Паркур.

Паркур (от фр. parkour, искажённое parcours, parcours du combattant - "дистанция, полоса препятствий") - термин, применявшийся поначалу только в конном спорте для именования особого вида трассы, изобилующей различными сложными препятствиями. Это же слово использовали в 90-х гг. прошлого века французы Давид Белль и Себастьян Фуке для наименования нового экстремального вида спорта, фактически являющего собой искусство наиболее рационального преодоления препятствий и прохождения дистанции с максимально возможной скоростью.

Можно сказать, что основной технической целью этой дисциплины являлось обретение умения максимально быстро и эффективно перемещаться в любых условиях. В процессе тренировок трейсеры (от фр. tracer - "прокладывающий путь" - так называют себя люди, занимающиеся паркуром) стремятся увеличить силу, ловкость, выносливость, координацию, баланс - главные составляющие этой дисциплины. Кроме того, на тренировках преподаются различные методы развития не только тела, но и духа.

В более широком смысле паркур - стиль жизни, сутью которого является движение вперед и преодоление любых возникающих препятствий и жизненных ситуаций наиболее рациональным способом. Главная идея паркура - нет границ, существуют лишь препятствия, а любое препятствие можно преодолеть. Изменяя мировосприятие и сознание, поклонники данной спортивной дисциплины отходят от стандартов мышления обычных людей, скованных множеством правил и запретов. Это позволяет трейсерам прокладывать дорогу не там, где принято, а там, где им больше нравится - по наиболее короткому и рациональному, хотя порой и более сложному маршруту.

В наше время паркур практикуют во многих странах мира. Эта дисциплина предполагает индивидуальное совершенствование, так как при выполнении трюков никто со стороны не может ни помочь трейсеру, ни подстраховать его. Однако команды паркура все же существуют. Самая известная, собранная еще "отцом" паркура Беллем - "Ямакаси" ("Ya makasi" в переводе с языка лингала - "сильные телом и духом" или "сильное тело, сильный дух, сильный характер"). Эта команда принимала участие в съемках фильма Люка Бессонна "Ямакаси" - после этого фильма паркур получил всемирную известность, а в команде наметился раскол, так как Давид Белль и Себастьян Фуке не пожелали участвовать в съемках и покинули команду (хотя паркуром заниматься продолжали). Ежегодно 20 июля в Лиссе (небольшом городке возле Парижа) проходят дни паркура, во время которых команды трейсеров из многих стран могут продемонстрировать свое мастерство.

Паркур придумал и разработал Давид Белль. Действительно, основателем паркура считают именно Давида Белля. Однако на самом деле эта дисциплина была разработана офицером военно-морского флота Джорджем Гебертом. 8 мая 1902 года на "острове цветов" (Сент-Пьер, Карибское море) проснулся вулкан Мон-Пере - потоки лавы и тучи пепла угрожали смертью всему живому. Джордж Геберт руководил эвакуацией жителей - благодаря его стараниям было спасено более 700 человек. Именно это событие вдохновило Геберта на создание новой дисциплины, призванной тренировать тело и укреплять дух. Вернувшись во Францию, Джордж Геберт разработал собственную методику тренировок "La methode naturelle" ("Натуральный метод"), основные принципы которой заключены во фразе "Etre fort pour etre utile" ("Быть сильным, чтобы быть полезным"). Упражнения, которые давались на тренировках, можно подразделить на 10 основополагающих групп: ходьба, бег, прыжки, передвижение на четырех конечностях, лазание, эквилибристика, преодоление полосы препятствий, бросание и умение поднимать тяжелые предметы, плавание и методы самозащиты.

"Натуральный метод" (или "гебертизм") использовался во время Первой и Второй мировой войны для подготовки солдат во французской армии, а также оказал значительное влияние на развитие некоторых видов спорта в других странах. Именно в этот период родился Раймонд Белль (отец Давида Белля), с детства отличавшийся ловкостью и гибкостью. Он получил неполное военное образование, но службу продолжать не пожелал, предпочтя военной карьере профессию пожарника. Со временем вошел в состав элитной команды огнеборцев Парижа, принимал участие в наиболее рискованных и сложных спасительных операциях, и получил прозвище "сила природы", так как обладал силой, ловкостью и непревзойденной скоростью реакции. Для своего сына Раймонд всегда был примером для подражания. Именно от отца Давид узнал о "Натуральном методе", на основе которого впоследствии и был создан паркур. Кстати, название новой дисциплины было также придумано не самим Давидом, а одним из его близких друзей.

Акробатика - главная составляющая паркура. Это не совсем так. Многие элементы акробатики (а также гимнастики и легкой атлетики) действительно разучиваются на тренировках. Если акробатические трюки отрабатываются на улице, такие упражнения называют акростритом (Acrostreet). Однако цель изучения данных элементов отнюдь не в том, чтобы добиться грациозности и отточенности движений. Главная задача тренировок - увеличить гибкость, координацию, силу и ловкость трейсера.

