Скачать:

Предварительный просмотр:

Возрастные нормы развития речи детей.

В мире нет более любознательных исследователей, чем маленькие дети. Они начинают получать информацию сразу же после своего рождения. Дошкольные годы являются решающими для обучения: все, что узнал или не смог узнать ребенок за этот период, сильно отразится на его интеллектуальном развитии, а также его социальном и эмоциональном росте.

В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию, во-первых, всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя), во-вторых, ее форм (контекстной и объяснительной) и функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой).

Развитие всех сторон речи невозможно без освоения ее звуковой культуры, которая составляет основу, центральный момент овладения языком. Звуковая культура речи повышает возможность ориентировки дошкольника в сложных соотношениях грамматических форм, обеспечивает освоение морфологической системы языка.

В развитии звуковой стороны речи выделяют формирование фонематического слуха и правильность произношения. Главным является различение ребенком звука заданного от звука, им самим произносимого. В дошкольном возрасте завершается процесс фонематического развития. Ребенок правильно слышит звуки и говорит. Он уже не узнает неправильно произнесенные слова. У дошкольника складываются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.

В развитии словаря дошкольника наблюдаются значительные качественные и количественные изменения. В речи ребенка становится не только больше слов, но, что очень важно, происходит развитие их значений. Малыш рано заучивает слова, но значение, содержащееся в них, усваивает постепенно. С возрастом меняется характер обобщений, содержащихся в слове.

В возрасте от 2 до 7 лет процесс познания и обучения протекает столь стремительно и успешно, что если правильно начать ребенку помогать, то скорость обучения и результаты окажутся просто невероятными. При подготовке ребенка к школе главная задача состоит в воспитании у малыша таких качеств устной речи, на которые может опираться обучение в 1 классе. Таким качеством в первую очередь является грамматически правильная речь: овладение ребенком грамматическими формами употребительных слов, умение ясно выразить мысль, наличие достаточного для понимания учебного материала запаса слов, чистота произношения, а также умение слушать других, что имеет исключительное значение для успеха обучения. Эти качества проявляются уже в первые дни пребывания детей в школе, в том, как понимают они сказанное учителем, в направленности и ясности их ответов.

Уровень развития каждого ребенка строго индивидуален. Кто-то начинает уже с года говорить целые фразы, а кто-то произносит только несколько звуков, поэтому к школьному возрасту дети приходят с совершенно разным багажом знаний. Таким образом, важнейшая предпосылка готовности ребенка к школе — это восполнение пробелов предыдущих периодов, иначе школьная нагрузка может оказаться для него непомерной и в результате у малыша появятся проблемы с успеваемостью.

Особенности развития речи в дошкольном возрасте:

- речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;

-  появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;

- ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом;

- ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;

- развивается регулирующая функция речи, которая выражается в понимании литературных произведений, подчинении инструкции взрослого;

- складывается планирующая функция речи, когда она начинает предварять решение практических и интеллектуальных задач;

- возникает звуковая функция речи, выделение слова как абстрактной единицы, что создает возможность сделать слово объектом познания и освоить письменную речь;

- складывается понимание форм языковой деятельности;

- речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней;

- речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы;

- завершается процесс фонематического развития: ребенок правильно слышит и произносит звуки;

- возникают предпосылки для освоения грамоты.

Занимаясь с ребенком, соблюдайте следующие правила:

♦   тренируйте усидчивость ребенка: ведь в школе ему предстоит сосредоточенно работать на уроках в течение 30 минут;

♦  хвалите малыша за успехи и не ругайте за ошибки;

♦  будьте терпеливы, говорите четко и медленно, объясняйте просто;

♦  поощряйте в ребенке воображение и стремление задавать вопросы;

♦  не перебивайте малыша, пока он не закончит рассказывать;

♦  не заставляйте его делать что-либо насильно;

♦  не проявляйте беспокойства по поводу медленного продвижения вперед или даже некоторого регресса;

♦  не сравнивайте ребенка с другими детьми;

♦  придерживайтесь последовательного изучения материала, не перескакивайте с темы на тему.

Ребёнок в возрасте двух лет

Дети возрастной категории от двух до шести лет обычно называются детьми дошкольного возраста, или дошкольниками. Многие современные педагоги склоняются к тому, что Многое из процесса обучения дошкольника взрослым представляется игрой, но для маленького ребенка это серьезное занятие, в это время он познает себя и окружающий мир. В процессе этой деятельности малыш пробует проявлять свою независимость, развивает двигательные способности, управление мышцами, координацию движений, зрительное восприятие, оценку расстояния, что, безусловно, важно для обучения. Он пользуется всеми своими пятью чувствами и набирается непосредственного опыта, который в конечном итоге приведет его к освоению таких понятий, как «далекий», «быстрый», «мокрый», «тяжелый», «маленький», «три», «внутри», «вчера» и т.д. Но самое важное то, что дошкольник развивает в себе чувство языка: учится слушать, понимать и затем говорить.

Современные психологи доказали, что дети 2-3 лет значительно легче овладевают грамотой, чем дети в возрасте 7-8 лет. И хотя многие знания они получают практически, тем не менее без конкретизации и уточнения их на занятиях эти знания останутся неполными.

Основным при обучении грамоте двухлетнего ребенка является формирование у него понимания обобщенных названий предметов. И если на вопрос «Назови, каких ты знаешь животных?» малыш отвечает «кошка и собака», больше не упоминая никого, на вопрос про овощи называет только картошку и морковку, а отвечая на вопрос про птиц, ограничивается воробьем, нужно немедленно приступать к обогащению его словарного запаса, который к концу второго года жизни должен включать в себя примерно тысячу слов.

Но важен не только сам по себе словарный запас, но и правильность его использования в речи. Если малыш подменяет слово «собака» упрощенным выражением «ав-ав» или задает вопросы типа «Кукла бай?», имея в виду, спит ли кукла, то нужно срочно начать исправлять ситуацию. В этот период развития важно использовать прием вопросов, активизирующих речь ребенка. Взрослый сам задает вопросы, обыгрывая ситуацию, и сам дает образец ответа, как бы отвечая за ребенка («Это кто? Это кошечка. А что она делает? Пьет молоко. Молоко очень вкусное. Кошки любят молоко»). Когда ребенок слышит незнакомое слово, взрослый должен объяснить его смысл.

При обучении ребенка с двух лет важно помнить три основных правила:

1.   одни малыши начинают говорить рано и четко произносят слова, другие хорошо понимают речь, но говорят мало;

2.   длительность занятий с детьми двухлетнего возраста не должна превышать 10 минут;

3.   время для занятий лучше выбирать после дневного сна малыша.

Что должен знать ребенок в возрасте 2 лет:

—  ориентироваться в таких тематических группах, как «Игрушки», «Части тела», «Одежда», «Посуда», и уметь употреблять эти обобщающие слова;

—  знать простое образование множественного числа;

—  различать голоса животных и ориентироваться в звукоподражательных словах (дудочка дудит).

Ребёнок в возрасте трёх лет

То, чему ребенок научился на втором году жизни, создает предпосылки для перехода к качественно новому этапу освоения окружающего мира. К третьему году жизни память и восприятие ребенка достигают высокого уровня, возрастает устойчивость внимания, появляется образное мышление. Дети не только начинают свободно ориентироваться среди окружающих их предметов, но и получают более точные представления об их свойствах и взаимосвязях (сладкий - твердый), о расположении предметов в пространстве (низко - около), их количестве (один - много) и особенностях движения (быстро - медленно). Активный словарь малыша уже насчитывает полторы тысячи слов

Что должен знать ребенок в возрасте 3 лет:

—  осознанно употреблять обобщающие существительные («транспорт», «профессии», «овощи и фрукты», «животные» и т.д.);

—  уметь соотносить целое и его части;

—  ориентироваться в исключениях при образовании множественного числа;

—  уметь согласовывать существительное с числительным;

—  уметь образовывать существительные при помощи уменьшительных и увеличительных суффиксов;

—  уметь называть предмет и его признак;

—  правильно понимать и употреблять предлоги пространственного значения;

—  знать простые способы словообразования.

