Авторизация

В. С. СОБКИН, З. Б. АБРОСИМОВА, Д. В. АДАМЧУК, Е. В. БАРАНОВА

Исследуются стилевые поведенческие, возрастные и гендерные особенности отношения подростков к занятиям спортом. Особое внимание уделено анализу мотивов, обусловливающих занятия спортом в подростковой субкультуре, а также мотивы отказа от занятий спортом.

Ключевые слова . стилевые особенности занятий спортом, мотивы занятий спортом, структура досуга, подростковая субкультура.

Используемые в статье данные получены в ходе анкетного опроса 2893 учащихся VII, IX, XI классов общеобразовательных школ Москвы, который был проведен Центром социологии образования РАО в 2002 г. Предыдущие наши публикации по материалам этого исследования ([1]. [2] ) были посвящены девиантным отклонениям и особенностям сексуального поведения подростков. Материалы настоящей статьи, связанные с отношением к спорту, продолжают намеченную линию исследований по изучению подростковой субкультуры.

СПОРТ В СТРУКТУРЕ ДОСУГА ПОДРОСТКА

В ходе опроса школьникам задавался вопрос о том, чем они предпочитают заниматься в свободное от учебы время. В качестве вариантов ответа предлагалось выбрать различные виды деятельности: общение с друзьями, просмотр телепередач, чтение книг, «общение» с компьютером, занятия спортом, посещение театров, концертов, музеев и др.

Полученные данные показали, что спорт занимает важное место в структуре досуга современных школьников. Занятия спортом отметили 32,0 % респондентов. Эти данные мы сопоставили с результатами проведенного в 1991 г. опроса 1162 старшеклассников московских школ, которые отвечали на подобный же вопрос [3] .

Оказалось, что несмотря на существенные изменения в целом всей структуры досуга подростка, которые произошли в течение 1990-х гг. доля учащихся, отмечающих занятия спортом как свой любимый вид деятельности при проведении досуга, практически не изменилась, соответственно: 28,9 % в 1991 г. и 32,0 % в 2002 г. Для сравнения, доля учащихся, отмечающих чтение книг, сократилась за этот период почти вдвое: с 45,4 до 28,9 %. Таким образом, занятия спортом — это один из немногих видов деятельности, сохранивших свой статус в подростковой субкультуре, несмотря на существенные социокультурные трансформации, которые произошли в последние десять лет.

Следует подчеркнуть, что по отношению к занятиям спортом проявляются заметные различия между юношами и девушками. В табл. 1 приведены ответы юношей и девушек относительно наиболее значимых для них форм проведения досуга, которые были получены при опросе 2002 г.

Как видно из представленных в табл. 1 данных, для девушек гораздо более значимыми, чем для юношей, являются общение с друзьями и включенность в культурную жизнь (посещение концертов, музеев, театров). Для юношей же — «общение» с компьютером (соответственно 56,2 и 22,9 %) и занятия спортом (соответственно 43,2 и 23,3 %).

ПРИОБЩЕННОСТЬ ПОДРОСТКОВ К ЗАНЯТИЯМ СПОРТОМ

С целью выделить те Поведенческие Стили, которые характерны для подростков при занятии спортом, респондентам задавался специальный вопрос, направленный как на выяснение самого факта занятий спортом, так и на фиксацию регулярности этих занятий (табл. 2).

В целом представленные в табл. 2 данные свидетельствуют о том, что ориентация на регулярные занятия спортом характерна более чем для четверти учащихся — 28,2 %. При этом среди юношей доля регулярно занимающихся спортом почти в два раза выше, чем среди девушек (соответственно 36,7 и 20,4 %). Заметим, что подобные гендерные различия в поведенческой активности содержательно коррелируют с рассмотренными выше ценностными ориентациями относительно занятий спортом в свободное время.

Помимо гендерных различий представляют интерес и возрастные изменения в приобщенности подростков к регулярным занятиям спортом (рис. 1).

Как видно из приведенных на рис. 1 данных, от VII к XI классу последовательно сокращается число учащихся, регулярно занимающихся спортом (с 33,5

87 до 21,9 %; Р =0,00001). Параллельно возрастает доля тех, кто занимается спортом время от времени или крайне редко. Подобные возрастные изменения, на наш взгляд, связаны с тем, что к окончанию школы среди подростков актуализируется проблематика профессионального самоопределения. В то же время стоит заметить, что уменьшение доли тех, кто регулярно занимается спортом, свидетельствует о том, что к окончанию школы лишь у пятой части школьников (21,9 %) сформирована особая культурная форма проведения досуга, где регулярность занятий спортом выступает как важная стилевая особенность поведения.

Помимо описанных выше гендерных и возрастных различий, в ответах на вопрос о регулярности занятий спортом проявляется также и влияние ряда социально-стратификационных факторов. Так, среди учащихся, чьи родители имеют высшее образование, заметно больше тех, кто регулярно занимается спортом, чем среди детей из семей с низким уровнем образования родителей (соответственно 31,8 и 21,3 %; р=0,0005). На приобщенность учащихся к спорту оказывает влияние также и материальная обеспеченность их родителей. Особенно отчетливо это проявляется среди девушек: девушки из высокообеспеченных семей чаще выбирают вариант ответа «я регулярно занимаюсь спортом» в отличие от тех, кто причисляет себя к среднеобеспеченному слою (соответственно 26,0 и 19,4 %; р=0,03).

Таким образом, приобщенность подростка к спорту во многом зависит от образовательного и материального статуса его семьи. Иными словами, регулярность занятий спортом сегодня выступает как своеобразный индикатор, фиксирующий социально-стратификационные различия в подростковой субкультуре. В то же время приведенные данные свидетельствуют о том, что в настоящее время спорт является дорогим удовольствием и его доступность для подростка во многом обусловливается материальным положением семьи.

С целью получения более детального представления о поведенческих стилях при занятии спортом мы сопоставили вопрос о регулярности спортивных занятий с вопросом

О форме этих занятий, отделив самостоятельные занятия от занятий в секции или спортивной школе. Этот вопрос задавался лишь

Тем подросткам, которые занимаются спортом регулярно.

Полученные данные показали, что бóльшая часть подростков из тех, кто регулярно занимается спортом, посещает различные секции и спортивные школы (67,5 %), а доля тех, кто предпочитает заниматься спортом самостоятельно, составляет среди них лишь треть (32,5 %), причем подобное соотношение у юношей и девушек практически одинаково. В этой связи особый интерес представляет возрастная динамика изменения числа регулярно занимающихся спортом либо самостоятельно, либо в спортивных секциях (рис. 2).

Из представленных на рисунке данных видно, что как у юношей, так и у девушек от VII к XI классу практически в два раза снижается число тех, кто регулярно занимается в спортивных секциях (соответственно с 34,0 до 19,9 % у юношей и с 24,7 до 11,5 % у девушек; р=0,00001). При этом характерно, что число учащихся, регулярно и самостоятельно занимающихся спортом, с возрастом существенно не изменяется. Это дает основание к выводу о том, что культура регулярных самостоятельных занятий спортом формируется в более раннем возрасте.

Анализ влияния социально-стратификационных факторов показывает, что материальный статус семьи в значительной степени обусловливает стилевые особенности занятия спортом среди подростков (рис. 3).