БАЗОВАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ

В данной публикации рассматривается вопрос формирования основных двигательных качеств лыжников 11-17 лет на этапе летней подготовки. В основу планирования нагрузки положены следующие принципы.

1. Наиболее полная реализация периодов естественного развития двигательных качеств.

2. Важность двигательных качеств для результата в лыжных гонках.

3. Выносливость на ранних этапах спортивного мастерства рассматривается как средство ОФП.

Известно, что двигательные качества в ходе естественного развития имеют период ускоренного формирования (сенситивный). В данный период конкретное качество наиболее чувствительно к воздействию физической нагрузки. Следовательно, для полной реализации закономерностей развития организма подростков необходимо делать акцент на тренировке качеств, вступивших в сенситивный период. Первым в такое состояние вступает быстрота, и происходит это в возрасте от 7 до 16 лет. Далее скоростно-силовые качества - 9-18лет. Затем сила - 12-19 лет. И после всех выносливость - 14-20 лет.

Тренировочная программа, построенная по иной схеме, не сможет полностью реализовать биологические закономерности развития организма юных лыжников. Не сделав акцентов на развитии качеств в обозначенные периоды, мы не сможем впоследствии получить желаемый эффект.

Обратимся к ведущему для лыжников качеству - выносливости. Как было отмечено, оно последним вступает в период интенсивного естественного развития, и начинается это с 14 лет. В связи с этим в возрасте 11-13 лет есть смысл рассматривать данное качество наравне с остальными как средство ОФП. Такой подход дает возможность достаточного воздействия на быстроту, скоростно-силовые качества и силу. При этом не следует забывать, что возраст лыжников мировой элиты находится в диапазоне от 21 года до 30 лет. Следовательно, приступив к активному формированию выносливости с 14 лет, мы имеем 7-8 лет для его развития. Именно к 14-15 годам созревают предпосылки для такого подхода, так как в данный возрастной период существенные прибавки имеет такой важный показатель, как МПК/вес тела.

Теперь рассмотрим влияние различных двигательных качеств на результаты в гонках. Приоритет выносливости очевиден. Не вдаваясь в подробности этого сложного вопроса, опираясь на мнения специалистов, можно констатировать следующее: влияние остальных двигательных качеств на конечный результат в порядке их значимости таково: скоростно-сило вые, быстрота, сила.

Теперь, когда изложен подход к составлению тренировочных программ юных лыжников-гонщиков, рассмотрим таблицу.

Показателем величины рассматриваемого влияния является количество тренировочных занятий, отводимых на воздействие того или иного двигательного качества. Однако рекомендовать абсолютные величины количества тренировочных дней автор счел нецелесообразным по следующим причинам. Как известно, летняя подготовка может осуществляться либо в условиях тренировочных сборов на выезде, либо в обычных условиях спортивной школы. Количество тренировочных занятий в первом случае будет большим, чем во втором. Кроме того, в одних ДЮСШ вывозят детей в спортивные лагеря с 11-12 лет, а в других - в более позднем возрасте, что также определяет разные возможности в количестве тренировочных дней. В этой связи возможен только один выход - дать величины тренировочных воздействий в процентах от общего числа тренировок за период май - август. Для получения искомой величины тренеру необходимо при помощи элементарных арифметических действий преобразовать проценты в тренировочные дни. Так, например, в возрасте 11 лет на развитие быстроты планируется 44% от всего количества тренировок. При 3-разовых занятиях в неделю за период май - август возможно 50 тренировок. Следовательно, 44% - это 22 занятия. Тренеру с учетом условий, в которых будет проходить летняя подготовка, несложно рассчитать количество тренировочных дней для развития основных двигательных качеств.

Полученная информация не дает, однако, представления о распределении тренировочных дней на период май - август. В данном вопросе автор имеет свою собственную позицию. Суть ее в следующем. Поскольку двигательные качества в ходе естественного развития вступают в сенситивную стадию в определенной последовательности, имеет смысл с той же последовательностью развивать их в период летней подготовки. Такой подход предусматривает концентрированное воздействие на качества в определенные сроки. Применять его можно в возрасте 13-14 лет, когда он может иметь определенную выраженность. В 16-17 лет концентрированное воздействие возможно в полном объеме. Практически это выглядит так. В 11-12 лет - равномерное распределение тренировок на развитие двигательных качеств по всему периоду летней подготовки. Метод концентрированного воздействия предъявляет к организму повышенные требования, к которым 11-12-летние спортсмены не готовы, поэтому применять его в данном возрасте нецелесообразно.

Соотношение количества тренировочных занятий для развития основных двигательных качеств

(май - август)