Ребёнок в возрасте четырёх лет

К четвертому году жизни активный словарь ребенка достигает двух тысяч слов. В этом возрасте малыш нормально овладевает грамматической системой словоизменения и словообразования. Однако большой словарный запас, который к этому времени формируется у ребенка, не решает проблему; ведь важно еще научить малыша активно пользоваться имеющимися словами, а для этого необходимо уметь грамматически правильно согласовывать слова между собой. Растущий словарный запас и умение строить фразы в этом возрасте чаще выражаются в спорах и детских ссорах. Ребенок также с интересом слушает рассказы с действием — особенно те, в которых объясняется, как вещи работают.

Малыш беспрерывно задает вопросы — как для получения информации, так и для завязывания беседы. Кроме обычных «Что это?», «Как это называется?», «Что оно делает?», он задает множество других, более сложных вопросов: «А почему так?», «А как можно сказать по-другому?». И хотя взрослым приятна его растущая любознательность, желание узнать что-то новое, временами могут почувствовать, что поток вопросов слишком велик. Никто не ждет от взрослых, что они знают все или бросят свои дела, чтобы коснуться подробностей, о которых спрашивает ребенок. Но не отмахивайтесь от таких вопросов, так как это может подавить его дальнейшую любознательность. Не обескураживайте также малыша тем, что его вопросы глупы, лучше помогите ему найти на них ответы, используя нашу книгу.

Что должен знать ребенок в возрасте 4 лет:

—  понимать, что такое синонимы, и уметь выбирать адекватное слово из синонимического ряда;

—  знать образование глаголов при помощи приставок (вошел - подошел);

—  уметь образовывать наименования предметов (сахар — сахарница);

—  уметь называть последовательность действий;

—  уметь сравнивать предметы по размеру и цвету.

Что ребёнок должен уметь делать:

К четырём годам активный словарь ребёнка составляет 1900—2000 слов. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии.

Необходимо учить ребёнка активно пользоваться запасом имеющихся у него слов, усвоенных в быту и на занятиях, правильно называть окружающие предметы, их качества, явления природы, употреблять слова, обозначающие временные и пространственные понятия.

Ребёнок должен уметь оценивать свои поступки и поступки сверстников, выразительно читать стихи, петь, двигаться под музыку.

В словаре детей должны быть существительные, обозначающие профессии.

Продолжайте учить ребёнка определять и называть местоположение предмета (слева, справа, между, рядом, около), время суток (утро, день, вечер, ночь), характеризовать состояние и настроение людей (весел, огорчён).

Ребёнок в возрасте пяти лет

Дети пятого года жизни должны употреблять существительные с обобщающим значением: овощи, фрукты, ягоды, животные, мебель.

Следует продолжать учить детей правильно согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных, употреблять эти существительные в именительном и родительном падежах (кошки — котята, лиса — лисята, волк — волчата); правильно использовать форму множественного числа родительного падежа существительных (ложек, вилок, груш, яблок); употреблять формы повелительного наклонения глаголов (хотеть, лежать, ехать, бежать).

Необходимо закреплять правильное произношение гласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков, развивать фонематический слух — различать на слух и называть слова с определённым звуком.

Учите пересказывать небольшие сказки и рассказы, знакомые и вновь прочитанные.

Учите его считать в пределах пяти (количественный счёт) и отвечать на вопрос «Сколько всего?», сравнивать две группы предметов, используя счёт, сравнивать пять предметов разной длины, высоты, раскладывая их в возрастающем порядке по длине, высоте.

Научите ребёнка узнавать и называть треугольник, отличать его от круга и квадрата.

Главное направление в обучении малыша грамоте на пятом году жизни — освоение способов словообразования. Активный словарь пятилетнего ребенка обогащается словами, которые обозначают качества предметов и производимые с ними действия. Дети уже могут определить назначение предмета, активно пользуются синонимами и антонимами, осознанно применяют в речи обобщающие слова. Детей учат соотносить названия животных с названиями их детенышей, употреблять эти названия в единственном и множественном числе, а также в родительном падеже множественного числа. В пятилетнем возрасте ребенок уже способен понять способы отыменного образования глаголов (мыло — мылит).

Достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата даёт возможность ребёнку осуществлять более точные движения языком, губами, что необходимо для произношения сложных звуков.

В этом возрасте у детей значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягчённое произношение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов.

Что должен знать ребенок в возрасте 5 лет:

- обладать  словарным запасом 2500-3000 слов;

-  ориентироваться в подборе антонимов и синонимов;

- уметь правильно образовывать формы глаголов в повелительном наклонении (т.е. беги, а не бежи);

-  уметь согласовывать существительные в роде, числе и падеже;

-  знать особенности родительного падежа;

-  знать способы отыменного образования глаголов;

- пользоваться простыми и сложными предложениями. Предложение строить из 5-6 слов;

- знать свой адрес;

- знать назначение предметов и сказать из чего они сделаны;

- пользоваться прошедшим, настоящим и будущим временем;

- знать простые антонимы (большой - маленький, твердый - мягкий).

Ребёнок в возрасте шести лет

В возрасте шести лет у детей в основном завершается этап усвоения грамматической системы языка. Наряду с этим, малышей продолжают обучать тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у них определенные трудности: согласование прилагательных и существительных в среднем роде, понимание различных смысловых оттенков слова (книга — книжонка) и употребление их в разных типах высказываний. Дети изучают происхождение слов (например, почему гриб называют сыроежкой). Вся работа в этот период направлена на обогащение речи ребенка разнообразными грамматическими формами и конструкциями. Он учится правильно употреблять «трудные» глаголы (одеть — надеть).

Что должен знать ребенок в возрасте 6 лет:

- обладать словарем около 4000 слов.

- знать многозначные слова из разных частей речи и понимать их;

- уметь образовывать притяжательные местоимения;

- знать происхождение слов;

- правильно употреблять глаголы «одеть» и «надеть»;

- все звуки родного языка произносить правильно;

- уметь рассказывать и пересказывать, выражая свое отношение к рассказываемому;

- рисовать, заштриховывать, обводить, вырезать несложные фигуры.

Возрастные нормы развития речи детей.         1

В мире нет более любознательных исследователей, чем маленькие дети. Они начинают получать информацию сразу же после своего рождения. Дошкольные годы являются решающими для обучения: все, что узнал или не смог узнать ребенок за этот период, сильно отразится на его интеллектуальном развитии, а также его социальном и эмоциональном росте.

В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию, во-первых, всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя), во-вторых, ее форм (контекстной и объяснительной) и функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой).

Развитие всех сторон речи невозможно без освоения ее звуковой культуры, которая составляет основу, центральный момент овладения языком. Звуковая культура речи повышает возможность ориентировки дошкольника в сложных соотношениях грамматических форм, обеспечивает освоение морфологической системы языка.

В развитии звуковой стороны речи выделяют формирование фонематического слуха и правильность произношения. Главным является различение ребенком звука заданного от звука, им самим произносимого. В дошкольном возрасте завершается процесс фонематического развития. Ребенок правильно слышит звуки и говорит. Он уже не узнает неправильно произнесенные слова. У дошкольника складываются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.

В развитии словаря дошкольника наблюдаются значительные качественные и количественные изменения. В речи ребенка становится не только больше слов, но, что очень важно, происходит развитие их значений. Малыш рано заучивает слова, но значение, содержащееся в них, усваивает постепенно. С возрастом меняется характер обобщений, содержащихся в слове.

