/ Лекция 1.Нейропсихология детского возраста

Психологические концепции

Основой, объединяющей все концепции, является разра­ботанное Л. С. Выготским и А. Н. Леонтьевым учение о сис темно-деятельностном подходе к происхождению и строению ВПФ .

Концепция о деятельностном подходе к анализу ВПФ

Основным принципом, раскрывающим содержание этой концепции, является принцип прижизненного форми­рования ВПФ – отражает понимание того, что ВПФ имеют общественно-историческую приро­ду происхождения и что они формируются у ребенка прижизненно. Это положение о прижизненном формировании ВПФ непосредственно связано с теорией развития, разработан­ной в отечественной психологии.

Эта теория преодолела обособление психического, присущего многим прошлым и настоящим теоретическим подходам к психике человека, путем включения его в кон­текст реальной жизни и деятельности человека. Детское развитие представляет собой слож­ный динамический процесс, который характеризуется пери­одичностью, диспропорцией в развитии отдельных психиче­ских функций. Оно идет не эволюционным путем, а путем революционных изменений, не плавно, а скачкообразно. Концепция развития психики у ребенка включает по меньшей мере три принципа развития психики.

Принцип взаимовлияния структуры и функции указывает на двустороннюю связь структуры психических процессов и их функций, структуры мозга и его функ­ций. Этот принцип указывает на сложный путь развития ВПФ у детей, при котором происходят сложные взаимовлия­ния развивающихся ВПФ друг на друга и на созревание моз­га, которое, в свою очередь, оказывает влияние на развитие ВПФ.

Принцип формирования ВПФ в предметной деятельно­сти внутри конкретных видов деятельности, зависящих от возрастного этапа. Ребенок рождается в предметном мире, созданном взрослыми, и освоение этого мира ребенком про­исходит в деятельности с ним и во взаимодействии с окружа­ющими ребенка взрослыми людьми. Только благодаря сотрудничеству со взрослыми, под влиянием их речи и сов­местных действий с предметами ребенок начинает воспринимать окружающий его предметный мир.

Принцип обучения и его роль в развитии психической деятельности ребенка. Психическое развитие ребенка осу­ществляется как процесс овладения социальным опытом в предметной деятельности и в сотрудничестве с окружающи­ми людьми. Предметный мир, социальная среда выступают как потенциальные источники формирования и развития психики. Известно, что ВПФ развиваются всегда, будучи опосред­ствованы обучением, а развитие идет вслед за обучением. А. Н. Леонтьев писал, что обучение начинается до школы, практически с самого рождения ребенка и является естест­венным состоянием человека.

Концепция перехода ВПФ из интрапсихического их состояния в

интерпсихическое

Она основывается на важнейшей закономерности фор­мирования ВПФ сначала как внешних и развернутых по структуре, т. е. по составу операций и процессов, с последую­щим их переходом во внутреннюю умственную форму, в та­кую, какой мы видим ту или иную высшую психическую функцию у взрослого человека. Эта концепция реализуется через ряд принципов:

Принцип сотрудничества (главный принцип этой концепции) - реализуется, прежде всего, путем взаимодействия ребенка с окружающими его взрослыми людьми. С первого дня жизни ребенка мать и другие взрос­лые люди, непосредственно взаимодействуя с ребенком, воспитывают его и обучают разным видам умений и навыков, формируют у него разные формы мышления и речи, внимание и память, обучают его социальным формам пове­дения, формируют объем и качество знаний и т. д. Без такого взаимодействия ребенок не сможет самостоятельно нау­читься многим формам поведения, деятельности и т. д.

Принцип поэтапного формирования ВПФ ипринцип автоматизации ВПФ и перехода на другой уровень реализации.

Концепция возрастного изменения структуры и функций психических процессов

Закономерности формирования ВПФ — формирование ВПФ в деятельности, закон перехода функции извне внутрь и трансформация ее структуры, гетерохронность формиро­вания ВПФ, социальное в структуре и протекании ВПФ и др. Закономерности формирования ВПФ у детей также опираются на ряд принципов.

Принцип смены ведущих ВПФ в разные возрастные пе­риоды.

Принцип опосредования ВПФ как способ формирования произвольных высших психических функций.

Принцип ведущей деятельности и ее роль в развитии ВПФ на разных возрастных этапах.

Принцип формирования мотивирующей сферы сознания.

Концепция возрастных изменений ВПФ свидетельствует о длительном и сложном пути развития ВПФ, их формирова­нии в деятельности и постепенном переходе из внешней во внутреннюю умственную форму. Без прохождения нужных этапов в развитии тот или иной психический процесс будет неполноценным по структуре и по его функции. Одной из важнейших за­кономерностей формирования и развития ВПФ является де­ятельность. Высшие психические функции формируются в деятельности, и в каждом возрастном периоде имеется ведущая деятель­ность, благодаря и внутри которой формируются определен­ные системы ВПФ, отвечающие возрастному этапу развития ребенка.

