Обучение и развитие "особого" ребенка

Каждый человек занимает в обществе вполне определённое место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Через процесс общения у человека появляется возможность понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, а это, в свою очередь, реализовать себя и свои возможности в жизни и занять собственное место в обществе. Невежество, равнодушие, предрассудки и страх являются социальными факторами, которые в течение многих лет вели к изоляции людей со сниженными функциями и задерживали их развитие. Многие из детей с умственной отсталостью никогда не покидали свои дома-интернаты, а те из них, кто живёт с родителями, зачастую всё своё время проводят взаперти в четырёх стенах.

Ещё в своём романе "Собор Парижской Богоматери" Виктор Гюго описывал Квазимодо, у которого "в увечном теле оскудевал и разум": "С первых же своих шагов среди людей он чувствовал, а затем и ясно осознавал себя существом отверженным, оплёванным, заклеймённым". Святитель затворник Феофаний писал в своих трудах: "Идиоты? Так ведь они только для нас идиоты, а не для себя и не для Бога. Дух их своим путём растёт и может статься, что не они, а мы, просвещённые станем хуже их идиотами".

До недавнего времени в России таким детям не оказывались образовательные услуги. Они находились в семьях или учреждениях Министерства социальной защиты населения. В настоящее время значительно возрос интерес к проблеме обучения и воспитания детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. Разрабатываются новые организационные формы работы с ними, выявляются потенциальные способности этих детей к учебной деятельности, исследуются возможности их интеграции в обществе. Об этом свидетельствуют Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Государственный стандарт общего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, Концепция развития специального образования детей с ограниченными возможностями развития в Красноярском крае, согласно которым в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида создаются и функционируют классы для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.

На протяжении пяти лет, на базе нашей школы открываются и функционируют классы для детей с умеренной умственной отсталостью. На одном из таких классов я занимаюсь педагогической деятельностью. Большинство учеников (5 из 8 человек) моего класса до поступления в нашу школу посещали центр социальной реабилитации "Виктория" и считались необучаемыми.

Основной целью моей педагогической деятельности является создание на уроках необходимых условий для максимального влияния образовательного процесса на активизацию познавательной деятельности учащихся младших классов специальных (коррекционных) школ VIII вида. В качестве ориентиров мною избраны следующие приоритетные направления:
  • развитие коммуникативных навыков у учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • воспитание интереса к окружающему миру, развитие чувства понимания себя и других людей, потребности в общении, социального доверия;
  • выработка положительных черт характера, способствующих наиболее эффективной их адаптации и интеграции в обществе.

Создание необходимых условий для максимального влияния образовательного процесса на активизацию познавательной деятельности учащихся невозможно без выработки у детей коммуникативных навыков. Я не стремлюсь всех научить читать, писать, считать на "отлично".

В процессе обучения развиваю и совершенствую навыки общения детей с разными социальными и возрастными группами. Понятие "общение" предполагает умение слушать и понимать, умение соблюдать очерёдность в разговоре, умение завязывать и поддерживать беседу. Как учитель я помогаю ученику с ограниченными возможностями здоровья научиться пользоваться речью и освоить широкий спектр высказываний. А для этого свою работу я строю по девяти основным направлениям:
  • развитие способности познавать себя.
  • развитие умения заботиться о себе.
  • развитие способности ориентироваться в окружающем мире и адекватно воспринимать его.
  • развитие способности ориентироваться в социальных отношениях и умения включаться в них.
  • развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих.
  • развитие восприятия речи.
  • развитие умения подражать.
  • развитие умения соблюдать очерёдность в разговоре.
  • развитие умения применять навыки общения в повседневной жизни.

Реализую работу этих направлений через основные формы обучения: развивающие игры (подвижные, пальцевые, сюжетные, ролевые, сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические и другие); наблюдения, прогулки, экскурсии; знакомство с предметами, игрушками, и действиями с ними; рассматривание картинок, картин, фотографий и работа с ними; анализ и умение чтения рисунков, символов; рисование и лепка; упражнения (подражательно-исполнительного и творческого характера); этюды; рассказ педагога и рассказы детей; беседы; моделирование жизненных реалий (в школе, семье, обществе).

