Аюрведа - душа, ум, тело

Иметь здоровое тело и здоровое сознание – величайшая культура. По утверждению древнеиндийского врача Махариши Чараки, человек здоров только тогда, когда его тело пропорционально развито, его чувства сильны и чисты. Но как достичь совершенства физического и ментального тела? К сожалению, современная медицина не способна решить эти вопросы одновременно, так как она не обладает знанием об изначальной духовной природе человека. Но Аюрведа, как древняя духовная наука, даёт нам возможность не только выявить корень болезни, ее глубинную причину, но также дает нам способы полного исцеления. Сегодня мы продолжим наш разговор о причинах болезней и методах оздоровления. Мы совершим интересное путешествие в тайны человеческого сознания вместе с нашим гостем - врачом, специалистом в области Аюрведы Андреем Головиновым.

Андрей Головинов: мы раньше говорили о четырех аспектах здоровья, а сегодня мы поговорим о коренных причинах болезней. Аюрведа немножко иначе смотрит на причины болезней. Если современная медицина пытается выделить каких-то возбудителей, в основном какие-то внешние причины рассматривает, то Аюрведа говорит о внутренних причинах болезней. Аюрведа говорит о том, что человек чаще всего сам виновен в том, что он болен.

Первое, с чего начинается лечение в Аюрведе, первое действие, которое должен предпринять пациент, называется прощение болезни. Пациент должен принять свою болезнь как урок, как то, что поможет ему вернуться на наиболее короткий и оптимальный эволюционный путь.

Аюрведа говорит о том, что здоровье – это состояние счастья. Это отождествляется в Аюрведе. И, как мы говорили в прошлой программе, счастье может быть на разных уровнях. На уровне физическом, социальном, психоэмоциональном и духовном. Если человек перестает ощущать состояние счастья, если нет такого состояния, когда счастье непрерывно расширяется, это значит, что человек идет неправильным путем. Он сам отворачивается от своего счастья. Корнем всех болезней, всех страданий человека Аюрведа называет корысть. Корнем всех страданий является корысть, завистливое отношение к окружающим личностям, к окружающему пространству.

Первичная болезнь состоит из трех составляющих. Три составляющих болезни, три причины болезни.

Первая из них называется прагья-апарадха. Прагья-апарадха означает преступление против собственной мудрости, против собственной духовной природы. И также преступление против духовной природы других живых существ. Прагья-апарадха включает в себя несколько аспектов. Например, есть такой аспект прагья-апарадхи как джива-апарадха, оскорбительное отношение к душе. Если мы смотрим на какое-то живое существо – на человека, на животное, на растение, на птицу, на какое угодно живое существо – и пытаемся оценить его с точки зрения каких-то телесных аспектов… Например, если мы смотрим на человека и оцениваем его как национальность, благосостояние, ученость или неразумность, уродливость или красоту, то мы совершаем таким образом прагья-апарадху, которая в данном случае называется джива-апарадхой. Джива-апарадха означает преступление против души. То есть человек или любое другое живое существо – это душа. Мы должны в первую очередь научиться видеть душу. Такой взгляд даёт здоровое отношение к жизни, счастливое состояние ума и здоровое состояние тела.

Вторая причина болезней называется кала-паринама. Кала-паринама – это неправильное понимание того, что такое время, непонимание этой категории. Физики пытаются сейчас понять, что такое время, они рассматривают эту категорию, они делят время на прошлое, настоящее и будущее. И точно так же в древней традиции, в Ведической традиции время изучалось, и в древности люди знали гораздо больше о времени и умели правильно пользоваться этой энергией, которая, как говорится в древних канонах, в Ведических канонах, является энергией Бога, которая исходит из Него и движет всеми живыми существами. На самом деле это энергия воли Бога. В материальном мире время делится на три категории – прошлое, настоящее и будущее. В духовной реальности есть только настоящее. Когда человек теряет ощущение настоящего, он начинает страдать, и в конце концов это приводит его к болезням.

Само русское слово «настоящее» очень интересно звучит. «Настоящее» означает то, что реально существует, то, что есть на самом деле, в настоящий момент. Прошлого и будущего не существует. Прошлое – это наши воспоминания, будущее – это наши какие-то планы. Если мы понимаем, если мы поймали этот момент настоящего – это называется правильное восприятие времени.

Третья коренная причина болезней называется асакми-индриятха-самйог. Это означает, что болезнь приходит тогда, когда мы неправильным образом контактируем своими чувствами с объектами чувств. Когда мы контактируем с неподобающими объектами чувств с помощью своих органов чувств.

