Двигательный возраст

Если измерить результаты выполнения какого-либо двигательного задания у большой группы детей одного возраста (например, 9 и 10 лет), то можно определить их средние достижения (рис. 65). В той же группе обязательно

Рис. 64. Возрастные изменения двигательных возможностей — естественных и связанных с опытом человека в данном виде двигательной деятельности

9 10

Возраст, лет

Рис. 65. Результаты, показанные детьми в возрасте 9 и 10 лет при выполнении одного и того же двигательного задания:

стрелками показаны результаты акселератов (выше среднего уровня) и ретардантов (ниже среднего уровня); на рисунке видно, что результаты акселератов младшего возраста могут превышать результаты ретардантов старшего возраста

Окажутся дети, чей результат превысит средний уровень,— у них двигательный возраст опережает календарный. Таких детей называют акселератами в отличие от р е -тардантов, чей двигательный возраст отстает от календарного. Акселераты в одних двигательных заданиях могут быть ретардантами в других. Например, ребенок может опережать своих сверстников в силовых упражнениях и отставать в упражнениях, требующих выносливости или меткости.

Существование акселератов и ретардантов легко объяснить. Дело в том, что темпы развития двигательных возможностей существенно зависят не только от генетически обусловленных индивидуальных особенностей, но и от условий жизни: они замедляются при болезни или недостаточном питании. После нормализации условий отмечается ускорение развития, и ребенок возвращается, как говорят, в свой «канал развития».

Для оценки двигательного возраста разработаны таблицы, в которых представлены средние для данного календарного возраста результаты выполнения различных двигательных заданий. Применяя такие таблицы, следует учитывать, что показатели двигательного возраста в разных регионах страны (и в разных странах) могут существенно различаться в силу климатических условий, этнографических особенностей, социальных факторов. В качестве такой таблицы могут использоваться, например, нормативы Всесоюзного комплекса ГТО.

Вопросы для самоконтроля знаний

1. Какие факторы выносливости и скоростных качеств совершенствуются, а какие ухудшаются:

а) при переходе от младенческого возраста к зрелому?

б) по мере перехода к среднему и пожилому возрасту?

2. Всегда ли у двигательных ретардантов показатели двигательных качеств ниже, чем у акселератов? Например, как вы назовете 60-летнего человека, который по своим двигательным возможностям не уступает 40-летнему?

Прогностическая информативность показателей моторики

Часто встает вопрос о том, каковы будут двигательные возможности человека спустя несколько лет, например ребенка, когда он станет взрослым. Ответить на этот вопрос помогают материалы исследований наследственных вли-

Юбенильный Возраст, пет

Рис. 66. Коэффициент корреляции между величинами двигательных возможностей в дефинитивном и ювенильном возрасте в зависимости от ювенильного возраста (в данном случае дефинитивный возраст

18 лет) яний (спортивных семей, близнецов и т. п.), а также лон-гитудинальные (т. е. длительные, на протяжении ряда лет) наблюдения за показателями моторики детей.

Возраст, когда осуществляется прогнозирование, принято называть ювенильным. Величины показателей, зарегистрированные в этом возрасте, называются ювенильными показателями. В отличие от них дефинитивные показатели можно будет зарегистрировать в дефинитивном возрасте, для которого делается прогноз. Например, значения показателей в детском возрасте называют ювенильными, а во взрослом — дефинитивными. Мерой прогностической информативности показателей моторики является коэффициент корреляции между значениями юве-нильных и дефинитивных показателей. Наиболее уверенный прогноз дают показатели моторики, измеренные в пре-пубертатном возрасте (рис.66). В период полового созревания прогностическая информативность снижена, что связано с происходящими в организме изменениями.

По достижении 17—18 лет она снова возрастает, приближаясь к максимальному значению, равному надежности (стабильности) теста.

Вопрос для самоконтроля знаний

Почему коэффициент корреляции между результатом двух измерений одного и того же показателя в одном и том же возрасте равен надежности теста, а не единице?

Стабильность различных показателей моторики неодинакова. Наиболее стабильны показатели выносливости. Например, величина коэффициента надежности результата в плавании увеличивается с 0,44 на отрезке 50 м до 0,85 на дистанции 800 м. Наименьшей стабильностью обладают показатели, характеризующие точность попадания в цель, особенно у детей и подростков. По мере возрастного развития человека и повышения спортивной квалификации стабильность показателей моторики увеличивается.

