Вольные упражнения - совершенствование системы подготовки гимнасток

Современные вольные упражнения, которые всегда входили в программу соревнований гимнасток, - это набор различных по трудности элементов акробатики (преимущественно прыжкового характера), хореографии, танца, связанных в единую композицию, выполняемых на гимнастическом ковре, под музыкальное сопровождение в ограниченный промежуток времени.

При проведении учебно-тренировочного процесса необходимо учитывать следующие особенности вольных упражнений:

  1. Вид многоборья, требующий к себе наибольшего внимания и затрат времени, отводимого в общей системе подготовки гимнасток при составлении и тренировке.
  2. Наличие музыкального сопровождения и проблем, связанных с его подбором и компоновкой.
  3. Необходимость проявления артистичности, культуры движений.
  4. Наличие внешних данных и музыкального слуха.
  5. Привлечение специалистов по акробатике, хореографии, пианиста, а в идеале – тренера-акробата-хореографа, имеющего знания по музыкальной грамоте.
  6. Владение техникой не только акробатических, но и гимнастических, хореографических и танцевальных элементов.
  7. Наличие наиболее сложных элементов из всех структурных групп (использование самых сложных элементов и связок из них).
  8. Ограниченность площади ковра для выполнения упражнений.
  9. Ограничение времени выступления на этом виде многоборья.
  10. Наличие структуры: вступления, кульминации, финала.
  11. Возможность компенсации одних качеств и видов подготовленности за счет других. (Вольные упражнения, как никакой другой вид многоборья, позволяет показать наиболее сильные стороны подготовленности гимнастки и скрыть более слабые, учитывая ее индивидуальные особенности, и благодаря грамотной постановке композиции).

При составлении и тренировке вольных упражнений необходимо помнить о трех компонентах исполнительского мастерства: трудности, композиции и исполнении.

Трудность упражнений постоянно возрастает, и будет возрастать. Необходимо в вольные упражнения включать не просто сложные, но и редко исполняемые, оригинальные элементы и соединения, причем как акробатические, так и гимнастические (прыжки, повороты).

Важно также то, как элементы чередуются между собой, как они соединены в единое целое, определяемое термином «композиция». Отбор элементов и распределение их в комбинации определяется рядом факторов. Среди которых: уровень подготовленности гимнастки, разрядные и судейские требования, тактика распределения сил в комбинации, надежность элементов и соединений и другие; и, хотя акробатика имеет первостепенное значение в вольных упражнениях, а также во многом определяет их качество, основную эмоциональную окраску всей композиции придают связующие элементы, позволяющие добиться единства движений с музыкой, органичности композиции и раскрыть индивидуальные способности гимнастки. Для того чтобы вольные упражнения имели успех, при всей своей сложности они должны сохранять оригинальность композиции и отражать особенности каждой гимнастки. Музыкальная содержательная композиция должна быть посвящена какой-либо теме, выражать определенное эмоциональное состояние (радость, тоску, скорбь, ужас, любовь и т.п.). Она должна строиться по всем законам драматургии, то есть иметь введение в действие, начало действия, развитие, кульминацию, развязку.

Исполнительское мастерство подразумевает не только технически грамотно выполненные элементы и соединения, но и наличие определенного стиля, культуры движений, проявление индивидуальности. Большой удельный при этом приобретает такой фактор как артистизм, особенно один из его критериев – выразительность. Выразительное исполнение вольных упражнений должно включать в себя не только умение выражать движениями какие-либо чувства, переживания, связанные с музыкой, но и мимику.

Непосредственно с выразительностью связан стиль исполнения. Наличие сформировавшегося стиля - признак мастерства. Он должен быть собственным, максимально соответствовать личности, выразительным данным самой исполнительницы и раскрывать потенциально заложенные в гимнастке позитивные свойства.

Помимо чисто биомеханической природы движений в гимнастике и в других, родственных ей, видах спорта очень существенна их эстетическая сторона, что указывает на необходимость учета эстетического критерия при подборе музыки, элементов и составлении упражнений.

Поскольку вольные упражнения являются синтезом музыки и движения, выбор музыкального произведения для них чрезвычайно важен. Различное звучание музыки вызывает соответствующие эмоции и переживания. Для гимнастки понимание музыки имеет большое значение, но главное - ее умение должно состоять в том, чтобы грамотно выразить музыкальное восприятие движениями. Эту способность можно развивать на уроках хореографии и музыкально-ритмического воспитания.

Получение максимально высокой оценки за выступление на соревнованиях во многом зависит от уровня всех видов подготовленности. Ведущим, безусловно, является фактор технической подготовки в видах многоборья.

