ГИМНАСТИКА В НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

В АНТИЧНОМ ОБЩЕСТВЕ И В СРЕДНИЕ ВЕКА

Термин «гимнастика» впервые появляется у древних греков в период расцвета древнегреческой культуры в VIIIв. до и. э. Са­мо слово «гимнастика» происходит от греческого «гимнос» — об­наженный; древние греки выполняли физические упражнения обнаженными. Они применяли весьма разнообразные физические упражнения: бег, прыжки, кулачный бой, плавание, борьбу, ме­тание, упражнения со снарядами, с палками, мячами, прыжки со скакалкой, упражнения на деревянном коне и др. В дальней­шем в школе верховой езды римские воины изучали сложные при­емы верховой езды на деревянном коне. Определенная часть уп­ражнений военно-прикладного характера послужила фундамен­том, на базе которого позже развивались упражнения на коне. Римляне также применяли деревянные лестницы и другие соору­жения, с помощью которых учились преодолевать препятствия и штурмовать укрепления.

В средние века господствующие классы отвергали античную культуру. Занятия гимнастикой стали носить узкий практичес­кий характер: готовить рыцарей, которые стремились лишь к развитию грубой физической силы. Все это привело к тому, что первоначальное значение гимнастики — быть «здоровым», силь­ным и крепким — было предано полному забвению. В раннем средневековье христианство учило заботиться только о спасении души, тело предлагалось подавлять как пристанище дьявола.

Первые попытки гуманистов (Виторио да Фельтре и др.) воз­родить значение гимнастики как средства всестороннего разви­тия человека и ввести ее в учебные заведения не имели успеха. Однако в XV столетии, благодаря изучению античной культуры, снова стали возникать идеи, утверждавшие физическое воспита­ние наряду с умственным. Представители позднего гуманизма (Филельфо, Миркуриалис), отбрасывая принцип религиозно-схо­ластического воспитания и образования, указывали, что гимнасти­ка должна содействовать всестороннему воспитанию человека.

Иероним Меркуриалис в своем труде «Об искусстве гимнас­тики» подробно описал все виды упражнений того времени, сис­тематизировал их и разделил гимнастику на три вида: военную, лечебную и атлетическую. Как врач по специальности, Мерку­риалис особое значение придавал лечебной гимнастике, так как она укрепляет здоровье человека. Военную гимнастику он ста­вил на второе место по ценности, а третий вид, атлетическую, на­зывал порочной, подвергал критике. Миркуриалис считался од­ним из первых теоретиков оздоровительно-гигиенического нап­равления в гимнастике. В те же времена развивалось и другое— атлетическое направление, целью которого было развитие силы и ловкости с помощью овладения сложной техникой движений на коне, а также акробатических упражнений. В 1599 году известный французский акробат А. Туккаро опубликовал первое руко­водство по акробатике под названием «Три диалога об упражне­ниях в прыжках и вольтижировке в воздухе». Акробатика поль­зовалась большой популярностью. На городских и деревенских праздниках часто выступали акробаты, канатоходцы, прыгуны. Иногда эти выступления носили соревновательный характер. На одной из гравюр того времени изображена пирамида в шесть эта­жей, построенная из 18 человек. Профессиональная акробатика, широко распространенная в то время, оказала большое влияние на развитие гимнастики.

В период перехода от феодализма к капитализму многие про­грессивные философы и педагоги предлагали ввести новую сис­тему всестороннего воспитания молодежи с тем, чтобы новое по­коление окончательно освободилось от влияния старых феодаль­ных традиций и догм.

В то время значительное влияние на развитие гимнастики ока­зали идеи передовых представителей буржуазии. Педагог, фило­соф Ян Амос Каменский (1592-1670) в своем труде «Великая ди­дактика» изложил систему обучения, которая также касалась закономерностей связи умственного воспитания с физическим. Созданные им дидактические принципы до сих пор не утратили своего значения и лежат в основе этапов усвоения гимнастичес­ких упражнений, которыми пользуются в современной школе.

Жан-Жак Руссо (1712-1778) свои педагогические воззрения изложил в труде «Эмиль, или О воспитании». Руссо рекомендо­вал пользоваться гимнастическими упражнениями в широком диапазоне: для развития органов чувств, управления движения­ми, соизмерения своих сил, умения бегать, прыгать, метать, пла­вать, выполнять упражнения и преодолевать препятствия в ес­тественных условиях природы. Он призывал использовать силы природы для закаливания, всестороннего физического развития и совершенствования всего организма.

Известное значение для развития гимнастики имели взгляды Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827). Он считал, что фи­зическое воспитание должно начинаться в семье с самого ранне­го детства, где родители, помогая младенцу сначала стоять, а за­тем делать первые шаги, осуществляют тем самым «естественную домашнюю гимнастику». Он говорит, что очень важно развивать силы и способности, заложенные в ребенке от природы. На этой основе Песталоцци предлагал ввести в школе «Элементарную гимнастику», выполняемую ребенком в бытовой обстановке и в процессе его трудовой деятельности. Особая роль Песталоцци в развитии гимнастики состоит в том, что он разработал метод расчленения сложных движений на составные элементы и их раз­личные сочетания.

