Польза мелкой моторики

"Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые пуки снова способствуют развитию мозга".

И.П.Павлов

Родителей и педагогов всегда волновали вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка? как подготовить его к школе? Один из “практических” ответов на оба эти вопроса – развитие у детей мелкой моторики и улучшение координации движений.

Что такое мелкая моторика?

Когда мы говорим "мелкая моторика", мы подразумеваем движения мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации "рука-глаз" (зрительно-двигательной координации), поскольку полноценное развитие мелких движений рук обычно происходит под контролем зрения.

Почему важно развивать навыки мелкой моторики?

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как “орган речи”, такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Развитие мелкой моторики – залог нормального развития интеллекта ребенка.

Чем лучше ребенок работает пальчиками, тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает. Так же, развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыками. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Поэтому при подготовке ребенка с задержкой психического развития к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук.

Руки — инструмент тонкий, и “настраиваются” они в течение долгого времени. Поэтому и игрушек для развития моторики потребуется много.

Как показывает практика, пособия, изготовленные своими руками, детям нравятся больше и они с удовольствием выполняют предложенные задания.

Я хочу представить многофункциональный развивающий коврик. Развивающий коврик изготовлен с применением разнофактурных, разнообразных по расцветке материалов.

Благодаря ярким цветам своих деталей помогает тренировать зрение ребенка. Разнообразный материал, который применяется при изготовлении и декорировании коврика стимулирует развитие осязания ребенка. А различные предметы, застежки, которые закреплены на коврике, способствуют общему психомоторному росту дошкольника.

Развивающий коврик обладает множеством интересных функций, от простых до более сложных. Благодаря таким коврикам ребенок получит возможность самостоятельной и свободной творческой игры. В каждой секции – игровые элементы для развития тонкой моторики рук, для изучения цветов, развития внимания и координации движения (мягкие, тканевые игрушки, пуговицы, резинки, ткани разных фактур и цветов, “молнии”, ленты, шнуры, детали на липучках). Игровой коврик, воспитывает игровые качества в сюжетной композиции.

Несколько правил:

  • РАЗВИВАЮЩИЕ КОВРИКИ не должны лежать в одном месте с другими игрушками. Выдавайте их только на занятия. Так интерес у ребенка не иссякнет.
  • Необходимо участие и ободряющее внимание взрослого к трудному для ребенка процессу попадания в цель.
  • Если ребенок не проявил интереса к развивающему коврику – значит ему еще рано, ведь у каждого дошкольника индивидуальный темп развития. Предложить следует чуть попозже.

Для занятий коврик можно расстилать на полу

Диаметр коврика 1,5 метра. Разделен на четыре секции, простроченной зигзагом тесьмой. По ней дети водят пальчиками. В каждой части коврика используются определенные функциональные застежки (пуговицы, липучки, кнопки, замочки, пряжки, бантики). Для изготовления пособия использована ткань различных фактур.

Играть может несколько детей, каждый выбирает себе определенный вид деятельности.

Секции развивающего коврика

Из геометрических фигур дети составляют клоуна. Нос на липучке. Шапочка – на кнопках. Пуговицы разных размеров и цветов (закрепляем понятие большой – маленький). Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость. В кармашке спрятаны детали других геометрических форм (прямоугольной, круглой, различные многогранники). Используется ткань различной фактуры. На звездочке пришита пуговица, на которую так же можно пристегивать фигуры геометрических форм самостоятельно и по заданию.

Девочкам очень нравится заплетать косички, завязывать бантики (пространственное ориентирование, усвоение понятий “право”, “лево”). На поясе шнурок, на котором привязаны разноцветные резиночки. Можно смело придумывать прически.

При шнуровании дети испытывают трудности (сложно продеть в петельку). Для непослушных пальчиков это не очень простая работа! Можно предложить шнуровать в виде лесенки, стежка или полоски. Это обязательно привлечет ребенка и подтолкнет его повторить действия. Если ребенок справился с заданием, то его ждет приз – цветочек. Цветок многослойный, пристегивается на большую пуговицу. Можно собирать в различной последовательности (от большого к маленькому и наоборот).

Нравятся детям играть с различные зажимами, которые при надавливании можно перемещать. В кармашках на молнии собраны разноцветные шнурки, которые дети используют при шнуровании.

На цветах нашиты липучки. В кармашке на молнии хранятся разноцветные клубочки. Задача детей подобрать клубочек цветочку(соотнесение по цвету). Очень увлекательное занятие, ребятишки придумывают свои “сказочные” цветы. Серединку цветка можно выложить шнурком или тесемкой.