Целью урока для меня является создание условий, способствующих развитию учащихся с ограниченными возможностями здоровья и эффективному усвоению учебного материала на уроках в начальных классах. Успешно справиться с этой задачей помогает дидактическая игра и игровые приёмы. Игра является основной формой деятельности, через которую осуществляется процесс обучения умственно отсталого ребёнка. Мои воспитанники учатся подчинять свое поведение правилам игры, в результате которой формируются его движения, внимание, воображение, умение сосредоточиться, то есть развиваются способности, которые особенно нужны для успешного обучения данной категории детей. Игровые приёмы предоставляют им свободу в принятии самостоятельных решений, они способствуют концентрации ребёнка в течение продолжительного времени. Игровые ситуации - это развлечение и расслабление, они вносят разнообразие в школьные будни, наконец, игра - это удовольствие для детей. Через игру ребёнок познает окружающий мир (узнаёт свойства ряда материалов, различия во временах года и т.д.), развивает речь. Игровая деятельность способствует развитию памяти, внимания, формированию личности ребёнка, его общения и социализации в обществе.

С целью актуального перспективного планирования работы серьезное внимание уделяю проведению диагностики. Эту работу я провожу совместно с психологом школы. Наиболее эффективным и апробированным считаю метод "обучающего эксперимента" и метод "экспертной оценки" ученика разными специалистами. Для того, чтобы экспертиза проходила в единой форме в школе разработана "Карта развития ребёнка. "Карта развития ребёнка" позволяет обобщить наблюдения, количественную и качественную оценку педагога, воспитателя, логопеда, психолога и разработать программу индивидуального развития и обучения ученика с проблемами развития и воспитания, а также отслеживать её эффективность на разных этапах, и, по мере необходимости, вносить необходимые коррективы. Таким образом, "Карта развития ребёнка" является единым комплексным методом наблюдения за динамикой развития ученика. Наблюдение и экспертиза происходят в контексте обучающих и развивающих заданий, предлагаемых программой развития детей "Особый ребёнок". Данная программа направлена на формирование общей грамотности детей, обучение социально-бытовым навыкам, формирование межличностных отношений и пр. Программа адаптирована мною для использования на занятиях с детьми с умеренной степенью умственной отсталости.

В своей работе считаю, что сохранение здоровья учащихся - одна из главных задач учителя. Большое значение придаю правильной организации урока, в связи, с чем каждый свой урок строю в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся. Во избежание усталости детей, чередую виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником, устные упражнения, практическая работа и т.д. Стараюсь на уроках чередовать труд и отдых, включаю в урок "минутки" релаксации, двигательную разминку, пальчиковую гимнастику, упражнения для снятия зрительного напряжения, речевые разминки, артикуляционную гимнастику. На уроках использую методы позитивной психологической поддержки. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога - важный момент здоровьесбережения. Дети испытывают ощущение комфорта, защищенности, интереса к моему уроку, стремлюсь, чтобы каждое занятие оставляло в душе ребенка только положительные эмоции.

Опираюсь не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и работаю над становлением мотивационной сферы гигиенического поведения, реализацией усвоенных знаний и представлений в поведении. Как классный руководитель часто провожу классные часы под общей тематикой: "Новые уроки здоровья", на которых формирую у учащихся мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасности жизни, физического воспитания. Теперь учащиеся моего класса, пришедшие в школу без элементарных гигиенических представлений, без проблем чистят зубы, делают зарядку, знают, что значит для человека здоровая пища, правильно ведут себя в школьной столовой, знакомы с правилами хорошего тона. Содержание уроков здоровья наполняю игровыми моментами, сказочными сюжетами, учитывая специфику младшего школьного возраста.

Активно сотрудничаю с родителями учащихся. Свою работу с родителями строю так, чтобы выработать единство требований, предъявляемых к ребёнку, которые позволяют формировать благоприятную среду для коррекции и развития эмоционально-волевой сферы учащихся. Провожу консультации, тематические родительские собрания: "Про меня и мою семью", "Дурные привычки", "Манера поведения", приглашаю родителей на открытые уроки, привлекаю их к проведению школьных праздников, участию в тематических неделях, изготовлению сценических костюмов, методических пособий, праздничных газет, совместных поделок.

Воспитательная работа на уроках математики, чтения и письма имеет огромное значение. На своих учебных занятиях воспитываю убежденность в возможности познания законов природы и использование достижений на благо развития человеческого общества, чувство ответственности за защиту окружающей среды, необходимость сотрудничества в процессе выполнения совместных учебных задач.

Считаю, что условия, создаваемые мною для активизации познавательной деятельности данной категории детей, будут способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся, воспитанию интереса к окружающему миру, развитию чувства понимания себя и других людей, потребности в общении и социального доверия.

1. Забрамная С.Д. Исаева Т.Н. Дети с ограниченными возможностями: Методические рекомендации: - М.,2007.

2. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. - М. 2000.

3. Шипицына Л.М. Развитие навыков общения лиц с нарушением интеллекта.- СПб. 2000.