждаться текущим моментом.

Научитесь жить «здесь-и-сейчас» и будет Вам счастье, говорят гештальт терапевты.

Почитайте статью, опубликованную на нашем сайте «Доклад Всемирного банка о России или четыре ступени долгой жизни» и Вы узнаете, что бывает с теми, кто пренебрегает принципом «здесь-и-сейчас».

Для того, чтобы научиться этому принципу, существует масса упражнений. Например, научиться тщательно пережёвывать пищу зубами, обращая внимание на то, что вы едите. Подробнее об этой технике гештальта (люби­мой технике Фрица Перлза - основателя гештальт-терапии) Вы прочтёте в статье «Кухонные тайны гештальт-терапии», опубликованной на нашем сайте.

Проекция и интроекция в гештальт-терапии

Для того, чтобы пациенты научились жить с широко открытыми глазами и видеть в жизни то, что в ней есть на самом деле (а не невротические галлюцинации) гештальт-терапия учит их работать с двумя основными пробле­мами, которые обозначаются терминами: проекция и интроекция.

Изучив статьи «Упражнение: «Как это было на самом деле» и «Эта коварная проекция или «Я вижу все твои карты», Вы, с помощью простых, интересных и наглядных психологических упражнений-техник приблизитесь ещё на шаг к идеалу здорового человека, каким его понимают психотерапевты - то есть счастливого, успешного не-невротика.

В статье «Жертвы интроекции: кто они?» Вы прочитаете о том, как негативные родительские установки мешают нам быть богатыми, любимыми и довольными жизнью людьми. И, конечно, в статье Вы узнаете, как работать с не проработанным родительским сценарием.

В статье же «Упражнение «Истоки наших убеждений» Вы познакомитесь с наиконкретнейшей психологической техникой проработки родительского сценария, которая выполняется в два этапа за два дня. (Это конечно не зна­чит, что можно перестать быть невротиком за двое суток).

Ну а если вы прочитаете статью «Притча о Художнике или «не забыть напоить гостей чаем» вы узнаете, почему принцип жизни «здесь-и-сейчас» так важен для философов и психотерапевтов. Вы узнаете на примере яркой и парадоксальной метафоры его глубочайшую философскую подоплёку и поймёте правоту основателей гештальт подхода. Или поймёте что-то другое - своё. Что тоже прекрасно. Ибо понимание - ценно само по себе. И при этом неважно, что мы поняли.