Для составления вольных упражнений, отвечающих запросам практики, необходимо было выявить существующие на сегодняшний день недостатки. Для этого был проведен анализ видеозаписей комбинаций гимнасток, выступивших на чемпионатах Санкт-Петербурга, чемпионатах и первенствах России, чемпионатах Европы, мира, Олимпийских играх (всего 256 комбинаций), а также опрос 18 судей международной категории. Результаты исследования показали, что все респонденты обратили внимание на то, что успех выступления на вольных упражнениях зависит от двух составляющих: от того, как составлена композиция и как она исполнена. При этом были выделены следующие недостатки, наличие которых подтверждают также результаты анализа видеозаписей:

  1. Недостатки, касающиеся составления вольных упражнений (зависят, главным образом, от постановщика):
    • отсутствие темы, идеи, образа, сюжета вольных упражнений;
    • неудачный подбор музыкального сопровождения (неудачная компоновка частей; плохая запись фонограммы; несоответствие музыки индивидуальным особенностям гимнастки; незаконченность музыкального этюда, где музыка выключается с последним движением гимнастки, то есть в любой момент по окончании гимнасткой упражнения);
    • несбалансированный набор трудности (в основном, за счет акробатических элементов), то есть «акробатизация» упражнений;
    • отсутствие элементов некоторых структурных групп;
    • выполнение одинаковых по форме элементов из одной структурной группы;
    • несовпадение движений с музыкой
    • отсутствие нестандартных (оригинальных) элементов и связок, художественных находок.
  2. Недостатки, касающиеся исполнения вольных упражнений (зависят, в основном, от гимнастки):
    • отсутствие артистизма, проявляющееся главным образом в низкой эмоциональности исполнения и выразительности движений;
    • низкий уровень развития красоты, культуры движений и хореографической подготовленности;
    • наличие пауз отдыха перед выполнением акробатических соединений; отсутствие умения скрыть негативные эмоции;
    • выполнение “отскоков” после акробатических соединений в одинаковую позу (выпад вперед, руки вверх-наружу).

Составлять и совершенствовать вольные упражнения нужно таким образом, чтобы в них отсутствовали указанные недостатки, наблюдающиеся на данном этапе их развития.

Постановка и совершенствование произвольных соревновательных программ – это длительный и трудоемкий процесс, требующий от тренерахореографа большого арсенала общеизвестных профессионально-значимых знаний, умений и навыков, а также:

  1. Теоретических сведений, среди которых:
    • законы перемещения по площадке, наиболее выгодные ракурсы для просмотра элементов;
    • способы подбора и компоновки музыкального сопровождения;
    • элементы музыкальной грамоты (музыкальная форма, метр, ритм);
    • содержание и характер музыки;
    • музыкальные стили и жанры.
    • артистические способности и способы их развития;
    • музыкальные способности и способы их развития;
    • уровень развития культуры движений и методика ее развития;
    • ценическое искусство (мимика, жесты, пластика, стилистика).
  2. Практических умений и навыков, среди которых:
    • владение элементами классической хореографии;
    • владение элементами всех групп танцев;
    • владение простейшими элементами художественной гимнастики;

Кроме этого, тренер-постановщик должен обладать музыкальными способностями и культурой движений.

Весь процесс составления композиций вольных упражнений можно разделить на несколько этапов:

  1. Предварительный – в котором на основе изучения индивидуальных особенностей и уровня подготовленности гимнастки, подбирается и компонуется музыкальная фонограмма, а также разрабатываются и отбираются основные элементы и движения в соответствии с правилами соревнований.
  2. Распределительный – здесь подобранные элементы распределяются по частям, темам, фразам. С целью соблюдения всех требований правил соревнований, целесообразно использовать технологическую карту. На технологической карте отображаются:
    • пространственная схема перемещения гимнастки по площади ковра, с указанием выполняемых ею элементов символами;
    • стоимость требований к группам элементов;
    • наличие специальных требований;
    • предполагаемые надбавки за соединения и сбавки за композицию.
  3. Постановочный – в нем осуществляется составление композиции по музыке от первой музыкальной фразы до последней.
  4. Совершенствования – внесение корректив и доведение композиции до совершенства.

Подводя итог вышеизложенному необходимо отметить, что вольные упражнения являются видом многоборья, требующим наибольшего количества времени для постановки и совершенствования, а также привлечения большего количества специалистов (тренер, специалист по акробатике, хореографии, пианист) по сравнению с другими видами. Для составления вольных упражнений, соответствующих запросам практики, нужно постоянно осуществлять анализ их содержания и композиций, выделять их достоинства, недостатки и в процессе постановки и совершенствования композиций гимнасток учитывать полученную в результате исследования информацию.