Возрастные особенности проведения общеразвивающих упражнении

Младший школьный возраст (6-10 лет)

В возрасте 6-8 лет наблюдается относительная неустойчивость организма к различным влияниям окружающей среды и быстрая утомляемость ребенка. Поэтому не следует давать большое количество однообразных общеразвивающих упражнений. Выполнение одного и того же упражнения не должно повторяться более 12 раз.

В этом возрасте значительное количество хрящевых тканей обуславливает гибкость костного аппарата. Необходимо учитывать, что под влиянием односторонней нагрузки и при больших мышечных напряжениях могут произойти различные искривления позвоночника и других костей. Суставы легко подвижны. Суставные сумки и связки податливы к растяжениям. Мускулатура относительно слаба, особенно мышцы спины и живота. В силу этого не следует увлекаться упражнениями на растягивание, так как излишняя растянутость мышц и связок может привести к их ослаблению, а также к нарушению правильной осанки. Но с другой стороны, нужно помнить, что наилучший возрастной промежуток, в котором воспитание гибкости дает наибольший эффект, начинается с 9 лет.

В младшем школьном возрасте большое внимание следует уделять общеразвивающим упражнениям, направленным на воспитание силы мышц туловища, обеспечивающих сохранение правильной осанки, которая в этом возрасте неустойчива.

У детей 6–10 лет двигательные навыки формируются медленнее, чем у старших по возрасту, и часто удачное выполнение чередуется с неудачным.

В младшем школьном возрасте сравнительно быстро возникают условно-рефлекторные связи на естественные целостные действия. Исходя из этого, следует подбирать аналитические (простые) упражнения. Но не следует забывать, что

эти быстро возникшие условно-рефлекторные связи столь же быстро и разрушаются. Чем сложнее по координации общеразвивающее упражнение, тем чаще его нужно повторять в серии уроков, чтобы эти связи закрепились. Особое внимание следует уделять освоению «базовых» упражнений. К ним относятся: выпады, точные различные положения рук, наклоны, упоры лежа и т. д.

Исследования показали, что если на последующих уроках не закрепить умение выполнять упражнение, то через два-три урока его нужно разучивать заново.

Средний школьный возраст (11-14 лет)

Средний школьный возраст называют подростковым, переходным от детства к юности. В течение этих лет появляются признаки полового созревания, происходит превращение мальчика в юношу, девочки в девушку.

До 11 лет у девочки и до 12 лет у мальчика рост тела в длину преобладает над ростом в ширину, конечности растут быстрее, чем туловище, а затем начинает преобладать увеличение веса.

Развитие мышц отстает от общего роста тела, этим объясняется быстрая утомляемость подростков при физической работе. Поэтому при проведении общеразвивающих упражнений, особенно силового характера, эту особенность необходимо учитывать.

После 10 лет наблюдается уже значительное различие в физическом развитии девочек и мальчиков. Так, например, сила у мальчиков примерно на 30% больше, чем у девочек. Поэтому при проведении общеразвивающих упражнений силового характера нагрузка для девочек должна строго дозироваться и быть меньшей, чем у мальчиков.

У детей среднего школьного возраста благодаря совершенствованию деятельности коры головного мозга улучшается координация, точность и экономичность движений. Это период наиболее активного развития двигательной функции.

Высокая возбудимость и мобильность нервно-мышечного аппарата способствует значительному развитию быстроты движений. К 13-14 годам скорость мышечных сокращений достигает максимума.

В связи с этим в подростковом возрасте необходимо приступать к целенаправленному воспитанию скоростных и скоростно-силовых качеств, воспитывать динамическую силу, быстроту и ловкость. Следует также обращать внимание и на воспитание гибкости, учитывая, что тоническое сопротивление мышц растяжению после 12 лет значительно увеличивается.

Процесс формирования двигательных навыков у детей, начиная с 11 -12 лет, происходит значительно быстрее, по сравнению с младшим возрастом, поэтому они способны овладеть более сложными упражнениями. Следовательно, в комплексе общеразвивающих упражнений должны иметь место, наравне с аналитическими упражнениями, и комбинированные, более сложные по координации.

Старший школьный возраст (15-17 лет)

В возрасте 15-18 лет процесс роста и развития организма еще продолжается. По сравнению с подростками, у школьников старших классов наблюдается относительно спокойное и равномерное протекание всех процессов развития отдельных органов и систем организма.

Учащиеся этого возраста могут практически выдерживать почти такие же по объему и продолжительности физические нагрузки, как и взрослые. Внимание старших школьников отличается устойчивостью.

Они могут одновременно воспринимать сложные действия, состоящие из нескольких компонентов. У них повышается интерес к выполнению упражнений,

требующих силу и ловкость. Поэтом в комплексе общеразвивающих упражнений должны иметь место комбинированные упражнения, представляющие определенную сложность при их овладении, требующие проявления определенных физических качеств.

Девушки старшего школьного возраста значительно прибавляют в весе. Сила

мышц отстает в развитии, и ее нужно систематически развивать. Особое внимание следует уделять укреплению мышц брюшного пресса. Общеразвивающие упражнения силовой направленности различаются по структуре и дифференцируются по дозировке.

(Материал взят из книги Общеразвивающие упражнения в школе, Селезнев А. И. Селезнев В. А.)