Из закономерностей развития ВПФ следует отметить и их системное формирование, что означает, что развитие ВПФ протекает не изолированно, а во взаимодействии той или другой группы ВПФ. Все психические функции развиваются в системе, взаимодействуя друг с другом. Системное строе­ние высшие психические функции обнаруживают уже в мла­денческом возрасте. Системы ВПФ не остаются на протяже­нии возрастного развития ребенка одними и теми же как по содержанию, так по структуре и уровню развития. Все систе­мы ВПФ и каждый психический процесс, входящий в систе­му, в процессе возрастного развития ребенка, изменяясь, усовершенствуются.

Следующей важной закономерностью является то, что все ВПФ сначала формируются как внешние предметные функции и только позже они становятся внутренними умст­венными, какими мы их видим уже у взрослого человека. Из этого положения следует важный методический вывод, говорящий о том, что любую ВПФ нужно исследовать, а за­тем и формировать сначала как внешнее действие с посте­пенным переводом к осознанию и пониманию ребенком своих действий, а также и к их произвольной форме протека­ния. Формирование ВПФ у ребенка протекает путем усвое­ния опыта окружающих взрослых людей.

Формирование и развитие психики проходит у ребенка через несколько возрастных этапов, на каждом из которых происходит трансформация систем ВПФ, их усложнение и усовершенствование, переход их на более высокий уровень строения и выполнения соответствующих функций. На каждом возрастном уровне имеются ведущая ВПФ и ведущая деятельность ребенка, которые также меняются в связи с изменением возрастного этапа. Так, в младшем воз­расте (1—2 года) ведущим психическим процессом является восприятие, а речь и память, мышление и произвольная дея­тельность только зарождаются, и их развитие протекает уже в системе с другими ВПФ.

Таким образом. важнейшей закономерностью формиро­вания и развития ВПФ является ее формирование в деятель­ности и в общении с окружающими ребенка людьми, переход ВПФ из внешней формы ее протекания во внутреннюю, ум­ственную путем интериоризации (ухода внутрь), которая про­текает только в деятельности ребенка и в сотрудничестве со взрослым. Важным является и социальное происхождение ВПФ. Далее, развитие психики зависит от возраста ребенка: каждая отдельная ВПФ и система ВПФ, в которую она входит, претерпевает изменения на каждом возрастном этапе (прин­цип гетерохронности развития ВПФ). Следует отметить, что на каждом возрастном этапе в психике ребенка присутствуют практически все ВПФ, даже самые сложные, такие, как мыш­ление, образы-представления и др. но все они играют разную роль и имеют разную структуру на каждом возрастном этапе. И, наконец, психические функции не развиваются изолиро­ванно друг от друга, а в системе высших психических функ­ций. Эти системы также изменяются по составу входящих в них ВПФ, по уровню развития последних, но они на каждом возрастном этапе уже имеют место.

Нейропсихологические концепции

Концепция динамической хроногенной системной локализации ВПФ в головном мозге

Содержание этой концепции раскрывается в нескольких теоретических положениях:

принцип созревания мозга «снизу вверх» и влияние этой характеристики созревания мозга на динамику локализации формирующихся ВПФ и на иерархию их локализации;

принципы иерархии и гетерохронности локализации ВПФ, сложной их последова­тельности - ВПФ, формируясь на разных возрастных этапах, локали­зуются не одновременно, а каждая психическая функция на­ходит свое место в головном мозге в определенный период ее формирования и развития. Гетерохронность созревания моз­га и гетерохронность формирования ВПФ сначала идут па­раллельно, затем сталкиваются, пересекаются, и каждая ВПФ находит свою систему и область мозга, которая готова ее реализовать. Этот сложный и неоднородный процесс при­водит в определенный возрастной период к созреванию определенных зон мозга и к формированию соответствую­щих им психических функций. Сбой в этом процессе может привести к несформированности, задержке развития или де­фекту тех или других ВПФ.

В этом сложном процессе формируется системная и дина­мическая локализация ВПФ в головном мозге. Стало ясно, что ВПФ, представляющие собой функциональные системы, не могут быть локализованы в неких «мозговых центрах». В связи с этим был сформулирован принцип динамической локализации психических функций в го­ловном мозге. Этот принцип предусматривает не фиксиро­ванные мозговые «центры», а «динамические системы», эле­менты которых не теряют своей специфичности; предполагает, чтоВПФ осуществляются системами совместно работающих, но функционально высокодифференцированных зон коры мозга. Каждая ВПФ осуществляется той системой зон мозга, учас­тие которых реализует ее психологическую структуру.