Для преодоления препятствий трейсеры порой используют специальные приспособления. Совершенно ошибочное мнение. В паркуре не используются ни средства, ни приспособления - для преодоления любых препятствий применяется лишь собственное тело, вооруженное знаниями, умениями, навыками. Скорость реакции, способность оценить обстановку и собственные возможности, координация, сила, ловкость, выносливость - факторы, помогающие трейсерам с легкостью справляться не только с любыми преградами "городских джунглей" (деревьями, стенами, парапетами, перилами и крышами домов), но и преодолевать любые жизненные невзгоды.

Чтобы заниматься паркуром, достаточно регулярно посещать тренировки и развивать физическую силу и ловкость. Безусловно, сила, ловкость, скорость реакции являются главными и наиболее важными составляющими данной спортивной дисциплины. Однако для успешного освоения паркура человек должен также познать себя, правильно оценивая свои возможности, замечая недостатки (ведь лишь в этом случае их можно успешно искоренить), борясь со страхами, стремясь достичь гармонии между телом и духом. В этом трейсеру могут помочь восточные единоборства, которые воспитывают боевой дух и учат стремлению к победе. А усовершенствовать навыки перемещения можно, занимаясь акробатикой и гимнастикой, скалолазанием, легкой атлетикой.

Достичь совершенства в паркуре можно очень быстро. Любой вид спорта требует от неофита регулярный занятий на протяжении довольно длительного периода времени. Паркур - не исключение. Лишь после многолетних тренировок трейсер достигает полного контроля над своим телом, обретает способность реально оценивать свои возможности и использовать обретенные умения и навыки без риска для жизни и здоровья. Человек, занимающийся паркуром менее 5 лет, считается начинающим. Лишь по истечении вышеупомянутого срока можно говорить о реальных достижениях.

Паркур довольно однообразен. Действительно, на первый взгляд может показаться, что трейсеры для преодоления препятствий используют лишь прыжки. Однако при более внимательном рассмотрении можно заметить, что и сами прыжки довольно разнообразны (их насчитывается более 10 видов), и кроме прыжков трейсеры выполняют сальто, перекаты, перевороты, стойки на руках, отталкивания ногами и руками от различных объектов и т.д. Ведь паркур сочетает в себе несколько видов спорта, следовательно, для него характерны элементы гимнастики, атлетики, боевых искусств, акробатики.

Любой достаточно ловкий подросток может перепрыгивать различные препятствия, порой в опасных или запрещенных местах - а значит, заниматься паркуром. Трейсеры утверждают, что в корне отличаются от подростков, просто познающих пределы своих возможностей, ставящих себя выше закона и не думающих о последствиях своих действий. Неопытные тинейджеры чаще всего просто не задумываются о том, какой вред могут нанести себе или другим людям. В отличие от них, трейсеры ставят перед собой вполне определенную задачу - разработать маршрут перемещения из одной точки пространства в другую с минимальным риском для себя и окружающих, затратив для этого минимум сил и времени. Для этого они подолгу отрабатывают каждое движение, чтобы в той или иной ситуации полученный навык срабатывал на уровне рефлекса. Кроме того, трейсеры не ставят себя выше закона и не совершают поступков, которые могли бы повредить им или их близким, разрушить их бизнес и т.д.

Паркуром лучше всего заниматься с детства. Это не так. До 17 лет не рекомендуется осваивать эту дисциплину, поскольку лишь по достижении этого возраста окончательно формируется скелет. Ведь паркур предусматривает довольно большие нагрузки на костно-мышечную систему, особенно на суставы, потому желательно, чтобы все процессы формирования тела были уже завершены.

Травмы бывают лишь у тех, кто хочет самоутвердиться за счет паркура. У людей, которые занимаются им серьезно, травм не бывает. К сожалению, это не так. Травмы, хотя бы мелкие, поначалу бывают у всех, кто занимается паркуром. Другое дело, что у тех, кто стремится к максимально быстрому результату и всеобщему признанию, травм гораздо больше и тяжесть повреждений выше. Кроме того следует учесть, что паркур оказывает сильное воздействие на суставы и скелет в целом, даже при правильно построенных занятиях этих проблем не избежать. Потому люди, страдающие заболеваниями костно-мышечной системы, должны отказаться от мысли освоить эту дисциплину.

Во время ежегодно проводящихся "дней паркура" команды трейсеров соревнуются между собой. Это не совсем так. Трейсеры действительно собираются в команды, но не для того, чтобы готовиться к слетам или состязаниям, а для того, чтобы тренироваться вместе с единомышленниками и получить квалифицированный совет относительно постановки того или иного трюка. Соревнования и чемпионаты по паркуру на данный момент не проводятся, так как не разработаны критерии оценки мастерства трейсеров. Команды действительно собираются ежегодно 20 июля во французском городке Лисс, но не для соревнований, а, скорее, для показательных выступлений. Трейсеры имеют возможность продемонстрировать собственные достижения в овладении этой непростой дисциплиной и полюбоваться достижениями других любителей паркура.