Взгляды Руссо, Песталоцци и других прогрессивных мысли­телей того времени были подхвачены в ряды западных стран бур­жуазной интеллигенцией, которая начала создавать свои систе­мы физического воспитания человека.

Создание национальных систем гимнастики относится к на­чалу XIX в. что обусловлено было общественными запросами. Способы, ведения борьбы требовали одновременности действий, четкого выполнения команд, перестроений на поле боя и т. п. Пе­дагогам и врачам того времени гимнастика представлялась един­ственно правильным методом физического воспитания молодежи.

В первой половине XIX в. наметились три направления в раз­витии гимнастики:

гигиеническое (гимнастика рассматривалась как средство ук­репления здоровья и развития физических сил человека);

Атлетическое (гимнастика расценивалась как средство раз­вития двигательных возможностей человека путем применения сложных упражнений, в том числе на гимнастических снарядах);

прикладное (гимнастика использовалась как средство обуче­ния солдат преодолению различных препятствий, встречающих­ся на войне).

Конец XVIII — начало XIX века характеризуется увеличени­ем системотворчеством во всех отраслях знаний — природоведе­нии, философии, правоведении, политике. Поэтому нет ничего странного в том, что филонтрописты Фит (1763-1836) и Гуте Мутс (1759-1839) стремились к созданию, стройной законченной систе­мы гимнастики. В-общем эта попытка им удалась, если учиты­вать условия той эпохи. Никто еще до них не собирал такого большого и разнообразного материала по физическому воспита­нию, никто не смог так тщательно его систематизировать.

Из двух названных филонтропистов наибольший успех выпал на долю. Гутс-Мутса. Это в значительной степени объясняется его некоторыми субъективными качествами — практицизмом, близостью к реальной жизни, способностью легко ориентировать­ся в окружающей общественной среде и быстро откликаться на ее запросы. Книга Гуте Мутса «Гимнастика для юношества» (Шпепфенталь, 1793) выдержала несколько изданий и нашла рас­пространение не только в Германии, но и за ее рубежом.

Фит был склонен к отвлеченному мышлению, к философским обобщениям. Его «Опыт энциклопедии физических упражнений» (Берлин, 1795) стал достижением лишь небольшого круга чита­телей-интеллигентов,

Гутс-Мутс и Фит были бы забыты даже современниками, ес­ли бы первые годы XIX века не всколыхнула буря наполеоновс­ких войн. Для борьбы с Наполеоном, провозгласившим себя им­ператором Франций, нужна была здоровая, сильная и крепкая молодежь. Возникла потребность в гимнастике. Почву для ново­го расцвета гимнастики к этому времени успели подготовить фи-лантрописты.

Система Гутс-Мутса дала две ветви. Одна из них укрепилась на немецкой земле и развивалась здесь в так называемый турнен, создателем которого считают Фридриха Людвига Яна (1778-1852). Система Яна была расчитана преимущественно на немец­кую университетскую молодежь.

Другая ветвь системы Гутс-Мутса пересекла границы Герма­нии, проникла в Данию и оттуда попала в Швецию, где Пер Ген­рих Динг (1776-1839) трансформировал ее в своеобразную по форме и содержанию гимнастическую систему. Она и поныне из­вестна во всем мире под названием «шведская гимнастика».

Немецкая система гимнастики складывалась в период окку­пации Пруссии войсками Наполеона. Основателем этой системы был Ф. Ян (1778-1852). Он стремился использовать гимнастику для военной подготовки молодежи в целях освобождения страны от оккупации. Основу системы составляли упражнения на ска-рядах и военные игры, так как они, по мнению.Яна, лучше раз­вивали физические силы и укрепляли волю человека. Он назвал свою гимнастику «турнкунст» (искусство изворотливости), а учеников — турнерами. Позднее немецкую гимнастику стали называть «турнен».

Шведская система гимнастики возникла вслед за немецкой гимнастикой. В ней удачно разработано было гигиеническое нап­равление. П. Линг (1776-1839) начал изучать гимнастику в Да­нии в первой половине XIX в. Дания была тогда одной из первых стран Западной Европы по распространению гимнастики. В 1813 году по инициативе П. Линга в Стокгольме был открыт специаль­ный институт. Там П. Линг применял свои методы и средства фи­зического воспитания. Он считал, что нужно использовать такие упражнения, которые укрепляют и развивают тело человека. Пе­дагогическое значение гимнастики он не учитывал.

Его сын Р. Линг (1820-1886) продолжал дело начатое отцом, разработал схему урока, систематизировал упражнения, ввел специальные снаряды и выдвинул ряд методических положений. Упражнения классифицировались по анатомическому признаку. Основой их были симметричность, прямолинейность и напряженность. Точному положению частей тела придавалось большое значение.

Урок шведской гимнастики строился по схеме, состоящей из 16 частей, следовавших в строгом порядке одна за другой. Она связывала инициативу преподавателя, хотя многим казалось на­учно обоснованной, что явилось причиной большой популярнос­ти шведской гимнастики и ее распространения во многих стра­нах, в том числе в России.