В возрасте от 2 до 7 лет процесс познания и обучения протекает столь стремительно и успешно, что если правильно начать ребенку помогать, то скорость обучения и результаты окажутся просто невероятными. При подготовке ребенка к школе главная задача состоит в воспитании у малыша таких качеств устной речи, на которые может опираться обучение в 1 классе. Таким качеством в первую очередь является грамматически правильная речь: овладение ребенком грамматическими формами употребительных слов, умение ясно выразить мысль, наличие достаточного для понимания учебного материала запаса слов, чистота произношения, а также умение слушать других, что имеет исключительное значение для успеха обучения. Эти качества проявляются уже в первые дни пребывания детей в школе, в том, как понимают они сказанное учителем, в направленности и ясности их ответов.

Уровень развития каждого ребенка строго индивидуален. Кто-то начинает уже с года говорить целые фразы, а кто-то произносит только несколько звуков, поэтому к школьному возрасту дети приходят с совершенно разным багажом знаний. Таким образом, важнейшая предпосылка готовности ребенка к школе — это восполнение пробелов предыдущих периодов, иначе школьная нагрузка может оказаться для него непомерной и в результате у малыша появятся проблемы с успеваемостью.

Особенности развития речи в дошкольном возрасте:

- речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;

-  появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;

- ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом;

- ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;

- развивается регулирующая функция речи, которая выражается в понимании литературных произведений, подчинении инструкции взрослого;

- складывается планирующая функция речи, когда она начинает предварять решение практических и интеллектуальных задач;

- возникает звуковая функция речи, выделение слова как абстрактной единицы, что создает возможность сделать слово объектом познания и освоить письменную речь;

- складывается понимание форм языковой деятельности;

- речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней;

- речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы;

- завершается процесс фонематического развития: ребенок правильно слышит и произносит звуки;

- возникают предпосылки для освоения грамоты.

Занимаясь с ребенком, соблюдайте следующие правила:

♦  тренируйте усидчивость ребенка: ведь в школе ему предстоит сосредоточенно работать на уроках в течение 30 минут;

♦  хвалите малыша за успехи и не ругайте за ошибки;

♦  будьте терпеливы, говорите четко и медленно, объясняйте просто;

♦  поощряйте в ребенке воображение и стремление задавать вопросы;

♦  не перебивайте малыша, пока он не закончит рассказывать;

♦  не заставляйте его делать что-либо насильно;

♦  не проявляйте беспокойства по поводу медленного продвижения вперед или даже некоторого регресса;

♦  не сравнивайте ребенка с другими детьми;

♦  придерживайтесь последовательного изучения материала, не перескакивайте с темы на тему.

Ребёнок в возрасте двух лет

Дети возрастной категории от двух до шести лет обычно называются детьми дошкольного возраста, или дошкольниками. Многие современные педагоги склоняются к тому, что Многое из процесса обучения дошкольника взрослым представляется игрой, но для маленького ребенка это серьезное занятие, в это время он познает себя и окружающий мир. В процессе этой деятельности малыш пробует проявлять свою независимость, развивает двигательные способности, управление мышцами, координацию движений, зрительное восприятие, оценку расстояния, что, безусловно, важно для обучения. Он пользуется всеми своими пятью чувствами и набирается непосредственного опыта, который в конечном итоге приведет его к освоению таких понятий, как «далекий», «быстрый», «мокрый», «тяжелый», «маленький», «три», «внутри», «вчера» и т.д. Но самое важное то, что дошкольник развивает в себе чувство языка: учится слушать, понимать и затем говорить.

Современные психологи доказали, что дети 2-3 лет значительно легче овладевают грамотой, чем дети в возрасте 7-8 лет. И хотя многие знания они получают практически, тем не менее без конкретизации и уточнения их на занятиях эти знания останутся неполными.

Основным при обучении грамоте двухлетнего ребенка является формирование у него понимания обобщенных названий предметов. И если на вопрос «Назови, каких ты знаешь животных?» малыш отвечает «кошка и собака», больше не упоминая никого, на вопрос про овощи называет только картошку и морковку, а отвечая на вопрос про птиц, ограничивается воробьем, нужно немедленно приступать к обогащению его словарного запаса, который к концу второго года жизни должен включать в себя примерно тысячу слов.

Но важен не только сам по себе словарный запас, но и правильность его использования в речи. Если малыш подменяет слово «собака» упрощенным выражением «ав-ав» или задает вопросы типа «Кукла бай?», имея в виду, спит ли кукла, то нужно срочно начать исправлять ситуацию. В этот период развития важно использовать прием вопросов, активизирующих речь ребенка. Взрослый сам задает вопросы, обыгрывая ситуацию, и сам дает образец ответа, как бы отвечая за ребенка («Это кто? Это кошечка. А что она делает? Пьет молоко. Молоко очень вкусное. Кошки любят молоко»). Когда ребенок слышит незнакомое слово, взрослый должен объяснить его смысл.

При обучении ребенка с двух лет важно помнить три основных правила:

1.   одни малыши начинают говорить рано и четко произносят слова, другие хорошо понимают речь, но говорят мало;

2.   длительность занятий с детьми двухлетнего возраста не должна превышать 10 минут;

3.   время для занятий лучше выбирать после дневного сна малыша.

Что должен знать ребенок в возрасте 2 лет:

—  ориентироваться в таких тематических группах, как «Игрушки», «Части тела», «Одежда», «Посуда», и уметь употреблять эти обобщающие слова;

—  знать простое образование множественного числа;

—  различать голоса животных и ориентироваться в звукоподражательных словах (дудочка дудит).

Ребёнок в возрасте трёх лет

То, чему ребенок научился на втором году жизни, создает предпосылки для перехода к качественно новому этапу освоения окружающего мира. К третьему году жизни память и восприятие ребенка достигают высокого уровня, возрастает устойчивость внимания, появляется образное мышление. Дети не только начинают свободно ориентироваться среди окружающих их предметов, но и получают более точные представления об их свойствах и взаимосвязях (сладкий -твердый), о расположении предметов в пространстве (низко - около), их количестве (один - много) и особенностях движения (быстро - медленно). Активный словарь малыша уже насчитывает полторы тысячи слов

Что должен знать ребенок в возрасте 3 лет:

—  осознанно употреблять обобщающие существительные («транспорт», «профессии», «овощи и фрукты», «животные» и т.д.);

—  уметь соотносить целое и его части;

—  ориентироваться в исключениях при образовании множественного числа;

—  уметь согласовывать существительное с числительным;

—  уметь образовывать существительные при помощи уменьшительных и увеличительных суффиксов;

—  уметь называть предмет и его признак;

—  правильно понимать и употреблять предлоги пространственного значения;

—  знать простые способы словообразования

Возрастные нормы развития речи детей.         2

В мире нет более любознательных исследователей, чем маленькие дети. Они начинают получать информацию сразу же после своего рождения. Дошкольные годы являются решающими для обучения: все, что узнал или не смог узнать ребенок за этот период, сильно отразится на его интеллектуальном развитии, а также его социальном и эмоциональном росте.

В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию, во-первых, всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя), во-вторых, ее форм (контекстной и объяснительной) и функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой).

Развитие всех сторон речи невозможно без освоения ее звуковой культуры, которая составляет основу, центральный момент овладения языком. Звуковая культура речи повышает возможность ориентировки дошкольника в сложных соотношениях грамматических форм, обеспечивает освоение морфологической системы языка.

В развитии звуковой стороны речи выделяют формирование фонематического слуха и правильность произношения. Главным является различение ребенком звука заданного от звука, им самим произносимого. В дошкольном возрасте завершается процесс фонематического развития. Ребенок правильно слышит звуки и говорит. Он уже не узнает неправильно произнесенные слова. У дошкольника складываются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.