Двигательные предпочтения

Большинство людей выполняет бытовые и спортивные движения определенной рукой, ногой, в одну и ту же сторону и т. п. Такие двигательные асимметрии называют двигательными предпочтениями. Предпочитаемая сторона или конечность называется доминантной. Люди, которые одинаково владеют обеими конечностями, называются амби-декстриками (от лат. «амбо» — оба, «декстер» — правый).

Существует представление, что примерно 25% людей рождается праворукими, 25%—леворукими и 50% — ам-бидекстриками. Затем под влиянием социальных факторов все амбидекстрики и большая часть левшей становятся праворукими. Этим объясняется тот факт, что в развитых странах подавляющее большинство людей предпочитают пользоваться правой рукой, правая нога является маховой, а повороты они обычно делают в левую сторону. У отсталых в своем развитии племен обнаружено--примерно равное количество право- и леворуких. Таким образом, никаких объективных причин для предпочтительного пользования правой рукой нет, за исключением традиций, сложившихся исторически.

В спорте умение выполнять технические действия в обе стороны считается признаком высокого спортивного мастерства, особенно в единоборствах и спортивных играх. Однако такие двигательные амбидекстрики встречаются довольно редко, в спортивных играх они составляют лишь около 5% мастеров спорта. Основы такого мастерства нужно закладывать на ранних этапах обучения спортивной технике,

Рис. 67. Кроссворд.

По горизонтали. 1. Двигательное качество, сенситивный период развития которого начинается примерно с 9-летнего возраста. 2. Человек, у которого отсутствуют двигательные предпочтения. 3. Обладатель редкого двигательного предпочтения. 4. Физическое качество, проявления которого существенно зависят от размеров тела. 5. Отличительный признак, мерило, по которому производится выбор двигательного режима.

По вертикали. 3. Двигательное качество, представляющее собой комплекс качеств, его развитие наиболее быстро происходит в детском и подростковом возрасте. 6. Процесс освоения движений в результате педагогического воздействия. 7. Однонаправленное взаимодействие факторов. 8. Человек, двигательный возраст которого отстает от календарного. 9. Генетически обусловленный процесс, обеспечивающий развитие физических качеств. 10. Явление, наблюдаемое у животных,— аналог сенситивного периода развития движений

Контрольные вопросы

1. Как влияют размеры тела на основные двигательные качества?

2. Как связаны двигательные возможности человека с его возрастом?

3. Как взаимодействуют созревание и научение в разные периоды возрастного развития?

4. Чем различаются показатели календарного и двигательного возраста, в каких случаях они совпадают?

5. В чем состоит отличие акселератов от ретардантов?

6. О чем может свидетельствовать высокая величина коэффициента корреляции между ювенильными и дефинитивными значениями двигательных показателей?

7. Какие периоды в жизни человека называют сенситивными?

8. Почему в разных видах спорта существует возрастной диапазон, в котором спортсмены чаще добиваются выдающихся результатов?

9. Что означает выражение «доминантная рука»? 10. Решите кроссворд (рис. 67).

Глава 6. Использование основ биомеханики в педагогической деятельности по физическому воспитанию

Затруднение не в вопросе, что нужно сделать, но как это сделать. А это вопрос педагогической техники.

А. Макаренко

От метода проб и ошибок — к целенаправленному обучению!

Педагогические приемы современной биомеханики базируются на основополагающих принципах дидактики. В их числе: систематичность обучения, сознательность, активность, наглядность и доступность'.

На уроках физкультуры в школе, так же как на занятиях в спортивных секциях и группах здоровья, преподаватель сталкивается с многочисленностью обучаемых и неодинаковостью их физической и технико-тактической подготовленности. Эти трудности можно преодолеть, опираясь на глубокое знание основ биомеханики, перечисленные выше дидактические принципы, а также на идеи и методы программированного обучения, педагогической кинезиоло-гии и суггестологии.

Основы программированного обучения технике и тактике двигательной деятельности

При программированном обучении учебный процесс осуществляется по определенной обучающей программе. Учебный материал и деятельность обучаемого расчленяются на «порции» и «шаги». Обучающая программа закладывается

1 Студенты знакомятся с принципами дидактики при изучении педагогики, а также теории и методики физического воспитания.

или в специальное обучающее устройство, или в программированный учебник.

После каждого «шага» проверяется освоение обучаемым очередной «порции» знаний и навыков. Этим обеспечивается возможность приспособления быстроты обучения к индивидуальным особенностям ученика.

Итак, при использовании программированного обучения весь объем знаний и умений «квантуется», т. е. разделяется на небольшие порции («кванты»), передаваемые ученику в определенной последовательности. Сделать это можно, если четко сформулировать цели и задачи обучения на каждом уроке, в каждой части урока и в отдельных двигательных заданиях.