Французская система гимнастики, имевшая в основном воен­но-прикладную направленность, формировалась почти одновре­менно со шведской. Создателем гимнастической системы во Франции был Аморос (1770-1848). Он был знаком с системой во­енно-физической подготовки А. В. Суворова и использовал ее при создании своей системы. Лучшими он считал такие упражнения, которые помогают приобрести навыки, необходимые в жизни и военных условиях — ходьба и бег на местности с препятствиями, всевозможные прыжки в снаряжении, переноска груза или «ра­неного», плавание и ныряние, борьба, метание, стрельба, фехто­вание и вольтижировка. Применялись снаряды, которые следо­вало преодолевать с наибольшей скоростью и экономией сил (лестница, канаты, шесты, заборы).

Проводя урок, Аморос не придерживался определенной схе­мы. Он установил лишь общие принципы: упражнения должны быть доступны занимающимся и по возможности просты; про­водить их надо последовательно, от легких к трудным, от прос­тых к сложным; на занятиях учитывались индивидуальные осо­бенности учеников. Были указания на то, что действие одного и того же упражнения можно усилить или ослабить, изменяя ско­рость, направление и амплитуду движений. Иногда упражнения исполнялись под военные песни, что содействовало развитию ды­хания и возбуждало патриотические чувства. Это была первая по­пытка введения своеобразного музыкального сопровождения на занятиях. Упражнения французской системы гимнастики исполь­зовались в русской армии.

Сокольская система гимнастики возникла в середине XIX в. в связи национально-освободительной борьбой славянских народов находящихся в составе Австро-Венгрии.В Чехии возникло «сокольское движение» и стала создаваться сокольская система гим­настики. Ее основателем был профессор эстетики и Истории ис­кусств Пражского университета М. Тырш (1832-1884) — пред­ставитель патриотически настроенной либеральной буржуазии. стремившейся к освобождению своей родины из под австрийско­го гнета. Тырш был знаком со всеми системами гимнастики первой половины XIX в. но ни одну из них не считал пригодной для организации в Чехии массового гимнастического движения в це­лях подготовки парода страны к национально-освободительной. борьбе.

Сокольская гимнастика по своему содержанию была близка к немецкой, но имела свои особенности. Тырш стремился придать всем положениям и движениям такую форму, которая вызывала бы у исполнителей и зрителей эмоциональный подъем, чувство радости и эстетическое наслаждение. Основу этой системы сос­тавляли упражнения на гимнастических снарядах, упражнения с предметами и без них, пирамиды, упражнения с элементами фех­тования, бокса, борьбы.

Урок Сокольской гимнастики состоял из трех частей: В первой (подготовительной) части выполнялись порядковые упражнения, общие вольные или упражнения с предметами (пал­кой, гантелями и др.).

Во второй (основной) части выполнялись упражнения на сна­рядах, прыжки, боевые упражнения и др.

В третьей (заключительной) части обычно применялись ходь­ба, умеренный бег, игры.

Занятия в единообразных костюмах, под музыкальное соп­ровождение, четкость выполнения упражнений, организация соревнований и массовых выступлений обеспечила успех сокольской гимнастики во многих странах. Она явилась основой совре­менной спортивной гимнастики.

Указанные системы имели классовый характер и националь­ные традиции. Отрицательным было то, что они односторонни, их авторы не понимали педагогического значения гимнастики, им характерен империзм.

Элементы гимнастики в быту народов России, как и других народов, населявших нашу страну, существовали издавна. Празд­ничные развлечения включали выступления скоморохов, акро­батов. В Средней Азии большой популярностью пользовались канатоходцы. У некоторых народов Кавказа использовались уп­ражнения с большими тяжестями, служившими средствами раз­минки перед борьбой. Почти у всех народов были в почете вер­ховая езда и вольтижировка. Развитию гимнастики в значитель­ной степени способствовало стремление известных полководцев повысить уровень физической подготовки русской армии. Осно­вы физической подготовки войск были заложены при Петре I. В гвардейских полках созданных Петром I, применялись различ­ные физические упражнения с целью обучения солдат преодоле­нию препятствий и другим военным навыкам и умениям. По указу Петра 1 гимнастика была введена в военно-морских учебных заведениях. Много внимания совершенствованию системы фи­зической подготовки русской армии уделяли выдающиеся рус­ские полководцы А. Румянцев, А. Суворов, адмирал Ф. Ушаков и др.

А. В. Суворов (1730-1800) создал свою систему военно-физи­ческой подготовки, в основу которой были положены военно-по­левая гимнастика, утренняя гимнастика, закаливание. Приме­нялись с этой целью бег, преодоление препятствий, переноска предметов, штыковой бой. Традиции А. В. Суворова продолжил М. И. Кутузов.

Большая заслуга в разработке основ физической подготовки в русской армии принадлежит М. И. Драгомирову (1830-1915). Он существенно дополнил суворовскую систему обучения войск, определил задачи физической подготовки для различных родов войск, разработал методику занятий гимнастикой в армии.