В развитии словаря дошкольника наблюдаются значительные качественные и количественные изменения. В речи ребенка становится не только больше слов, но, что очень важно, происходит развитие их значений. Малыш рано заучивает слова, но значение, содержащееся в них, усваивает постепенно. С возрастом меняется характер обобщений, содержащихся в слове.

В возрасте от 2 до 7 лет процесс познания и обучения протекает столь стремительно и успешно, что если правильно начать ребенку помогать, то скорость обучения и результаты окажутся просто невероятными. При подготовке ребенка к школе главная задача состоит в воспитании у малыша таких качеств устной речи, на которые может опираться обучение в 1 классе. Таким качеством в первую очередь является грамматически правильная речь: овладение ребенком грамматическими формами употребительных слов, умение ясно выразить мысль, наличие достаточного для понимания учебного материала запаса слов, чистота произношения, а также умение слушать других, что имеет исключительное значение для успеха обучения. Эти качества проявляются уже в первые дни пребывания детей в школе, в том, как понимают они сказанное учителем, в направленности и ясности их ответов.

Уровень развития каждого ребенка строго индивидуален. Кто-то начинает уже с года говорить целые фразы, а кто-то произносит только несколько звуков, поэтому к школьному возрасту дети приходят с совершенно разным багажом знаний. Таким образом, важнейшая предпосылка готовности ребенка к школе — это восполнение пробелов предыдущих периодов, иначе школьная нагрузка может оказаться для него непомерной и в результате у малыша появятся проблемы с успеваемостью.

Особенности развития речи в дошкольном возрасте:

- речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;

-  появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;

- ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом;

- ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;

- развивается регулирующая функция речи, которая выражается в понимании литературных произведений, подчинении инструкции взрослого;

- складывается планирующая функция речи, когда она начинает предварять решение практических и интеллектуальных задач;

- возникает звуковая функция речи, выделение слова как абстрактной единицы, что создает возможность сделать слово объектом познания и освоить письменную речь;

- складывается понимание форм языковой деятельности;

- речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней;

- речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы;

- завершается процесс фонематического развития: ребенок правильно слышит и произносит звуки;

- возникают предпосылки для освоения грамоты.

Занимаясь с ребенком, соблюдайте следующие правила:

♦  тренируйте усидчивость ребенка: ведь в школе ему предстоит сосредоточенно работать на уроках в течение 30 минут;

♦  хвалите малыша за успехи и не ругайте за ошибки;

♦  будьте терпеливы, говорите четко и медленно, объясняйте просто;

♦  поощряйте в ребенке воображение и стремление задавать вопросы;

♦  не перебивайте малыша, пока он не закончит рассказывать;

♦  не заставляйте его делать что-либо насильно;

♦  не проявляйте беспокойства по поводу медленного продвижения вперед или даже некоторого регресса;

♦  не сравнивайте ребенка с другими детьми;

♦  придерживайтесь последовательного изучения материала, не перескакивайте с темы на тему.

Ребёнок в возрасте двух лет

Дети возрастной категории от двух до шести лет обычно называются детьми дошкольного возраста, или дошкольниками. Многие современные педагоги склоняются к тому, что Многое из процесса обучения дошкольника взрослым представляется игрой, но для маленького ребенка это серьезное занятие, в это время он познает себя и окружающий мир. В процессе этой деятельности малыш пробует проявлять свою независимость, развивает двигательные способности, управление мышцами, координацию движений, зрительное восприятие, оценку расстояния, что, безусловно, важно для обучения. Он пользуется всеми своими пятью чувствами и набирается непосредственного опыта, который в конечном итоге приведет его к освоению таких понятий, как «далекий», «быстрый», «мокрый», «тяжелый», «маленький», «три», «внутри», «вчера» и т.д. Но самое важное то, что дошкольник развивает в себе чувство языка: учится слушать, понимать и затем говорить.

Современные психологи доказали, что дети 2-3 лет значительно легче овладевают грамотой, чем дети в возрасте 7-8 лет. И хотя многие знания они получают практически, тем не менее без конкретизации и уточнения их на занятиях эти знания останутся неполными.

Основным при обучении грамоте двухлетнего ребенка является формирование у него понимания обобщенных названий предметов. И если на вопрос «Назови, каких ты знаешь животных?» малыш отвечает «кошка и собака», больше не упоминая никого, на вопрос про овощи называет только картошку и морковку, а отвечая на вопрос про птиц, ограничивается воробьем, нужно немедленно приступать к обогащению его словарного запаса, который к концу второго года жизни должен включать в себя примерно тысячу слов.

Но важен не только сам по себе словарный запас, но и правильность его использования в речи. Если малыш подменяет слово «собака» упрощенным выражением «ав-ав» или задает вопросы типа «Кукла бай?», имея в виду, спит ли кукла, то нужно срочно начать исправлять ситуацию. В этот период развития важно использовать прием вопросов, активизирующих речь ребенка. Взрослый сам задает вопросы, обыгрывая ситуацию, и сам дает образец ответа, как бы отвечая за ребенка («Это кто? Это кошечка. А что она делает? Пьет молоко. Молоко очень вкусное. Кошки любят молоко»). Когда ребенок слышит незнакомое слово, взрослый должен объяснить его смысл.

При обучении ребенка с двух лет важно помнить три основных правила:

1.   одни малыши начинают говорить рано и четко произносят слова, другие хорошо понимают речь, но говорят мало;

2.   длительность занятий с детьми двухлетнего возраста не должна превышать 10 минут;

3.   время для занятий лучше выбирать после дневного сна малыша.

Что должен знать ребенок в возрасте 2 лет:

—  ориентироваться в таких тематических группах, как «Игрушки», «Части тела», «Одежда», «Посуда», и уметь употреблять эти обобщающие слова;

—  знать простое образование множественного числа;

—  различать голоса животных и ориентироваться в звукоподражательных словах (дудочка дудит).

Ребёнок в возрасте трёх лет

То, чему ребенок научился на втором году жизни, создает предпосылки для перехода к качественно новому этапу освоения окружающего мира. К третьему году жизни память и восприятие ребенка достигают высокого уровня, возрастает устойчивость внимания, появляется образное мышление. Дети не только начинают свободно ориентироваться среди окружающих их предметов, но и получают более точные представления об их свойствах и взаимосвязях (сладкий -твердый), о расположении предметов в пространстве (низко - около), их количестве (один - много) и особенностях движения (быстро - медленно). Активный словарь малыша уже насчитывает полторы тысячи слов

Что должен знать ребенок в возрасте 3 лет:

—  осознанно употреблять обобщающие существительные («транспорт», «профессии», «овощи и фрукты», «животные» и т.д.);

—  уметь соотносить целое и его части;

—  ориентироваться в исключениях при образовании множественного числа;

—  уметь согласовывать существительное с числительным;

—  уметь образовывать существительные при помощи уменьшительных и увеличительных суффиксов;

—  уметь называть предмет и его признак;

—  правильно понимать и употреблять предлоги пространственного значения;

—  знать простые способы словообразования.

Возрастные нормы развития речи детей.         3

В мире нет более любознательных исследователей, чем маленькие дети. Они начинают получать информацию сразу же после своего рождения. Дошкольные годы являются решающими для обучения: все, что узнал или не смог узнать ребенок за этот период, сильно отразится на его интеллектуальном развитии, а также его социальном и эмоциональном росте.

В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию, во-первых, всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя), во-вторых, ее форм (контекстной и объяснительной) и функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой).

Развитие всех сторон речи невозможно без освоения ее звуковой культуры, которая составляет основу, центральный момент овладения языком. Звуковая культура речи повышает возможность ориентировки дошкольника в сложных соотношениях грамматических форм, обеспечивает освоение морфологической системы языка.

