Глава 7. Этапы работы с юными футболистами

7.1. ПОНЯТИЕ О БИОЛОГИЧЕСКОМ И ПАСПОРТНОМ ВОЗРАСТЕ.

Экспериментально установлено, что развитие физических способностей будет наиболее благоприятным, если учитывать периоды наибольших темпов их развития (И.А. Аршавский, 1981; А.А. Гужаловский, 1978). Выявлено, что темпы прироста спортивного мастерства в большей степени свидетельствуют о будущих возможностях юного спортсмена, чем уже достигнутый им уровень (В.Н. Платонов, К.П. Сахновский, 1988). Вместе с тем, (В.П. Филин, 1995) темпы развития ведущих физических качеств имеют значение в прогнозе когда уровень их развития весьма высок. Следует иметь ввиду неодинаковость биологического созревания, особенно в пубертатный период 11-16 лет. Весьма перспективны модели прогнозирования игровой эффективности на основе регрессионного анализа (М. Бриль, 1986).

Процесс биологического созревания человека длится до 17-18 лет у женщин и 20-22 лет у мужчин, когда завершается рост тела, формирование скелета и внутренних органов. Большая часть многолетней спортивной подготовки приходится на пубертатный период развития, который в целом охватывает диапазон от 8 до 17 лет. К концу пубертатного периода организм достигает полной половой, физической и психической зрелости. Пубертатный период принято разделять на три фазы: препубертатную, собственно пубертатную и постпубертатную. Эти фазы характеризуются различными темпами роста и созревания отдельных функциональных систем организма (нервной, костно-мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и др.). Препубертатная фаза развития характеризуется ускоренным ростом тела в длину и интенсивными изменениями со стороны вегетативных систем организма. Собственно пубертатный период характеризуется нарастанием активности половых желез и совершенствованием деятельности всех функциональных систем организма. В начале пубертатного периода имеют место высокие темпы увеличения длины и массы тела, которые затем снижаются. У девочек пубертатный скачок роста отмечается в 10-13 лет с пиком прироста длины тела в 11-12 лет, а у мальчиков в 12-15 лет с максимальной прибавкой длины тела в 13-14 лет. С точки зрения построения многолетней тренировки собственно пубертатный период является наиболее важным. Данная фаза характеризуется нарастанием активности половых желез организма и совершенствованием деятельности всех функциональных систем. Постпубертатная фаза развития характеризуется завершением естественного прироста мышечной массы и тела в длину и снижением темпа прироста физических качеств. В этой фазе развития организм достигает полной физиологической зрелости. Развитие организма происходит непрерывно и границы возрастных периодов условны. Поэтому трудно точно определить окончание одного и начало другого этапа развития. Каждый человек развивается индивидуально. Помимо календарного возраста В.М.Волков рекомендует учитывать биологический возраст. Календарный возраст может не совпадать с биологическим. Так, биологический возраст у подростков с низкими показателями физического развития может отставать от паспортного на 1-2 года, а у подростков с высоким физическим развитием биологический возраст может опережать паспортный на 1-2 года. В отдельных случаях разница между паспортным и биологическим возрастом может достигать 5-6 лет. В этом случае интенсивный рост мальчиков может отмечаться как в 11-12, так и в 16-17 лет.

У девушек наблюдается одновременное увеличение размеров сердца и легких, длины и массы тела. Пик темпов прироста массы тела - в 12-13 лет. Важный показатель для возрастного развития девушек - возраст первой менструации (менархе), в течение года после которого происходит резкое торможение ростового процесса, а прироста массы - через 1,5 года. Происходит окончательное формирование пропорций тела. До менархе быстрыми темпами нарастает аэробная мощность. После менархе абсолютное МПК продолжает медленно увеличиваться до 14-15 лет, а относительное (на килограмм массы тела) - начинает снижаться. Систолический объем крови достигает максимума к 13-14 годам.

Таблица. 38. Соотношение периодов с наиболее высокими темпами прироста показателей физической подготовленности хоккеисток с разным типом биологического развития (Е. Федорова, 2000).