Сегодня мы наиболее подробно остановимся на причине, которая называется кала-паринама, или искажение восприятия времени. Начнем мы с возраста. К сожалению, современная ситуация такова, что люди боятся стареть. Женщины, когда они выходят из нежного возраста в средний возраст, начинают замечать, что их тело начинает стареть. И это приносит очень много беспокойств в современном обществе. Посмотрите, сейчас целая индустрия направлена на то, чтобы омолодить человека с помощью хирургических различных процедур и операций или косметических процедур, которые не так безвредны, как это пытаются рекламировать сейчас. Но почему человек боится своего возраста? Потому что существует такой момент, что тот период, когда человек достигает зрелости, он должен начать отрываться от телесной концепции. Он должен начать понимать, что он – существо духовное. Что в возрасте, который за средний возраст, важнее стать мудрым человеком. Красота старого человека и даже красота человека среднего возраста – это мудрость. Так говорится в Ведах.

И красота на самом деле имеет три аспекта. Внешняя, телесная красота зависит от красоты помыслов и чувств человека, внутреннего мира, богатого внутреннего мира, что в свою очередь зависит от того, насколько человек чист, насколько он духовно зрел.

Можно привести такой пример. Однажды я ехал в общественном транспорте, троллейбусе, и увидел одну очень удивительную бабушку. Лицо у нее было как сушеная груша, всё в морщинах. Но при этом она была с очень яркими блестящими глазами, с очень красивыми глазами. От нее исходило какое-то сияние. Один молодой человек попытался уступить ей место, но она сказала – «ничего, милок, посиди, я уже насиделась». То есть от нее не исходило никакого вот этого ворчания, никаких негативных эмоций.

Красота в зрелом, старшем и пожилом возрасте – это мудрость. Это на самом деле аспект времени. То есть человек не понимает, что нужно делать в каком возрасте. Время жизни делится на четыре периода. Человек, согласно Ведам, должен жить 100 лет. Сейчас, к сожалению, он живет меньше, 70 лет или 80 лет. И их нужно разделить на 4 части. Первый период жизни человека – это время ученичества. Человек должен в это время посвятить себя обучению. Второй период жизни – это жизнь семейного человека, образ жизни семейного человека. То есть он должен выполнить свой семейный долг, родить и воспитать детей – на это уходит вторая четверть жизни. А также обеспечить экономическое процветание своей семье и обществу. В третьем периоде, это как раз после половины жизни, человек должен постепенно начать отходить от дел и занять себя духовной наукой, духовной практикой. Он должен научиться обращаться к Богу, чтобы на последнем этапе своей жизни, последней четверти подготовиться к смерти, подготовиться к уходу из этого мира, к правильной смерти. То есть нужно научиться, не бояться смерти, нужно четко знать, куда мы отправляемся после смерти.

Второй аспект правильного восприятия времени – это правильное поведение человека в сутках. Современная ситуация такова, что человек очень неправильно ведет себя в сутках. Например, подъем ото сна должен быть очень ранним. Если мы понаблюдаем за традиционными культурами, то можно заметить, что люди вставали очень рано. Даже есть такая пословица в русском языке – «кто рано встает, тому Бог даёт». Потому что люди знали, что существует время благости, и это время от 4 до 8 часов утра. Это время, этот период нужно полностью посвятить молитве, каким-то размышлениям на вечные темы, процессу очищения сердца от каких-то ненужных вещей, которые уводят нас на самом деле от счастья.

Но ситуация такова, что люди сейчас просыпаются часов в 7, наверное, быстро одеваются и завтракают, бегут на работу, всё получается бегом. И вся эта страсть, конечно же, приводит к болезням. Как это происходит? У человека в первую очередь начинаются беспокойства в уме, то есть он начинает испытывать какие-то негативные эмоции, что потом, согласно психосоматическим связям, скажется на состоянии его телесного здоровья. То есть его тело начинает болеть, в конце концов, из-за того, что он постоянно испытывает стресс и негативные эмоции.

Так как в этот период страсти человек не может обрести счастье, то в вечерний период, когда наступает время отдыха и сна… Это происходит с 8 часов до 12 часов ночи, это время для отдыха, это время, когда нервная и гормональная системы, а также жизненная сила, которая называется праной, должна быть восполнена в человеке. Нервная и гормональная система должна отдохнуть в это время. Но мы можем наблюдать, что люди как раз пытаются в это время как-то, перед тем, как отойти ко сну, хоть каким-то образом выжать это счастье, стать счастливее. Можно видеть, как вечером люди собираются вместе, пьют какие-то алкогольные напитки, пытаются как-то развлекаться. Можно видеть это прямо на улицах. И чаще всего это, конечно же, приводит к плачевным результатам, к различным отравлениям, избиениям и т.д. Почему это происходит? Потому что люди не удовлетворены. Они не получили удовлетворение с утра.

Традиционные культуры были построены так, что утро начиналось с молитвы. Например, христиане начинали день с так называемой заутренней молитвы. В Ведической традиции люди поднимаются очень рано – около 3.30 - 4 часов утра, и всё своё утро – приблизительно 4, а то и 5 часов – они посвящают духовной практике.

