Детская психодиагностика

Рейтинг:  0 / 5

Пожалуйста, оцените  

Родители непременно должны заботиться о психологическом здоровье своих детей, памятуя о том, что детская психика хрупка, ранима. В раннем, дошкольном возрасте закладываются необходимые предпосылки для формирования личности. Это своего рода основа, которая во многом определяет всю его последующую жизнь (отношение к миру, социуму, характерные поведенческие черты). К сожалению, не многие разделяют и придерживаются подобного мнения. Итак, разберемся, что такое психодиагностика детей и для чего она нужна?

Психологическое здоровье – одна из составляющих такого многогранного понятия как здоровье, оно обследуется при помощи психодиагностических инструментов, методов. Желательно периодически проводить психодиагностическое обследование ребенка, даже, если на это нет «видимых» причин, потому что близкие люди относятся к нему крайне субъективно и не имеют соответствующих навыков, знаний. Они могут упустить, казалось бы, незначительные «детали», которые в последующем могут оказать достаточно сильное негативное воздействие на жизнь ребенка.

Психологическая диагностика – это прекрасный инструмент. В умелых руках он превращается в мощное средство оценки как слабых и так сильных сторон личности, то есть, она способна дать исчерпывающую, обстоятельную информацию практически по любому аспекту. Она не только помогает исследовать характер, индивидуальные особенности, темперамент человека – дать общую характеристику, но и определить внутренний потенциал, нарушения, а также условия, при которых личность сможет наиболее полно раскрыться.

Психодиагностика – первая отправная точка, предшествующая длительной работе по коррекции личностных изменений, если в ней возникает необходимость. Она помогает уже на ранних стадиях вскрыть противоречия в развитии, отклонения от нормы, предоставляя шанс компенсировать, преодолеть недостатки формирования детской личности.

С точки зрения психодиагностики дети подразделяются на несколько возрастных групп:

ранний возраст;

старший школьный возраст;

дошкольный период.

Психодиагностика необходима не только детям дошкольного, раннего возраста для определения психологической готовности к детскому садику, школе, но и старшеклассникам. Подростки, пытаясь обрести себя, сформировать свою жизненную позицию, отдают много сил на внешнюю и внутреннюю борьбу. Они переживают сложный, переломный момент. Им предстоит ответить на одни из самых важных, существенных вопросов в жизни: «Зачем я живу? Кто я? Кем я стану?». Они стоят на распутье, а средства психодиагностики помогут в личностном самоопределении. В ходе психодиагностического обследования подростки могут получить информацию о предрасположенности к какому-либо виду деятельности (определение профессиональной ориентации), лучше познать свои индивидуальные особенности, склад характера.

На этом возрастном этапе личность ребенка уже во многом сложилась, но трансформациям еще подвержена. Значит, если результаты психодиагностики подтвердят целесообразность коррекции, то при грамотном, профессиональном подходе сохраняется возможность достичь желаемого результата (акцентировать внимание на развитии того или иного показателя – мышления, внимания). Своевременная коррекция поможет подростку плавно, конструктивно пережить очередной кризис развития и выйти из него «новым», повзрослевшим человеком. Рассмотрим несколько направлений психодиагностики:

Нейропсихологическая диагностика - весьма распространенный метол психологического исследования, создателем которого является известный психолог А.Р. Лурия. Обследование помогает выявить особенности развития, номинальные и потенциальные возможности малыша. Подобные процедуры проводятся с ребенком 5 – 10 лет (при желании близкие находятся вместе со своим чадом). Они позволят обнажить возможные отклонения, которые могут выражаться в возникновении трудностей при изучении, овладении учебным материалом. После диагностического обследования детский нейропсихолог проводит консультацию с родителями, дает особые рекомендации. Данные психодиагностики помогают вскрыть причины возникающих трудностей, затруднений, которые можно скорректировать при своевременном обращении к специалисту с помощью коррекционных программ (если это необходимо).

Комплексная психодиагностика (нейропсихологическое обследование и диагностика личностной, эмоционально-волевой сфер ребенка) нужна для того чтобы однозначно ответить на вопрос: чем же вызваны поведенческие, учебные трудности, необходимо более серьезно подойти к существующей проблеме, а, значит, расширить поле исследования. Например, проблема может появиться из-за внутренних переживаний крохи или из-за недостаточно сформированных высших психических функций.

Средства психодиагностики должны быть просты, понятны для самого клиента, в нашем случае, ребенка, в тоже время они обязаны отражать реальную картину, положение вещей, то есть не искажать действительности. Значит, родителям не следует опасаться, что данные будут недостоверны из-за того, что их ребенок чего-то не поймет. Сам малыш должен не воспринимать ситуацию обследования, как исключительное событие, а понимать, что это стандартная процедура.

Специфика, направленность исследования будет зависеть от запроса самих близких (например, сформированность произвольности, критичности, навыков самообслуживания). Если же будут обнаружены проблемы в развитии ребенка, то об этом поставят в известность близких людей вместе, с которыми специалист наметит пути разрешения сложившейся ситуации.

Итак, психодиагностика позволяет получить точную, детальную информацию об особенностях развития ребенка (например, о соответствии возрастным нормам). На основе психодиагностических данных составляются рекомендации или выписывается направление к специалисту (психиатру, психотерапевту, психологу). Не стоит пренебрегать подобной формой мониторинга. Ведь, психодиагностика мало чем отличается от обыкновенного подхода к врачу (педиатр, терапевт) и является скорее мерой профилактики.

Подробности Опубликовано: 07 Февраль 2014 Просмотров: 3177