Основы педагогической кинезиологии

Четкое формулирование целей и способов их достижения на каждом этапе обучения позволяет реализовать дидактические принципы сознательности и активности. Обучение становится целенаправленным. Обучаемому дается возможность заранее увидеть всю последовательность обучающих мероприятий и осознанно переходить от этапа к этапу. Так подходят к организации процесса обучения в педагогической кинезиологии 1.

Необходимость нового подхода, развивающего идеи программированного обучения, обусловлена тем, что разучивание двигательных действий существенно отличается от освоения теоретических знаний. При выполнении физических упражнений возможен и необходим не только логический, но и образный, и чувственный самоконтроль. Другими словами, в процессе обучения ученику следует сообщить и дать почувствовать:

1) что он должен делать (на этой информации основывается логический самоконтроль);

2) что он будет ощущать при правильном выполнении двигательного действия.

Тем самым в сознании ученика связываются воедино смысловой, зрительный и кинестетический образы двигательного действия.

Центральным понятием педагогической кинезиологии является модель оптимальной техники. Как правило, это — словесное описание рациональной техники, иллюстрированное рисунками и содержащее:

1 См. Гросс X. X. Методология педагогической кинезиологии.— Таллин, 1987.

1) описание фазового состава двигательного действия;

2) описание и фотографии (или схематические изображения) оптимальных граничных поз, которые человек должен принимать в начале и в конце каждой фазы (без остановки движения);

3) перечисление целей, к которым нужно стремиться при выполнении всего двигательного действия и каждой из его фаз, и задач, которые нужно решить для достижения целей.

Когда специалисты по педагогической кинезиологии обдумывают и формулируют модель, они исходят из представления о двигательном действии как системе, которая характеризуется составом и структурой, т. е. прежде всего стараются понять, из каких пространственных и временных элементов (элементарных действий) состоит целостное действие и по каким закономерностям организована взаимосвязь между ними.

Все это, вместе взятое, дает педагогу и ученику ориентиры, которые помогают' значительно ускорить обучение и обучать сразу правильно, минуя этап проб и ошибок.

Иллюстрацией сказанного могут служить те разделы глав 7, 8 и 9, которые посвящены кинематике ходьбы, бега, передвижения на лыжах и плавания и оптимизации техники в этих видах циклических локомоций. Там содержатся сведения, соответствующие четырем «языкам», которыми можно описать технику.

Первый язык (что вижу) — описание «видимых фактов», или внешней картины движений. Этот язык понятен всем, кто участвует в обучении:

— ученику (от которого нельзя требовать знаний по биомеханике);

— учителю или тренеру (который тоже не всегда имеет хорошую биомеханическую подготовку);

— специалисту, глубоко разбирающемуся в закономерностях двигательной деятельности.

Второй язык (почему так происходит) — описание биомеханических механизмов, обеспечивающих оптимизацию двигательных действий. Это язык специалистов, овладевших биомеханикой хотя бы в объеме первых пяти глав настоящего учебного пособия.

Третий язык (что рекомендую, требую) предназначен для учителя физкультуры или тренера.

И наконец, четвертый язык (как должно быть и что при этом ощущаю) предназначен для ученика. Например, спортсмену необязательно знать, каковы величины суставных углов. Но он должен знать, где те или иные точки тела встречаются в пространстве.

Чем ниже уровень подготовленности человека, которому адресуется модель, тем проще должен быть язык. Например, там, где нельзя требовать специальных знаний, нужно пользоваться простейшим языком. В этом случае приходится говорить даже не о фазах, а об элементарных действиях (рукой, ногой, тазом и т. п.).

Таким образом, при использовании методов педагогической кинезиологии сознательность обучения обеспечена наличием «модели» (образца) техники или тактики. Обучаемый получает возможность осмысленно приближать свою двигательную деятельность к этому стандарту.

Последовательность и постепенность обучения достигаются упорядоченностью решаемых задач. Программа обучения составляется так, чтобы обучаемый осваивал правильную технику двигательных действий и тактику двигательной деятельности постепенно, шаг за шагом, осмысливая свои действия.

Доступность обучения реализуется тем, что каждая очередная порция информации осваивается на уровне уже достигнутых возможностей, которые реально оцениваются учителем и самим учеником.

И наконец, обучение становится активным благодаря самоконтролю, для чего создается система ориентиров — зрительных и кинестетических (основанных на ощущениях обучаемого).

