Индивидуальная психокоррекция - файл 1.doc

1.doc

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ.

Виды индивидуальной психокоррекции. Рассмотрим психологические особенности различных видов индивидуальной психокоррекции: убеждения, внушения, психологическое консультирование и психоанализа.

Убеждение в основном применимо к людям, обладающим высоким уровнем интеллектуального развития и способным — если их удастся убедить — самостоятельно справиться со своими психологическими проблемами. Это, как правило, люди с достаточно развитой силой воли, но до начала психокоррекционного воздействия не убежденные в том, что у них действительно есть проблемы, над которыми стоит работать, или просто не верящие в то, что с помощью психолога им удастся эти проблемы решить.

Убеждение начинается с выяснения того, что знает клиент о своих проблемах и как он их понимает. Затем психолог обсуждает и согласовывает с клиентом цели и задачи психокоррекции и только после того, как клиент согласится, начинает с ним работать.

Психолог подробно разъясняет, что, как и почему он делает, а также — если в этом есть необходимость — объясняет причины возникновения и способ избавления от недостатков.

Убеждение как метод психологического воздействия обычно применяется по отношению к маловнушаемым людям. Что же касается сильновнушаемых, то для них наилучший способ воздействия — внушение. Если клиент, кроме того, обладает высоким уровнем интеллектуального развития, то по отношению к нему целесообразно использовать убеждение и внушение в комплексе. Для психолога внушение — это более простой, а для клиента — менее эффективный способ воздействия, чем убеждение, так как при внушении не действует воля клиента, способная усилить психокоррекционный эффект. Но, с другой стороны, пользуясь внушением, можно быстрее добиться нужного результата, так как этот метод не требует длительных разъяснений и долгих дискуссий психолога и клиента. Но зато воздействие, основанное на чистом внушении, и исчезает гораздо быстрее, чем влияние, базирующееся на убеждении.

Психологический механизм внушения основан на прямом влиянии психолога на подсознание клиента, на использование не только разума, но также чувств и эмоций. Внушение обычно используют в условиях, когда внимание и сознание клиента чем-то отвлечены.

Наилучшие условия для внушения—в такой ситуации, при которой клиента вводят в состояние полного расслабления, в полугипнотическое или полное гипнотическое состояние. Это могут делать только специалисты, имеющие соответствующее медико-психологическое образование и профессионально владеющие техникой гипноза. Полугипнотическое внушение широко применяется, например, для психокоррекции дефектов речи, для избавления людей от дурных привычек: курения, пристрастия к наркотикам, алкоголю и др.

Особое место среди методов индивидуального воздействия занимает психологическое консультирование. Этим термином называют работу психолога с клиентом, рассчитанную на то, чтобы, вместе разобравшись в проблеме, волнующей клиента, психолог мог дать ему квалифицированный совет о том, как решить эту проблему. Задача психологического консультирования заключается в том, чтобы помочь клиенту разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.

Психологическое консультирование чаще всего рассматривают как специальную область деятельности практического психолога. Существуют особые правила и техника ведения психологического консультирования. В беседе с психологом клиент получает от него советы и сам вправе решить, следовать им или не следовать. Психолог-консультант в отличие от психолога-корректора не несет полной ответственности за клиента, так как за использование данных клиенту рекомендаций отвечает он сам.

Психоанализ представляет собой довольно сложную психодиагностическую и психокоррекционную технику, разработанную 3. Фрейдом и его последователями. Эта техника позволяет влиять на психику клиента и его поведение через бессознательное. Она связана с анализом и толкованием сновидений, интерпретацией непроизвольных ошибок: опечаток, оговорок, описок, обмолвок и т. п.

^ Приемы индивидуальной психокоррекции. Убеждая человека, психолог пользуется следующими приемами:

1. Выясняет собственное отношение клиента к беспокоящим его психологическим и поведенческим проблемам, устанавливает причины, в силу которых он придерживается той или иной позиции.

Прежде чем пытаться в чем-то убедить клиента, необходимо выяснить его точку зрения на проблему. Зная заранее точку зрения клиента, легче подобрать персонально для него убедительные аргументы, факты и нужную логику доказательства.