В развитии звуковой стороны речи выделяют формирование фонематического слуха и правильность произношения. Главным является различение ребенком звука заданного от звука, им самим произносимого. В дошкольном возрасте завершается процесс фонематического развития. Ребенок правильно слышит звуки и говорит. Он уже не узнает неправильно произнесенные слова. У дошкольника складываются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.

В развитии словаря дошкольника наблюдаются значительные качественные и количественные изменения. В речи ребенка становится не только больше слов, но, что очень важно, происходит развитие их значений. Малыш рано заучивает слова, но значение, содержащееся в них, усваивает постепенно. С возрастом меняется характер обобщений, содержащихся в слове.

В возрасте от 2 до 7 лет процесс познания и обучения протекает столь стремительно и успешно, что если правильно начать ребенку помогать, то скорость обучения и результаты окажутся просто невероятными. При подготовке ребенка к школе главная задача состоит в воспитании у малыша таких качеств устной речи, на которые может опираться обучение в 1 классе. Таким качеством в первую очередь является грамматически правильная речь: овладение ребенком грамматическими формами употребительных слов, умение ясно выразить мысль, наличие достаточного для понимания учебного материала запаса слов, чистота произношения, а также умение слушать других, что имеет исключительное значение для успеха обучения. Эти качества проявляются уже в первые дни пребывания детей в школе, в том, как понимают они сказанное учителем, в направленности и ясности их ответов.

Уровень развития каждого ребенка строго индивидуален. Кто-то начинает уже с года говорить целые фразы, а кто-то произносит только несколько звуков, поэтому к школьному возрасту дети приходят с совершенно разным багажом знаний. Таким образом, важнейшая предпосылка готовности ребенка к школе — это восполнение пробелов предыдущих периодов, иначе школьная нагрузка может оказаться для него непомерной и в результате у малыша появятся проблемы с успеваемостью.

Особенности развития речи в дошкольном возрасте:

- речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;

-  появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;

- ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом;

- ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;

- развивается регулирующая функция речи, которая выражается в понимании литературных произведений, подчинении инструкции взрослого;

- складывается планирующая функция речи, когда она начинает предварять решение практических и интеллектуальных задач;

- возникает звуковая функция речи, выделение слова как абстрактной единицы, что создает возможность сделать слово объектом познания и освоить письменную речь;

- складывается понимание форм языковой деятельности;

- речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней;

- речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы;

- завершается процесс фонематического развития: ребенок правильно слышит и произносит звуки;

- возникают предпосылки для освоения грамоты.

Занимаясь с ребенком, соблюдайте следующие правила:

♦  тренируйте усидчивость ребенка: ведь в школе ему предстоит сосредоточенно работать на уроках в течение 30 минут;

♦  хвалите малыша за успехи и не ругайте за ошибки;

♦  будьте терпеливы, говорите четко и медленно, объясняйте просто;

♦  поощряйте в ребенке воображение и стремление задавать вопросы;

♦  не перебивайте малыша, пока он не закончит рассказывать;

♦  не заставляйте его делать что-либо насильно;

♦  не проявляйте беспокойства по поводу медленного продвижения вперед или даже некоторого регресса;

♦  не сравнивайте ребенка с другими детьми;

♦  придерживайтесь последовательного изучения материала, не перескакивайте с темы на тему.

Ребёнок в возрасте трёх лет

То, чему ребенок научился на втором году жизни, создает предпосылки для перехода к качественно новому этапу освоения окружающего мира. К третьему году жизни память и восприятие ребенка достигают высокого уровня, возрастает устойчивость внимания, появляется образное мышление. Дети не только начинают свободно ориентироваться среди окружающих их предметов, но и получают более точные представления об их свойствах и взаимосвязях (сладкий -твердый), о расположении предметов в пространстве (низко - около), их количестве (один - много) и особенностях движения (быстро - медленно). Активный словарь малыша уже насчитывает полторы тысячи слов

Что должен знать ребенок в возрасте 3 лет:

—  осознанно употреблять обобщающие существительные («транспорт», «профессии», «овощи и фрукты», «животные» и т.д.);

—  уметь соотносить целое и его части;

—  ориентироваться в исключениях при образовании множественного числа;

—  уметь согласовывать существительное с числительным;

—  уметь образовывать существительные при помощи уменьшительных и увеличительных суффиксов;

—  уметь называть предмет и его признак;

—  правильно понимать и употреблять предлоги пространственного значения;

—  знать простые способы словообразования.

Ребёнок в возрасте четырёх лет

К четвертому году жизни активный словарь ребенка достигает двух тысяч слов. В этом возрасте малыш нормально овладевает грамматической системой словоизменения и словообразования. Однако большой словарный запас, который к этому времени формируется у ребенка, не решает проблему; ведь важно еще научить малыша активно пользоваться имеющимися словами, а для этого необходимо уметь грамматически правильно согласовывать слова между собой. Растущий словарный запас и умение строить фразы в этом возрасте чаще выражаются в спорах и детских ссорах. Ребенок также с интересом слушает рассказы с действием — особенно те, в которых объясняется, как вещи работают.

Малыш беспрерывно задает вопросы — как для получения информации, так и для завязывания беседы. Кроме обычных «Что это?», «Как это называется?», «Что оно делает?», он задает множество других, более сложных вопросов: «А почему так?», «А как можно сказать по-другому?». И хотя взрослым приятна его растущая любознательность, желание узнать что-то новое, временами могут почувствовать, что поток вопросов слишком велик. Никто не ждет от взрослых, что они знают все или бросят свои дела, чтобы коснуться подробностей, о которых спрашивает ребенок. Но не отмахивайтесь от таких вопросов, так как это может подавить его дальнейшую любознательность. Не обескураживайте также малыша тем, что его вопросы глупы, лучше помогите ему найти на них ответы, используя нашу книгу.

Что должен знать ребенок в возрасте 4 лет:

—  понимать, что такое синонимы, и уметь выбирать адекватное слово из синонимического ряда;

—  знать образование глаголов при помощи приставок (вошел - подошел);

—  уметь образовывать наименования предметов (сахар — сахарница);

—  уметь называть последовательность действий;

—  уметь сравнивать предметы по размеру и цвету.

Что ребёнок должен уметь делать:

К четырём годам активный словарь ребёнка составляет 1900—2000 слов. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии.

Необходимо учить ребёнка активно пользоваться запасом имеющихся у него слов, усвоенных в быту и на занятиях, правильно называть окружающие предметы, их качества, явления природы, употреблять слова, обозначающие временные и пространственные понятия.

Ребёнок должен уметь оценивать свои поступки и поступки сверстников, выразительно читать стихи, петь, двигаться под музыку.

В словаре детей должны быть существительные, обозначающие профессии.

Продолжайте учить ребёнка определять и называть местоположение предмета (слева, справа, между, рядом, около), время суток (утро, день, вечер, ночь), характеризовать состояние и настроение людей (весел, огорчён).

Возрастные нормы развития речи детей.         4

В мире нет более любознательных исследователей, чем маленькие дети. Они начинают получать информацию сразу же после своего рождения. Дошкольные годы являются решающими для обучения: все, что узнал или не смог узнать ребенок за этот период, сильно отразится на его интеллектуальном развитии, а также его социальном и эмоциональном росте.

В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию, во-первых, всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя), во-вторых, ее форм (контекстной и объяснительной) и функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой).

Развитие всех сторон речи невозможно без освоения ее звуковой культуры, которая составляет основу, центральный момент овладения языком. Звуковая культура речи повышает возможность ориентировки дошкольника в сложных соотношениях грамматических форм, обеспечивает освоение морфологической системы языка.

