Методическая разработка «Обучение технике стойки на голове и руках»

В период от 10-11 до 13-14 лет, у подростков повышается способность к развитию точности дифференцировки мышечных усилий, воспроизведению заданного темпа движений, усвоению сложных двигательных координаций, что обусловлено завершением формирования функциональной сенсомоторной системы. Поэтому на данном возрастном этапе развитие специфических координационных способностей у учащихся становится одной из первоочередных задач.

Достижение высокого уровня развития у ребенка способности быстро, точно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (что и составляет сущность понятия «координационные способности») является жизненно важной необходимостью для формирования социально-компетентной личности, особенно в современных условиях информационного общества. На мой взгляд, гимнастика является универсальным средством при организации эффективного дидактического взаимодействия педагога и учащихся.

Представленный опыт работы поможет педагогам по физической культуре повысить эффективность процесса обучения учащихся 7-х классов достаточно сложному и травмоопасному по технике выполнения акробатическому действию стойке на голове и руках.

Разминка.

Для успешного освоения техники и обеспечения безопасности при обучении данному упражнению необходимо уделять особое внимание разминке.

Комплекс следующих общеразвивающих упражнений позволяет обеспечить необходимую готовность мышц шеи, плечевого пояса, поясничного отдела позвоночника, лучезапястных суставов:

  • повороты головы, круговые движения головой выполняются в медленном темпе;
  • вращения кистями, предплечьями обеспечивают готовность лучезапястного и локтевого суставов.

Упражнения для туловища и ног:

  • наклоны туловища вперед, назад;
  • повороты, вращение, скручивание туловища;
  • махи ногами вперед, назад.

Подводящие упражнения.

Перед тем как начать обучение целесообразно провести диагностику умений учащихся посредством выполнения подготовительных акробатических упражнений. При этом диагностируется:

  • уровень знаний о технике движения: понятия «группировка», «опора на лобную часть головы и рук», «перекаты», «кувырки вперед и назад», «жесткая спина»;
  • уровень умений выполнять технически правильно: перекаты в группировке на спине, кувырки вперед и назад, стойку на лопатках (удерживать статическое положение 3 сек.);
  • уровень умения «держать жесткую спину» при выполнении следующих подводящих упражнений:
    • из положения, лежа на спине, одновременное поднимание рук и ног вверх до положения складки (количество раз); критерием оценивания будет являться «плотность» складки, насколько близко будут соединены туловище и ноги, и линия их схода должна быть вертикальна;
    • из положения, лежа на животе, выполняется прогиб с одновременным отрывом от земли рук, груди и ног (на время); оценивается высота отрыва от земли, отсутствие сгибания рук в локтевом суставе, а ног в коленном;
    • с помощью партнера, из положения упора лежа, ноги отрываются от земли и удерживаются на весу, при этом туловище сохраняет ровное положение; оценивается время удержания туловища в ровном положении (без прогиба в поясничном отделе);/li>
    • самостоятельное выполнение стойки на голове и руках у стены; критерием оценивания является время удержания положения стойки не мене 30 сек.

Объяснение техники выполнения, показ и обучение.

Переходя к обучению стойки, раскрываю ученикам смысл понятия о пирамиде, как о наиболее устойчивой геометрической фигуре и учу правильному расположению кистей рук и головы (они должны находиться на вершинах треугольника). Кисти расположены на ширине плеч, пальцы развернуты и обращены вперед. Обращаю внимание на нюансы постановки головы. Упор должен приходиться на лобную часть, исключая опору на теменную или тем более затылочную область. Затем обучаю правильному отрыву ног от земли. Сначала махом одной, толчком другой. Дальше по мере усвоения, толчком двух ног.

Для повышения эффективности обучения рекомендую учащимся работать в парах. Ученикам необходимо объяснить и показать, как правильно оказывать помощь при выполнении упражнения и, что самое главное, как правильно страховать партнера. Критерием оценивания будет умение держать ровное положение туловища в стойке, без колебаний и изгибов:

  • отсутствие изменений в положении кистей;
  • длительность удержания данного положения;
  • способность самостоятельно принимать устойчивое положение стоки на голове и руках не менее 5-ти секунд.

Закрепление материала.

Упражнение считается усвоенным, когда ученик самостоятельно принимает устойчивое положение стойки на голове и руках, с прямыми ногами. Время удержания не менее 10 секунд без изменения положения туловища и рук.

В закреплении данного навыка эффективно применять соревновательный метод развития двигательных способностей. Варианты состязаний:

  • кто дольше;
  • кто ровнее и т.п.

Методические дополнения.

Для повышения эффекта здоровьесбережения при освоении техники выполнения стойки на голове и руках обращаю внимание на формирование умений учащихся выполнять перекат вперед (на случай потери равновесия), стойку на голове и руках с согнутыми ногами, толчок ногами (техника выполнения совершенствуется при выполнении упражнения у стены).

Представленные педагогические приемы, направленные на повышения уровня развития специфических координационных способностей школьников, способствуют достижению не только предметных результатов образования, но также и метапредметных в различных областях культуры:

  • в области познавательной культуры формируется осознанное выполнение двигательных действий и физических упражнений;
  • в области нравственной культуры: готовность отвечать за результаты собственной деятельности;
  • в области эстетической культуры: понимание культуры движений человека и постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;
  • в области физической культуры: владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности, владения способами наблюдения за показателями физической подготовленности.

Достижение метапредметных результатов посредством освоения предмета «Физическая культура» позволит обеспечить качество общего образования школьников в условиях перехода на новые Федеральные государственные стандарты, что жизненно необходимо для формирования успешной личности.