2. Работает с клиентом, исходя из того, что в понимании своей проблемы он по-своему прав. Обсуждает с клиентом разные точки зрения на данную проблему.

Этот прием заключается в том, что психолог, заранее не отвергая и не отрицая возможную правоту клиента, не пытаясь сразу и полностью его переубедить, даже если клиент на самом деле не прав, приглашает его выслушать и взвесить разные точки зрения, понять их. Клиент, доверяющий психологу, как правило, на это соглашается и выражает готовность признать правоту психолога.

3. Предлагает клиенту самостоятельно принять решение о том, каким рекомендациям психолога следовать и каким не следовать. Прежде чем предоставить клиенту такую возможность, надо договориться с ним о том, что он и психолог находятся друг с другом в равнопартнерских отношениях и имеют право не только ставить друг перед другом вопросы, но и делать вполне самостоятельные выводы, принимать независимые решения.

4. Установка на убеждение клиента. Психолог делит проблему, обсуждаемую с клиентом, на ряд частных вопросов и последовательно добивается согласия клиента с теми ответами на эти вопросы, которые хочет получить сам психолог. Разговор с клиентом в этом случае целесообразно строить так, чтобы сначала клиент отвечал и выражал согласие с ответами психолога на частные вопросы, а затем постепенно переходил к более сложным принципиальным вопросам.

5. Убеждают клиента тогда, когда он находится в нормальном, спокойном состоянии. Убеждение малоэффективно, если клиент эмоционально возбужден, особенно когда он во власти сильных отрицательных аффектов. Человек в таком психологическом состоянии обычно плохо соображает и некритичен к себе. Как только психолог замечает, что клиент вышел из нормального эмоционального состояния, надо сменить тему разговора или изменить тактику поведения.

^ Внушение предполагает использование следующих основных приемов:

1. Приведение человека в комфортное психологическое и физическое состояние. Если человек слишком возбужден, чувствует себя неловко, если ему неудобно, то он; как правило, внушению не поддается. Клиент должен быть психологически подготовлен к внушению.

2. Отвлечение внимания клиента от посторонних раздражителей и переключение его на психолога. Полностью готовый к внушению клиент должен хорошо воспринимать психолога, видеть его лицо, руки, слышать его голос и не откликаться на случайные, посторонние раздражители. Для этого внушение необходимо вести в специальном помещении и в таких условиях, где нет сильных, отвлекающих внимание побочных раздражителей.

3. Длительное сосредоточение внимания клиента на чем-то таком, что должно усилить внушающий эффект. Это может быть какой-то предмет, его деталь, монотонно, но достаточно убедительно звучащий голос психолога, слабое музыкальное сопровождение.

4. Использование некоторых специальных расслабляющих приемов наподобие тех, с которыми мы уже познакомились, касаясь методики аутогенной тренировки. Особенно важную роль играют повторения слов, фраз, плавные, однообразные, ритмические движения руками.

Для лучшего понимания психологического состояния клиента и для более существенного психологического воздействия при консультировании используются следующие приемы:

1. Зеркализация. Этот прием состоит в том, что в беседе с клиентом психолог копирует, незаметно повторяет его движения: позы тела, жесты, мимику, паралингвистические компоненты речи. Прием помогает психологу идентифицировать себя с клиентом, глубже понимать и осознавать его проблемы и психологические состояния в данный момент.

2. Парафраз. Этот прием заключается в простом повторении психологом того, что говорит клиент, но своими словами. Делается это для того, чтобы получить от клиента подтверждение, что его действительно правильно понимают.

3. Установление оптимальной психологической дистанции между психологом и клиентом. Известно, что то, на каком расстоянии мы находимся от человека во время беседы с ним, какую физическую дистанцию устанавливаем между ним и собой, свидетельствует о том, как мы относимся к человеку. Придвигаясь ближе к клиенту во время разговора, психолог не только демонстрирует более доброе к нему отношение, но, со своей стороны, провоцирует клиента на более открытый, доверительный, откровенный разговор. И наоборот: беседа на большом расстоянии свидетельствует о нежелании психолога или клиента сближаться друг с другом и вести интимную, доверительную беседу. Изменяя дистанцию между клиентом и собой, психолог в процессе консультирования может менять и содержание разговора.