Методы педагогической кинезиологии чрезвычайно плодотворны. Но процесс построения модели двигательного действия весьма трудоемок. На сегодняшний день такие модели созданы для ходьбы, бега, передвижения на лыжах, плавания. Некоторые из них использованы нами при описании закономерностей частной биомеханики.

В современной педагогической кинезиологии используются модели, в которых ориентирами служат только показатели кинематики (т. е. внешней картины движений). Это объясняется тем, что, по предложению X. X. Гросса, экспериментальные данные для моделей собираются путем регистрации техники спортсменов высшей квалификации, находящихся в наивысшей спортивной форме, на крупнейших соревнованиях. Столь высокие требования к эталонной технике исключают возможность применения других методов, кроме кино- и видеосъемки. В дальнейшем по мере совершенствования датчиков биомеханических характеристик к ним полезно добавить показатели динамики и энер-

8 Заказ № 1984 гетики. Тогда можно было бы говорить не только об эталонных величинах суставных углов, перемещений, скорости и т. п. но и об оптимальных величинах сил действия, развиваемой энергии и экономичности.

Современный арсенал педагогической кинезиологии позволяет выразить точными словами (а в дальнейшем, возможно, и математически) всю сложность двигательной деятельности, которую талантливый тренер постигает из опыта и благодаря своей интуиции.

Заметим, что все физические упражнения, с точки зрения педагога, делятся на две группы:

1) легко усвояемые (например, упражнения комплекса ГТО);

2) те, над которыми работают годами (например, метания спортивных снарядов).

Методы педагогической кинезиологии полезны при освоении упражнений первой группы и совершенно необходимы при обучении сложным двигательным действиям.

И еще одно замечание. Объединяя смысловой образ оптимальной техники со зрительным и кинестетическим, необходимо контролировать не только правильность выполнения двигательных действий, но и знания по технике. При этом выявляются пробелы в знаниях и становится явной следующая иерархия уровней подготовленности ученика: не знаю — не делаю, знаю — не делаю, не знаю — делаю, знаю — делаю. Эти ступени, подобно лестнице, ведут к вершине технико-тактического мастерства.

Понятие о суггестивных методах обучения

Методы программированного обучения и педагогической кинезиологии упорядочивают процесс передачи знаний. Они активизируют познавательную деятельность ученика, дают ему возможность осваивать эффективную технику и тактику шаг за шагом и сразу правильно, без досадных «проб и ошибок». Тем самым обучение становится более целенаправленным и значительно ускоряется. Но существуют и другие, еще более интенсивные методы обучения. Это суггестивные методы.

Суггестология (от suggest — намекать, наводить на мысль) — наука о внушении. В соединении с педагогикой суггестология образует суггестопедию — новый раздел педагогики, разрабатывающий приемы ускоренного обучения (Г. Лозанов, 1970 г.). В отличие от других, суггестивные методы достигают цели в обход логики, во многом напоминают игру и потому не требуют от ученика значительных волевых усилий. Как известно, именно так обучаются маленькие дети.

Исследованиями психологов, психиатров и нейрохирургов установлено, что человек использует лишь ничтожную часть возможностей своего мозга. Существуют колоссальные резервы, о чем говорят, например, факты «сверхзапоминания» (до 1000 иностранных слов за сеанс) особо одаренными людьми и обычными людьми в состоянии гипноза. Суггестивные методы обучения опираются на эти резервы и активизируют их.

Для того чтобы активизация резервов мозга стала возможной, необходимо преодолеть «критически-логический» антисуггестивный барьер, т. е. ситуацию, когда, привыкнув к ограниченности своих возможностей, человек из соображений здравого смысла не верит в свои сверхвозможности.

Например, известно, как трудно увеличить результат спринтеру высшей квалификации, достигшему своего «потолка». И. П. Ратов и его сотрудники добивались этого с помощью приспособления, которое они назвали облегчающей подвеской. Над беговой дорожкой электромотором со скоростью бегуна перемещался блок с ремнями, подтягивающими спортсмена кверху и тем самым снижающими силу тяжести. При этом результат в спринтерском беге, естественно, оказывался выше обычного. Это способствовало формированию навыка «сверхбыстрого» бега, придавало бегуну уверенность, и в дальнейшем он улучшал свой результат на соревнованиях.

Той же цели могут служить и другие тренажеры для физической и технико-тактической подготовки спортсменов, а также людей, занимающихся физкультурой. Контрольные вопросы

1. Как строится учебный процесс при программированном обучении?