Рацион трейсера не имеет значения - осваивая эту дисциплину, можно питаться как угодно. Ошибочное мнение. Ведь именно от питания зависит, в какой форме будет находиться трейсер, а значит, и то, насколько успешной будет тренировка или применение полученных знаний и умений на практике. Человека, который занимается паркуром, ничто не должно отвлекать, следовательно, любой дискомфорт в физическом теле - помеха занятиям. Рацион трейсера призван обеспечивать низкое содержание жира в организме и поддержание постоянной (причем, скорее, небольшой) массы тела, а также позволять добиваться сочетания не очень большого объема мышц с пластичностью, гибкостью и подвижностью. Также употребляемые продукты питания должны способствовать укреплению костей скелета и высокой функциональности суставов. Исходя из этого, для занимающихся паркуром была разработана специальная диета, которая обеспечивает поступление в организм 65-70 г. белка (преимущественно животного происхождения), 20-40 г. жира и 700-750 г. углеводов при калорийности 3500-4800 килокалорий для молодых людей и 3000-4000 килокалорий для девушек. Чтобы избежать основных ошибок в выборе питания при занятиях паркуром, трейсерам следует соблюдать вышеупомянутое соотношение белков, жиров и углеводов, обязательно вводить в меню овощи, фрукты, морепродукты, травы (петрушку, укроп, базилик и т.д.), стараться не превышать калорийность рациона, пищу принимать регулярно и ни в коем случае не в спешке. Также придется отказаться от различного рода фастфудов.

Одеваться трейсер может как угодно, лучшая форма - куртка, футболка и джинсы. Действительно, в данном виде спорта не существует какой-либо определенной формы для занятий. Однако, подбирая одежду для паркура, следует учесть некоторые рекомендации. Во-первых, любые куртки для данной дисциплины не подходят - некоторые из них ограничивают подвижность, другие чрезмерно объемные. Кроме того, велик риск порвать данный вид одежды при резком движении. Джинсы также не подходят для тренировок, так как ткань, из которых они изготовлены, при всей своей прочности, недостаточно теплостойка и не обладает нужной степенью эластичности.

В паркуре немало смертельных случаев. Нет, случаев со смертельным исходом не так уж много, да и происходили они не с профессионалами, а с неопытными подростками, всего лишь пытавшимися подражать трейсерам. Чаще всего такие случаи были связаны с падением с большой высоты - когда человек пытался преодолеть сравнительно небольшое расстояние между крышами соседних зданий или же перепрыгнуть шахту лифта. Профессиональные же трейсеры получают травмы, несовместимые с жизнью, чрезвычайно редко. Особенно редки такие случаи на территории государств постсоветского пространства, так как по нормам строительства здания отстоят друг от друга столь далеко, что никому и в голову не приходит прыгать между ними.

В наши дни освоение сложных элементов паркура проходит быстрее, благодаря опыту трейсеров предыдущего поколения. Это действительно так - молодые трейсеры спешат с освоением сложных трюков, и это им удается. Однако такое положение вещей таит в себе большую опасность для здоровья спортсменов. Ведь для того, чтобы без вреда для организма осваивать наиболее сложные элементы, требуется несколько лет подряд практиковать более простые движения, чтобы отточить их до автоматизма и приучить тело к возрастающим нагрузкам. В противном случае неподготовленная костно-мышечная система может серьезно пострадать, и, даже если трейсеру удастся избежать вывихов и переломов, через некоторое время он может начать ощущать постоянную боль в суставах (особенно в коленях) - признак их изнашивания и хронических заболеваний. В результате некоторые трейсеры могут получить травмы даже не во время тренировок и занятий паркуром, а в обычной жизни.

Занимающиеся паркуром чаще всего травмируют ноги и колени. Это действительно так, но, к сожалению, этим список травм не ограничивается. Поскольку данная дисциплина направлена на выявление способностей всего тела, травмироваться может практически любая его часть. А так как паркур сочетает в себе черты атлетики, гимнастики, боевых искусств и акробатики, то во время занятий им могут проявляться травмы, характерные для любого из перечисленных видов спорта. Действительно, в паркуре чаще всего травмируются коленные суставы и конечности, однако имеют место и другие травмы, например, перелом ключицы (при падении на прямую руку/локоть или неудачном перекате), перелом лучевой кости, травма лучезапястного сустава (при падении или опоре на руку), травмы мышц и связок бедра (причем некоторые могут проявиться лишь на следующий день), травмы голени и стопы (типичные для тех, кто тренируется на бетонных или асфальтированных поверхностях и в плохой обуви), отбитые пятки.

Девушки паркуром не занимаются. Ошибочное мнение. Девушки также осваивают паркур, но трейсеров среди них гораздо меньше, чем среди представителей сильного пола. Такое положение вещей объясняется спецификой данной дисциплины, требующей развитой мускулатуры рук и плечевого пояса, которой леди не всегда могут похвастаться.

В обыденной жизни паркур совершенно бесполезен, особенно для девушек. Ошибочное мнение. Паркур позволяет чрезвычайно быстро передвигаться в большом городе, например, в часы пик. Также эта дисциплина позволит трейсеру если не отразить нападение хулиганов, то хотя бы с легкостью оставить преследователей позади. Особенно такое умение важно для девушек, от природы не обладающих навыками борьбы. Кроме того, паркур - прекрасный способ сохранять фигуру и тонус мышц.