В развитии звуковой стороны речи выделяют формирование фонематического слуха и правильность произношения. Главным является различение ребенком звука заданного от звука, им самим произносимого. В дошкольном возрасте завершается процесс фонематического развития. Ребенок правильно слышит звуки и говорит. Он уже не узнает неправильно произнесенные слова. У дошкольника складываются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.

В развитии словаря дошкольника наблюдаются значительные качественные и количественные изменения. В речи ребенка становится не только больше слов, но, что очень важно, происходит развитие их значений. Малыш рано заучивает слова, но значение, содержащееся в них, усваивает постепенно. С возрастом меняется характер обобщений, содержащихся в слове.

В возрасте от 2 до 7 лет процесс познания и обучения протекает столь стремительно и успешно, что если правильно начать ребенку помогать, то скорость обучения и результаты окажутся просто невероятными. При подготовке ребенка к школе главная задача состоит в воспитании у малыша таких качеств устной речи, на которые может опираться обучение в 1 классе. Таким качеством в первую очередь является грамматически правильная речь: овладение ребенком грамматическими формами употребительных слов, умение ясно выразить мысль, наличие достаточного для понимания учебного материала запаса слов, чистота произношения, а также умение слушать других, что имеет исключительное значение для успеха обучения. Эти качества проявляются уже в первые дни пребывания детей в школе, в том, как понимают они сказанное учителем, в направленности и ясности их ответов.

Уровень развития каждого ребенка строго индивидуален. Кто-то начинает уже с года говорить целые фразы, а кто-то произносит только несколько звуков, поэтому к школьному возрасту дети приходят с совершенно разным багажом знаний. Таким образом, важнейшая предпосылка готовности ребенка к школе — это восполнение пробелов предыдущих периодов, иначе школьная нагрузка может оказаться для него непомерной и в результате у малыша появятся проблемы с успеваемостью.

Особенности развития речи в дошкольном возрасте:

- речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;

-  появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;

- ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом;

- ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;

- развивается регулирующая функция речи, которая выражается в понимании литературных произведений, подчинении инструкции взрослого;

- складывается планирующая функция речи, когда она начинает предварять решение практических и интеллектуальных задач;

- возникает звуковая функция речи, выделение слова как абстрактной единицы, что создает возможность сделать слово объектом познания и освоить письменную речь;

- складывается понимание форм языковой деятельности;

- речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней;

- речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы;

- завершается процесс фонематического развития: ребенок правильно слышит и произносит звуки;

- возникают предпосылки для освоения грамоты.

Занимаясь с ребенком, соблюдайте следующие правила:

♦  тренируйте усидчивость ребенка: ведь в школе ему предстоит сосредоточенно работать на уроках в течение 30 минут;

♦  хвалите малыша за успехи и не ругайте за ошибки;

♦  будьте терпеливы, говорите четко и медленно, объясняйте просто;

♦  поощряйте в ребенке воображение и стремление задавать вопросы;

♦  не перебивайте малыша, пока он не закончит рассказывать;

♦  не заставляйте его делать что-либо насильно;

♦  не проявляйте беспокойства по поводу медленного продвижения вперед или даже некоторого регресса;

♦  не сравнивайте ребенка с другими детьми;

♦  придерживайтесь последовательного изучения материала, не перескакивайте с темы на тему.

Ребёнок в возрасте трёх лет

То, чему ребенок научился на втором году жизни, создает предпосылки для перехода к качественно новому этапу освоения окружающего мира. К третьему году жизни память и восприятие ребенка достигают высокого уровня, возрастает устойчивость внимания, появляется образное мышление. Дети не только начинают свободно ориентироваться среди окружающих их предметов, но и получают более точные представления об их свойствах и взаимосвязях (сладкий -твердый), о расположении предметов в пространстве (низко - около), их количестве (один - много) и особенностях движения (быстро - медленно). Активный словарь малыша уже насчитывает полторы тысячи слов

Что должен знать ребенок в возрасте 3 лет:

—  осознанно употреблять обобщающие существительные («транспорт», «профессии», «овощи и фрукты», «животные» и т.д.);

—  уметь соотносить целое и его части;

—  ориентироваться в исключениях при образовании множественного числа;

—  уметь согласовывать существительное с числительным;

—  уметь образовывать существительные при помощи уменьшительных и увеличительных суффиксов;

—  уметь называть предмет и его признак;

—  правильно понимать и употреблять предлоги пространственного значения;

—  знать простые способы словообразования.

Ребёнок в возрасте четырёх лет

К четвертому году жизни активный словарь ребенка достигает двух тысяч слов. В этом возрасте малыш нормально овладевает грамматической системой словоизменения и словообразования. Однако большой словарный запас, который к этому времени формируется у ребенка, не решает проблему; ведь важно еще научить малыша активно пользоваться имеющимися словами, а для этого необходимо уметь грамматически правильно согласовывать слова между собой. Растущий словарный запас и умение строить фразы в этом возрасте чаще выражаются в спорах и детских ссорах. Ребенок также с интересом слушает рассказы с действием — особенно те, в которых объясняется, как вещи работают.

Малыш беспрерывно задает вопросы — как для получения информации, так и для завязывания беседы. Кроме обычных «Что это?», «Как это называется?», «Что оно делает?», он задает множество других, более сложных вопросов: «А почему так?», «А как можно сказать по-другому?». И хотя взрослым приятна его растущая любознательность, желание узнать что-то новое, временами могут почувствовать, что поток вопросов слишком велик. Никто не ждет от взрослых, что они знают все или бросят свои дела, чтобы коснуться подробностей, о которых спрашивает ребенок. Но не отмахивайтесь от таких вопросов, так как это может подавить его дальнейшую любознательность. Не обескураживайте также малыша тем, что его вопросы глупы, лучше помогите ему найти на них ответы, используя нашу книгу.

Что должен знать ребенок в возрасте 4 лет:

—  понимать, что такое синонимы, и уметь выбирать адекватное слово из синонимического ряда;

—  знать образование глаголов при помощи приставок (вошел - подошел);

—  уметь образовывать наименования предметов (сахар — сахарница);

—  уметь называть последовательность действий;

—  уметь сравнивать предметы по размеру и цвету.

Что ребёнок должен уметь делать:

К четырём годам активный словарь ребёнка составляет 1900—2000 слов. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии.

Необходимо учить ребёнка активно пользоваться запасом имеющихся у него слов, усвоенных в быту и на занятиях, правильно называть окружающие предметы, их качества, явления природы, употреблять слова, обозначающие временные и пространственные понятия.

Ребёнок должен уметь оценивать свои поступки и поступки сверстников, выразительно читать стихи, петь, двигаться под музыку.

В словаре детей должны быть существительные, обозначающие профессии.

Продолжайте учить ребёнка определять и называть местоположение предмета (слева, справа, между, рядом, около), время суток (утро, день, вечер, ночь), характеризовать состояние и настроение людей (весел, огорчён).

Возрастные нормы развития речи детей .        5

В мире нет более любознательных исследователей, чем маленькие дети. Они начинают получать информацию сразу же после своего рождения. Дошкольные годы являются решающими для обучения: все, что узнал или не смог узнать ребенок за этот период, сильно отразится на его интеллектуальном развитии, а также его социальном и эмоциональном росте.

В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию, во-первых, всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя), во-вторых, ее форм (контекстной и объяснительной) и функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой).

Развитие всех сторон речи невозможно без освоения ее звуковой культуры, которая составляет основу, центральный момент овладения языком. Звуковая культура речи повышает возможность ориентировки дошкольника в сложных соотношениях грамматических форм, обеспечивает освоение морфологической системы языка.

В развитии звуковой стороны речи выделяют формирование фонематического слуха и правильность произношения. Главным является различение ребенком звука заданного от звука, им самим произносимого. В дошкольном возрасте завершается процесс фонематического развития. Ребенок правильно слышит звуки и говорит. Он уже не узнает неправильно произнесенные слова. У дошкольника складываются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.