Приведем пример. Известно, что для осуществления функции понимания речи необходимы:

выделение звуков (фонем) из речевого потока;

удержание звуков и слов в оперативной памяти;

перешифровка логико-грамматических конструкций на единицы значения.

Естественно, что такой сложный процесс не может быть локализован в одном узком «центре», участке мозга; но он может быть размещен в ряде участков мозга — височных, обеспечивающих акустический анализ речи и удержание информации, нижнетеменных, обеспечивающих кинестети­ческий анализ звуков, височно-теменно-затылочных, обес­печивающих анализ грамматических конструкций, лобных, обеспечивающих активность, регуляцию и контроль проте­кания процесса. Совместная работа акустического, кинесте­тического и пространственного анализаторов, расположен­ных в этих мозговых участках, и обеспечит реализацию фун­кции понимания речи.

При этом рабочие объединения различных зон и уровней мозга, обес­печивающих психическую функцию, могут меняться по мере ее формирования, меняются ее взаимоотношения с другими психическими процессами, а следовательно, меняется ее локализация, которая резко от­личается у ребенка и взрослого.

Принцип постепенной латерализации ВПФ раскрывает постепенное включение в работу обоих полушарий мозга и их роль в локализации формирующихся и развивающихся ВПФ ребенка.

Принцип системной локализации ВПФ указывает на взаимодействие определенных групп ВПФ и определенный способ их локализации — не изолированной, а системной.

Концепция фактора, лежащего в основе несформированности (или девиации» или дефекта) ВПФ

Эта концепция, как и другие, находится на стадии изуче­ния и формирования содержания факторов; и их связи с моз­гом, их роли в формировании (несформированности) ВПФ у детей.

В настоящее время нейропсихология детского возраста и практики детской нейропсихологии используют понятие фактора, разработанное А. Р. Лурией и его учениками и при­меняемое при обследовании взрослых больных с поражени­ями мозга разной этиологии. Практика показала, что суще­ствующее в отечественной нейропсихологии понятие факто­ра, его определение и психологическое содержание можно использовать в работе с детьми с целью постановки топиче­ского диагноза и нозологии, не рискуя впасть в ошибку. И тем не менее задача изучения факторов девиации развития психической деятельности ребенка не снимается, а является одной из важнейших.

Под фактором А. Р. Лурия понимал «собственную функ­цию» той или иной мозговой структуры, определенный принцип, способ ее работы. Это, по сути, главное определе­ние фактора. В другом месте А. Р. Лурия определял фактор как первичный дефект, который он рассматривал как нару­шение собственной функции данного участка мозга. У него встречаются разные определения фактора, но для всех них общей является одна из его характеристик — фактор является основой, причиной нарушения определен­ной системы ВПФ, в структуру которых он входит.

Было выделено несколько факторов, которые до сих пор являются инструментом при ана­лизе синдрома нарушений ВПФ, при постановке топическо­го диагноза и при разработке стратегии и методов преодоле­ния дефектов ВПФ.

Кинестетический фактор , или нарушение (или незре­лость) кинестетических ощущений, который может привес­ти у детей к несформированности (или нарушению, девиа­ции) кинестетической основы речи, предметных действий. Нарушение кинестезии возникает при поражении (или не­зрелости, или дисфункции) верхне- и нижнетеменных отде­лов коры левого полушария мозга.

Нарушение речевого слуха при сохранности общего слуха возникает из-за дефекта или несформированности фонема­тического слуха . который является фактором, ведущим к трудностям, или задержке формирования, или к дефекту речи и всех функций, в структуру которых входит фонематический слух. К нарушению (или несформированности) фонематиче­ского слуха ведет незрелость или поражение задней трети вер­хней височной извилины. Незрелость, дисфункция или пора­жение заднелобных отделов коры левого полушария ведут к несформированности или нарушениюкинетического факто­ра . обеспечивающего сукцессивность, последовательность в устной экспрессивной речи. Несформированность или нару­шение кинетики речи ведут к трудностям формирования устной речи в синтагматическом ее звене. Вторично может оказаться затрудненным и понимание речи, могут появиться трудности формирования предметных действий, дефекты пе­реключения одного движения на другое и т. д.

Нередко у детей старшего дошкольного возраста наблюда­ются несформированность, а иногда и отчетливое нарушение объема вербально-акустического восприятия и слухоречевой памяти . Эти два фактора лежат в основе задержки формиро­вания и развития импрессивной и устной экспрессивной речи, ведут к появлению в речи вербальных парафазии, к трудностям запоминания, воспроизведения и понимания речи. Эти факторы возникают при незрелости или дисфунк­ции (или поражении) второй височной извилины коры левого полушария. Эти факторы снижения объема вербально-акустического восприятия и снижения слухоречевой памяти у де­тей старшего дошкольного возраста идут, как правило, в системе с дефектом вычленения существенных признаков предметов в процессе их зрительного восприятия, опозна­ния и называния.