Аюрведа говорит о том, что человек должен жить с пониманием того, что время циклично. Современная ситуация такова, что люди живут в так называемом линейном времени. То есть они боятся, например, не успеть. Если они чего-то не успевают, то у них возникают очень серьезные стрессовые ситуации, которые также, в конце концов, приводят к болезням. Но Аюрведа учит тому, что время – это циклы, что, например, жизнь человеческая не заканчивается смертью, что жизнь – это вечная категория, что существует такое понятие как реинкарнация. То есть человек, прожив одну жизнь, будет жить еще одну жизнь, и так может жить много жизней. Душа существует вечно. Человек – существо духовное. Он меняет тела, но сущность человека не меняется. Если вспомнить себя в детстве и в том возрасте, в котором вы сейчас находитесь, вы очень четко можете осознать, что ваша сущность не изменилась. Изменилось тело, тело у вас уже не детское. Вот точно так же человек меняет тела. В момент смерти тонкое тело выходит из грубого тела и входит в лоно следующей матери. Если человек не успел что-то в этой жизни, он начнет свой путь с той же точки, на которой он остановился, в следующей жизни. Тот духовный запас, то благочестие и духовный запас, который он обрел в этой жизни, с той же самой точки он начнет в следующей жизни. Поэтому только это понимание уже дает такое внутреннее расслабление и спокойствие. Если вы не успеваете сделать что-то сегодня, то вы обязательно успеете сделать это завтра.

Следующий момент, который относится к этой причине болезней – это рассудочное и эмоциональное время. Аюрведа говорит о том, что те люди, которые в данный момент, в данное время наиболее близки к нам – которых мы встретили, с которыми мы живем. В семье, например, – это те люди, с которыми мы должны научиться общаться, открыть им своё сердце. Если мы не полноценно общаемся в данный момент времени, когда нас время свело вместе – мы проживаем, жизнь зря, говорится.

Очень простой пример – мать забирает ребенка из детского сада или просто приходит домой вечером с работы. Ребенок хочет эмоционально прожить это время с матерью, чтобы было глубокое взаимопроникновение эмоциональное, на уровне сердца. А мать, например, включает телевизор и смотрит сериал, ее больше интересует жизнь, которая где-то в Бразилии происходит, чем та жизнь, которая происходит у нее в семье. Она живет чужой жизнью. Она зря тратит своё время. И, в конце концов, это откладывает отпечаток, как на ребенка, так и на мать. И в итоге это приводит к очень серьезным проблемам сначала на уровне ума, а затем и на уровне тела.

Если происходит такая ситуация, когда мать не живет эмоциональной жизнью, допустим со своим, ребенком… Это может быть с любыми другими людьми, но этот пример просто может показать нам, насколько это важно. Ребенок начинает обижаться на мать. И очень длительно незаметно начинает развиваться болезнь. Эта обида может вылиться в то, что ребенок, в конце концов, приобретет болезни, скажем, поджелудочной железы или сердца. И он постоянно будет стараться, так как он обижен на мать, постоянно будет эту обиду выливать на мать, и у матери тоже, в конце концов, приведут эти отношения к каким-то отрицательным эмоциям, которые так же, может быть, приведут к болезням у матери.

Аюрведа предлагает практические методы управления временем. То есть человек должен научиться понимать, что такое время, что это за категория, откуда исходит время, что это за энергия. Он должен понять, какие существуют временные циклы, как себя вести правильно в сутках, в году. Также он должен понять, что время циклично, и это дает нам большую надежду на то, что мы всегда всё успеем. Аюрведа предлагает практические методы для того, чтобы одухотворить нашу жизнь, сделать ее более счастливой и здоровой. Именно вот в этих аспектах. Аюрведа способна искоренить сами причины болезней, очень глубокие причины, о которых мы сегодня говорили.

Например, существуют особые занятия или тренинги, которые помогают научиться понимать, что это за категория – время. Научиться управлять временем, научиться правильно строить свою жизнедеятельность в сутках, в году, полностью проживать эмоционально жизнь с теми партнерами и людьми, которые находятся рядом с нами в данный момент времени.

Итак, существуют внутренние, самые глубокие причины болезней. То, к чему мы привыкли, о чем нам говорят, о внешних причинах болезней, например, о возбудителях болезней или о каких-то внешних агрессивных факторах, об экологических факторах и т.д. – всё это вторичные причины. Потому что они рождаются как раз от этой внутренней причины, из тех трех внутренних причин, о которых мы сегодня говорили. К счастью, Аюрведа имеет методы, с помощью которых можно вырвать с корнем сорняк болезни. И эти методы очень подробно описаны в древних Ведических канонах, медицинских канонах.

Свидетельство о публикации №115112203069