В развитии словаря дошкольника наблюдаются значительные качественные и количественные изменения. В речи ребенка становится не только больше слов, но, что очень важно, происходит развитие их значений. Малыш рано заучивает слова, но значение, содержащееся в них, усваивает постепенно. С возрастом меняется характер обобщений, содержащихся в слове.

В возрасте от 2 до 7 лет процесс познания и обучения протекает столь стремительно и успешно, что если правильно начать ребенку помогать, то скорость обучения и результаты окажутся просто невероятными. При подготовке ребенка к школе главная задача состоит в воспитании у малыша таких качеств устной речи, на которые может опираться обучение в 1 классе. Таким качеством в первую очередь является грамматически правильная речь: овладение ребенком грамматическими формами употребительных слов, умение ясно выразить мысль, наличие достаточного для понимания учебного материала запаса слов, чистота произношения, а также умение слушать других, что имеет исключительное значение для успеха обучения. Эти качества проявляются уже в первые дни пребывания детей в школе, в том, как понимают они сказанное учителем, в направленности и ясности их ответов.

Уровень развития каждого ребенка строго индивидуален. Кто-то начинает уже с года говорить целые фразы, а кто-то произносит только несколько звуков, поэтому к школьному возрасту дети приходят с совершенно разным багажом знаний. Таким образом, важнейшая предпосылка готовности ребенка к школе — это восполнение пробелов предыдущих периодов, иначе школьная нагрузка может оказаться для него непомерной и в результате у малыша появятся проблемы с успеваемостью.

Особенности развития речи в дошкольном возрасте:

- речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;

-  появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;

- ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом;

- ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;

- развивается регулирующая функция речи, которая выражается в понимании литературных произведений, подчинении инструкции взрослого;

- складывается планирующая функция речи, когда она начинает предварять решение практических и интеллектуальных задач;

- возникает звуковая функция речи, выделение слова как абстрактной единицы, что создает возможность сделать слово объектом познания и освоить письменную речь;

- складывается понимание форм языковой деятельности;

- речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней;

- речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы;

- завершается процесс фонематического развития: ребенок правильно слышит и произносит звуки;

- возникают предпосылки для освоения грамоты.

Занимаясь с ребенком, соблюдайте следующие правила:

♦  тренируйте усидчивость ребенка: ведь в школе ему предстоит сосредоточенно работать на уроках в течение 30 минут;

♦  хвалите малыша за успехи и не ругайте за ошибки;

♦  будьте терпеливы, говорите четко и медленно, объясняйте просто;

♦  поощряйте в ребенке воображение и стремление задавать вопросы;

♦  не перебивайте малыша, пока он не закончит рассказывать;

♦  не заставляйте его делать что-либо насильно;

♦  не проявляйте беспокойства по поводу медленного продвижения вперед или даже некоторого регресса;

♦  не сравнивайте ребенка с другими детьми;

♦  придерживайтесь последовательного изучения материала, не перескакивайте с темы на тему.

Ребёнок в возрасте трёх лет

То, чему ребенок научился на втором году жизни, создает предпосылки для перехода к качественно новому этапу освоения окружающего мира. К третьему году жизни память и восприятие ребенка достигают высокого уровня, возрастает устойчивость внимания, появляется образное мышление. Дети не только начинают свободно ориентироваться среди окружающих их предметов, но и получают более точные представления об их свойствах и взаимосвязях (сладкий -твердый), о расположении предметов в пространстве (низко - около), их количестве (один - много) и особенностях движения (быстро - медленно). Активный словарь малыша уже насчитывает полторы тысячи слов

Что должен знать ребенок в возрасте 3 лет:

—  осознанно употреблять обобщающие существительные («транспорт», «профессии», «овощи и фрукты», «животные» и т.д.);

—  уметь соотносить целое и его части;

—  ориентироваться в исключениях при образовании множественного числа;

—  уметь согласовывать существительное с числительным;

—  уметь образовывать существительные при помощи уменьшительных и увеличительных суффиксов;

—  уметь называть предмет и его признак;

—  правильно понимать и употреблять предлоги пространственного значения;

—  знать простые способы словообразования.

Ребёнок в возрасте четырёх лет

К четвертому году жизни активный словарь ребенка достигает двух тысяч слов. В этом возрасте малыш нормально овладевает грамматической системой словоизменения и словообразования. Однако большой словарный запас, который к этому времени формируется у ребенка, не решает проблему; ведь важно еще научить малыша активно пользоваться имеющимися словами, а для этого необходимо уметь грамматически правильно согласовывать слова между собой. Растущий словарный запас и умение строить фразы в этом возрасте чаще выражаются в спорах и детских ссорах. Ребенок также с интересом слушает рассказы с действием — особенно те, в которых объясняется, как вещи работают.

Малыш беспрерывно задает вопросы — как для получения информации, так и для завязывания беседы. Кроме обычных «Что это?», «Как это называется?», «Что оно делает?», он задает множество других, более сложных вопросов: «А почему так?», «А как можно сказать по-другому?». И хотя взрослым приятна его растущая любознательность, желание узнать что-то новое, временами могут почувствовать, что поток вопросов слишком велик. Никто не ждет от взрослых, что они знают все или бросят свои дела, чтобы коснуться подробностей, о которых спрашивает ребенок. Но не отмахивайтесь от таких вопросов, так как это может подавить его дальнейшую любознательность. Не обескураживайте также малыша тем, что его вопросы глупы, лучше помогите ему найти на них ответы, используя нашу книгу.

Что должен знать ребенок в возрасте 4 лет:

—  понимать, что такое синонимы, и уметь выбирать адекватное слово из синонимического ряда;

—  знать образование глаголов при помощи приставок (вошел - подошел);

—  уметь образовывать наименования предметов (сахар — сахарница);

—  уметь называть последовательность действий;

—  уметь сравнивать предметы по размеру и цвету.

Что ребёнок должен уметь делать:

К четырём годам активный словарь ребёнка составляет 1900—2000 слов. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии.

Необходимо учить ребёнка активно пользоваться запасом имеющихся у него слов, усвоенных в быту и на занятиях, правильно называть окружающие предметы, их качества, явления природы, употреблять слова, обозначающие временные и пространственные понятия.

Ребёнок должен уметь оценивать свои поступки и поступки сверстников, выразительно читать стихи, петь, двигаться под музыку.

В словаре детей должны быть существительные, обозначающие профессии.

Продолжайте учить ребёнка определять и называть местоположение предмета (слева, справа, между, рядом, около), время суток (утро, день, вечер, ночь), характеризовать состояние и настроение людей (весел, огорчён).

Возрастные нормы развития речи детей .        6

В мире нет более любознательных исследователей, чем маленькие дети. Они начинают получать информацию сразу же после своего рождения. Дошкольные годы являются решающими для обучения: все, что узнал или не смог узнать ребенок за этот период, сильно отразится на его интеллектуальном развитии, а также его социальном и эмоциональном росте.

В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию, во-первых, всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя), во-вторых, ее форм (контекстной и объяснительной) и функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой).

Развитие всех сторон речи невозможно без освоения ее звуковой культуры, которая составляет основу, центральный момент овладения языком. Звуковая культура речи повышает возможность ориентировки дошкольника в сложных соотношениях грамматических форм, обеспечивает освоение морфологической системы языка.

В развитии звуковой стороны речи выделяют формирование фонематического слуха и правильность произношения. Главным является различение ребенком звука заданного от звука, им самим произносимого. В дошкольном возрасте завершается процесс фонематического развития. Ребенок правильно слышит звуки и говорит. Он уже не узнает неправильно произнесенные слова. У дошкольника складываются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.