Наиболее часто у детей старшего дошкольного возраста встречается несформированность фактора пространственно­го и квазипространственного восприятия, которое локализует­ся в зоне ТРО (височно-теменно-затылочной). Несформиро­ванность этого психического процесса ведет к задержке фор­мирования и развития всех других психических функций, в структуру которых входит этот фактор (понимание граммати­ческих конструкций речи, счета, письма, чтения и др.).

Процессы активности, регуляции и контроля психиче­ской деятельности реализуются работой преимуществен­но префронтальной зоны лобных долей коры мозга. Дисфункция, поражение или незрелость этой зоны мозга у детей могут привести к несформированности или наруше­нию произвольных форм деятельности, в т. ч. волевых про­цессов и внимания, общего и психологического поведения ребенка.

Есть и еще ряд других факторов, т. е. «собственных функ­ций» тех или других зон мозга, задержка формирования ко­торых или девиация их развития могут привести к девиации или несформированности не отдельных изолированных ВПФ, а целой их системы.

Концепция «нейропсихологического синдрома и симптома»

Понятие фактора легло в основу понятия «нейропсихологический синдром». Нейропсихологический синдром представ­ляет собой избирательное нарушение одной группы психических процессов, в состав которых входит нарушенный (несформированный) фактор, при сохранности других ВПФ, в структуру которых этот фактор не входит.

Симптом представляет собой нару­шение той или другой ВПФ, имеющей определенный механизм. Например, если мы обнаруживаем симптом нарушения, ска­жем, письма, то мы должны найти механизм его нарушения или трудностей, и только тогда это будет симптом, т. к. письмо может бить нарушено при поражении различных зон мозга, и всякий раз по причине разных механизмов, которые зависят от той зоны мозга, которая оказалась незрелой, или пораженной, или в состоянии дисфункции.

Синдромный анализ состояния ВПФ — это и есть качествен­ный нейропсихологический анализ состояния ВПФ, указываю­щий не просто на проблему той или другой системы ВПФ, но и на механизм, лежащий в основе девиации или дефицита разви­тия той или другой формы психической деятельности.

Содержание этой концепции синдрома и симптома рас­крывается в ряде принципов этого научного положения, ко­торые позволяют оценить отклонения в развитии психики детей и отметить их взаимосвязь с возрастным этапом разви­тия психики ребенка, найти причину (фактор) и провести качественный анализ несформированности (или девиации, или нарушения) тех или других ВПФ и их роли в отставании развития психики, указать причину попадания ребенка в «группу риска» при его поступлении в общеобразовательную школу.

Принцип гетерохронности в развитии ВПФ и его роль в формировании состава, содержания синдромов на каждом возрастном этапе.

Принцип компенсации дефекта ВПФ у детей и роль компенсации в изменении содержания синдрома и клиниче­ской картины несформированности ВПФ.

Принцип специфичности и изменений факторов, лежа­щих в основе синдромов несформированности ВПФ в раз­ные возрастные периоды.

Принцип динамики (изменений) системы ВПФ в зави­симости от возрастного этапа.

Учет этих принципов необходим и в научных исследова­ниях, и в практической диагностической и коррекционной работе с детьми с проблемами развития психики.

Психический онтогенез. таким образом, можно рассмат­ривать как созревание отдельных психологических факто­ров, интра- и интерфакторных ансамблей, способствующих:

созданию частного функциогенеза;

формированию межфункциональных связей;

становлению полушарных локусов контроля, стабили­зации ведущего по руке и речи полушария и образова­ний пространственно-временного фундамента проте­кания психической деятельности;

стабилизации уровней саморегуляции, их иерархии и при­оритетов в балансе тонизирования поведения человека.

Вся эта схема буквально пронизана гетерохронией как в целом, так и в каждом отдельном пункте. Перечисленные па­раметры имеют различные циклы развития (по длине, ско­рости, начальным точкам и пр.) и детерминированы как внутренними законами, так и спецификой социальных влия­ний, особенно системы воспитания и обучения. Некоторые могут начать развиваться, но, не получив надлежащего под­крепления извне, так и остаются в зачаточном состоянии. В совокупности своевременное поступательное формирова­ние и закрепление перечисленных нейропсихологических аспектов и есть нормальный онтогенез. Обратимся теперь к детальному анализу вариантов развития, при которых про­исходят модификации и искажения, приводящие к отклоня­ющемуся развитию.