Развитие гимнастики в дореволюционной России

Элементы гимнастики в быту народов России, как и у других народов, существовали с древнейших времен. В праздничные дни народ развлекали скоморохи, которые ходили на руках «колесом», выполняли сложные прыжки и другие упражнения. У некоторых народов России, особенно в Средней Азии, большое распространение получили выступления канатоходцев. У некоторых кавказских народов применялись упражнения с небольшими тяжестями, напоминавшими гимнастические гири, и другие гимнастические упражнения для разминки перед борьбой. Почти всем народам было знакомо искусство вольтижировки на коне, требовавшее специальной подготовки.

Более или менее организованно гимнастические упражнения в гигиенических и прикладных целях стали применяться в России с XVIII века. Известны указания на занятия гимнастическими упражнениями учащихся морских учебных заведений начала XVIII века.

Во второй половине XVIII века А. В. Суворов ввел утренние военно-гимнастические упражнения в Суздальском полку. Он опирал их в известном «Полковом учреждении». В начале XIX столетия гимнастические упражнения исполнялись в некоторых гвардейских полках.

В первой половине XIX века в России были изданы первые руководства по гимнастике. В 1834 году вышли руководства по гимнастике для юношей и для девиц. В 1841 году вышла книга «Нечто о гимнастике», где говорилось о пользе гимнастических упражнений и о том, как ими заниматься. В некоторых дворянских учебных заведениях России, в частности в гимназиях и лицеях, гимнастика как необязательный предмет была введена еще в начале XIX века (1804 г.), однако в уставе говорилось, что она «. ни в коем случае не должна иметь другого вида, кроме забавы и отдохновения».

В первой четверти XIX века интерес к гимнастике как средству развития физических сил и укрепления здоровья возрос настолько, что в России стали появляться частные гимнастические учреждения, в которых за известную плату можно было заниматься гимнастическими упражнениями под руководством иностранных специалистов. Некоторые из них старались работать добросовестно, однако большинство руководителей интересовалось только заработком и их преподавание большой пользы не приносило.

С 1826 года, после подавления восстания декабристов, царское правительство начало постепенно вводить гимнастику в кадетские корпуса за счет других, главным образом общеобразовательных предметов. Николай I считал, что главной причиной того, что часть русских офицеров выступила в 1825 году против самодержавия, является «излишнее общее образование». Введение в дворянские учебные заведения гимнастики имело целью улучшить строевую подготовку учащихся и переключить их интересы в область совершенствования своих физических сил.

Что же собой представляла эта гимнастика? В основном это была компиляция западноевропейских гимнастических систем. Преподавались гимнастические упражнения системы Амороса, а также упражнения на снарядах. Позднее стали вводиться упражнения шведской гимнастики.

Из гимнастических снарядов широко были распространены лестницы наклонные и вертикальные, шесты висячие, мачты вертикальные и наклонные, в том числе мачты с перекладинами, канаты, гимнастические стенки с рейками (вроде современных), брусья, трапеции, а позднее перекладина и гимнастический конь. Кроме того, сооружались искусственные рвы, площадки для прыжков в глубину, для военно-прикладных упражнений.

В программу обучения входило также множество подготовительных упражнений для рук, туловища, ног, разные виды ходьбы, бега и прыжков. Так, в программу гимнастических упражнений для военно-учебных заведений, составленную в 1835 году шведом де-Паули, входило 5 упражнений для головы, 30 для рук, 15 для туловища, 72 для ног, 10 видов бега, 24 вида прыжков и другие упражнения.

Урок строился по произвольной схеме без всякого обоснования.

Так, например, в специальной таблице для военных учебных заведений уроки строились следующим образом:

1-й урок – упражнения для головы, упражнения для ног, прыжки, ходьба, упражнения для рук, для туловища.

2-й урок – упражнения для ног, прыжки, упражнения для рук, упражнения для туловища.

3-й урок – прыжки, упражнения для ног, упражнения для рук, упражнения для туловища и т. д.

Такое проведение гимнастики не достигало своей цели. Квалифицированных преподавателей в России не было. Некоторые должностные лица в 30 – 40-х годах XIX века выступали с предложениями открыть специальный институт для подготовки таких преподавателей. Однако до середины XIX века царское правительство серьезного значения гимнастике не придавало. Лишь после Крымской войны (1853 – 1856 гг.) гимнастика вводится как обязательный предмет обучения солдат, а немного позднее и в мужских учебных заведениях.

В конце 1855 года гимнастика была введена в гвардейском и гренадерском корпусах, а затем во всех воинских частях. В гимнастику включили вольные и военно-прикладные упражнения. Руководителей готовили из солдат и солдатских детей (кантонистов), которые могли лишь показать, как выполняется упражнение и, конечно, не владели методикой обучения. Передовая часть русского офицерства, объединяемая журналами «Военный сборник» (этот журнал в 1858 г. редактировал Н. Г. Чернышевский), и «Друг здоровья», выступила в печати с требованиями больше уделять внимания методике обучения солдат гимнастике.

До 1859 года основным пособием для инструкторов гимнастики были поурочные таблицы, т. е. рисунки гимнастических упражнений. В 1859 году были изданы правила по обучению гимнастике в войсках. Все упражнения по этим правилам разделялись на три группы: вольные упражнения, бег разных видов и военно-прикладные упражнения. В качестве снарядов для военно-прикладных упражнений применялись наклонная лестница, площадка для вбегания на крутизну, горизонтальное бревно, канаты, шесты, параллельные брусья и гимнастический конь.

Позднее в русской военной гимнастике стало заметным тяготение к гимнастическим снарядам, применяемым в немецкой гимнастике, что встретило противодействие со стороны многих военных. Так, в защиту военно-полевой гимнастики выступал в своих сочинениях генерал Драгомиров.

В военном флоте предусматривались занятия приблизительно такими же упражнениями, как и в армии, с некоторым тяготением к военно-морским прикладным упражнениям. В специальном наставлении для флота большое внимание уделялось методике. Предлагалось проводить занятия живо, интересно, не переутомляя матросов, применяя элемент соревнований. На 10 человек занимающихся полагалось иметь одного помощника учителя из числа матросов, Окончивших специальные курсы или имеющих практический опыт.