В развитии словаря дошкольника наблюдаются значительные качественные и количественные изменения. В речи ребенка становится не только больше слов, но, что очень важно, происходит развитие их значений. Малыш рано заучивает слова, но значение, содержащееся в них, усваивает постепенно. С возрастом меняется характер обобщений, содержащихся в слове.

В возрасте от 2 до 7 лет процесс познания и обучения протекает столь стремительно и успешно, что если правильно начать ребенку помогать, то скорость обучения и результаты окажутся просто невероятными. При подготовке ребенка к школе главная задача состоит в воспитании у малыша таких качеств устной речи, на которые может опираться обучение в 1 классе. Таким качеством в первую очередь является грамматически правильная речь: овладение ребенком грамматическими формами употребительных слов, умение ясно выразить мысль, наличие достаточного для понимания учебного материала запаса слов, чистота произношения, а также умение слушать других, что имеет исключительное значение для успеха обучения. Эти качества проявляются уже в первые дни пребывания детей в школе, в том, как понимают они сказанное учителем, в направленности и ясности их ответов.

Уровень развития каждого ребенка строго индивидуален. Кто-то начинает уже с года говорить целые фразы, а кто-то произносит только несколько звуков, поэтому к школьному возрасту дети приходят с совершенно разным багажом знаний. Таким образом, важнейшая предпосылка готовности ребенка к школе — это восполнение пробелов предыдущих периодов, иначе школьная нагрузка может оказаться для него непомерной и в результате у малыша появятся проблемы с успеваемостью.

Особенности развития речи в дошкольном возрасте:

- речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;

-  появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;

- ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом;

- ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;

- развивается регулирующая функция речи, которая выражается в понимании литературных произведений, подчинении инструкции взрослого;

- складывается планирующая функция речи, когда она начинает предварять решение практических и интеллектуальных задач;

- возникает звуковая функция речи, выделение слова как абстрактной единицы, что создает возможность сделать слово объектом познания и освоить письменную речь;

- складывается понимание форм языковой деятельности;

- речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней;

- речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы;

- завершается процесс фонематического развития: ребенок правильно слышит и произносит звуки;

- возникают предпосылки для освоения грамоты.

Занимаясь с ребенком, соблюдайте следующие правила:

♦  тренируйте усидчивость ребенка: ведь в школе ему предстоит сосредоточенно работать на уроках в течение 30 минут;

♦  хвалите малыша за успехи и не ругайте за ошибки;

♦  будьте терпеливы, говорите четко и медленно, объясняйте просто;

♦  поощряйте в ребенке воображение и стремление задавать вопросы;

♦  не перебивайте малыша, пока он не закончит рассказывать;

♦  не заставляйте его делать что-либо насильно;

♦  не проявляйте беспокойства по поводу медленного продвижения вперед или даже некоторого регресса;

♦  не сравнивайте ребенка с другими детьми;

♦  придерживайтесь последовательного изучения материала, не перескакивайте с темы на тему.

Ребёнок в возрасте четырёх лет

К четвертому году жизни активный словарь ребенка достигает двух тысяч слов. В этом возрасте малыш нормально овладевает грамматической системой словоизменения и словообразования. Однако большой словарный запас, который к этому времени формируется у ребенка, не решает проблему; ведь важно еще научить малыша активно пользоваться имеющимися словами, а для этого необходимо уметь грамматически правильно согласовывать слова между собой. Растущий словарный запас и умение строить фразы в этом возрасте чаще выражаются в спорах и детских ссорах. Ребенок также с интересом слушает рассказы с действием — особенно те, в которых объясняется, как вещи работают.

Малыш беспрерывно задает вопросы — как для получения информации, так и для завязывания беседы. Кроме обычных «Что это?», «Как это называется?», «Что оно делает?», он задает множество других, более сложных вопросов: «А почему так?», «А как можно сказать по-другому?». И хотя взрослым приятна его растущая любознательность, желание узнать что-то новое, временами могут почувствовать, что поток вопросов слишком велик. Никто не ждет от взрослых, что они знают все или бросят свои дела, чтобы коснуться подробностей, о которых спрашивает ребенок. Но не отмахивайтесь от таких вопросов, так как это может подавить его дальнейшую любознательность. Не обескураживайте также малыша тем, что его вопросы глупы, лучше помогите ему найти на них ответы, используя нашу книгу.

Что должен знать ребенок в возрасте 4 лет:

—  понимать, что такое синонимы, и уметь выбирать адекватное слово из синонимического ряда;

—  знать образование глаголов при помощи приставок (вошел - подошел);

—  уметь образовывать наименования предметов (сахар — сахарница);

—  уметь называть последовательность действий;

—  уметь сравнивать предметы по размеру и цвету.

Что ребёнок должен уметь делать:

К четырём годам активный словарь ребёнка составляет 1900—2000 слов. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии.

Необходимо учить ребёнка активно пользоваться запасом имеющихся у него слов, усвоенных в быту и на занятиях, правильно называть окружающие предметы, их качества, явления природы, употреблять слова, обозначающие временные и пространственные понятия.

Ребёнок должен уметь оценивать свои поступки и поступки сверстников, выразительно читать стихи, петь, двигаться под музыку.

В словаре детей должны быть существительные, обозначающие профессии.

Продолжайте учить ребёнка определять и называть местоположение предмета (слева, справа, между, рядом, около), время суток (утро, день, вечер, ночь), характеризовать состояние и настроение людей (весел, огорчён).

Ребёнок в возрасте пяти лет

Дети пятого года жизни должны употреблять существительные с обобщающим значением: овощи, фрукты, ягоды, животные, мебель.

Следует продолжать учить детей правильно согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных, употреблять эти существительные в именительном и родительном падежах (кошки — котята, лиса — лисята, волк — волчата); правильно использовать форму множественного числа родительного падежа существительных (ложек, вилок, груш, яблок); употреблять формы повелительного наклонения глаголов (хотеть, лежать, ехать, бежать).

Необходимо закреплять правильное произношение гласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков, развивать фонематический слух — различать на слух и называть слова с определённым звуком.

Учите пересказывать небольшие сказки и рассказы, знакомые и вновь прочитанные.

Учите его считать в пределах пяти (количественный счёт) и отвечать на вопрос «Сколько всего?», сравнивать две группы предметов, используя счёт, сравнивать пять предметов разной длины, высоты, раскладывая их в возрастающем порядке по длине, высоте.

Научите ребёнка узнавать и называть треугольник, отличать его от круга и квадрата.

Главное направление в обучении малыша грамоте на пятом году жизни — освоение способов словообразования. Активный словарь пятилетнего ребенка обогащается словами, которые обозначают качества предметов и производимые с ними действия. Дети уже могут определить назначение предмета, активно пользуются синонимами и антонимами, осознанно применяют в речи обобщающие слова. Детей учат соотносить названия животных с названиями их детенышей, употреблять эти названия в единственном и множественном числе, а также в родительном падеже множественного числа. В пятилетнем возрасте ребенок уже способен понять способы отыменного образования глаголов (мыло — мылит).

Достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата даёт возможность ребёнку осуществлять более точные движения языком, губами, что необходимо для произношения сложных звуков.

В этом возрасте у детей значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягчённое произношение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов.

Что должен знать ребенок в возрасте 5 лет:

- обладать  словарным запасом 2500-3000 слов;

-  ориентироваться в подборе антонимов и синонимов;

- уметь правильно образовывать формы глаголов в повелительном наклонении (т.е. беги, а не бежи);

-  уметь согласовывать существительные в роде, числе и падеже;

-  знать особенности родительного падежа;

-  знать способы отыменного образования глаголов;

- пользоваться простыми и сложными предложениями. Предложение строить из 5-6 слов;