Гимнастическим упражнениям

Последовательность и характер действий при обучении

Процесс обучения гимнастическому упражнению складывается из последовательных действий преподавателя и ученика, которые определяются характером задач и условиями изучения движения на каждом этапе обучения.

1. В начале обучения преподаватель должен определить готовность ученика к освоению нового упражнения. Для этого он:

· Учитывает двигательный опыт и индивидуальные особенности, которые проявлял ученик в процессе изучения упражнений;

· Наблюдает за поведением ученика, беседует с ним, оценивая его текущее состояние и настроение;

· Изучает данные медицинских наблюдений для представления о возможностях функциональных систем ученика;

· Подбирает контрольные задания для оценки одной из сторон подготовленности ученика (двигательной, физической или др.) или дает задание на повторение уже известных упражнений, сходных с новым.

2. На основании данных об ученике и знаний нового упражнения преподаватель составляет план, подбирает методы и приемы обучения.

3. Преподаватель знакомит ученика с новым движением. С этого начинается непосредственный контакт преподавателя и ученика в целях формирования двигательного навыка.

Для этого преподаватель:

· Формирует общую задачу предстоящего обучения;

· Определяет требования, которые предъявляются к ученику;

· Отмечает из арсенала известных движений сходные с новым;

· Указывает слабые и сильные стороны ученика;

· Намечает план освоения упражнения.

4. Следующие действия преподавателя и ученика направлены на создание представления об основах техники изучаемого упражнения с помощью соответствующих приемов обучения:

· Показа;

· Объяснения;

· Конструирования движения на моделях и др.

Такая подготовительная работа преподавателя и ученика создает базу для дальнейшего практического выполнения двигательных заданий.

5. Затем преподаватель предлагает ученику выполнить упражнение:

· Проимитировать движение или отдельное положение;

· Выполнить его медленно с проводкой для выделения отдельных фаз движения;

· Воспроизвести движение в максимально облегченных условиях, например, на тренажере.

6. В процессе выполнения упражнения учеником преподаватель должен:

· Следить за выполнением движений;

· Оказывать помощь, используя различные способы и приемы;

· Анализировать результаты выполнения задания;

· Корректировать действия ученика в случае необходимости по ходу выполнения или, давая установку на следующее задание.

Основной задачей в этот период является своевременное исправление ошибок, которые появляются при выполнении движения.

Причинами их могут быть:

· Неточное представление о технике движения;

· Несоответствие двигательных ощущений и субъективной оценки собственных действий;

· Несоответствие сложности задания и возможностей ученика;

· Отрицательное воздействие уже освоенных упражнений на новое;

· Недостаточное проявление смелости и решительности при выполнении двигательных действий.

Для исправления ошибок используется все многообразие приемов обучения.

7. Для закрепления и совершенствования техники упражнения ученик продолжает самостоятельное выполнение движения под руководством преподавателя.

Предупреждение травм на занятиях гимнастикой

В занятиях гимнастикой применяются сложные двигательные действия, редко встречающиеся в жизненной и трудовой практике, что может быть причиной травмирования при выполнении этих сложных движений, особенно в процессе начального обучения.

К основным причинам травматизма относятся:

1. Несоблюдение правил организации и методики занятий;

2. Несвоевременная проверка оборудования и инвентаря;

3. Нарушение санитарно-гигиенических условий;

4. Отсутствие или несистематическое проведение врачебного контроля;

5. Недостаточная воспитательная работа с занимающимися.

В целях профилактики травматизма до занятий и соревнований необходимо:

1. Подготовить учебную документацию;

2. Проверить соответствие мест занятий санитарно-гигиеническим требованиям, исправность оборудования и инвентаря, соответствие спортивного костюма и обуви каждого занимающегося требованиям безопасности и гигиены;

3. Проверить наличие визы врача, разрешающего допуск к занятиям после перерыва, вызванного болезнью или другими причинами, а также допуск к соревнованиям.

Во время занятий следует:

1. Соблюдать все правила их организации;

2. Проверять перед началом занятий на каждом снаряде исправность креплений, расположение матов возле снарядов, качество магнезии, канифоли;

3. Использовать современные методы обучения, умело применять помощь и страховку.

Меры по предупреждению травм

Одна из распространенных причин травматизма - плохая организация занятий.

Преподавателю или тренеру рекомендуется:

1. Строго соблюдать расписание и план каждого занятия;

2. Воспитывать у занимающихся сознательную дисциплину, требовать от них выполнения всех указаний;

3. Обеспечивать постоянный контроль за действиями каждого из обучающихся, запрещать им самостоятельно переходить с одного вида многоборья на другой;

4. Правильно размещать занимающихся, обеспечивая хорошую видимость снарядов, мест отталкивания и приземления. Устанавливать снаряды с такими интервалами, чтобы избежать столкновений занимающихся.

Страховка и помощь

Страховка и помощь на занятиях гимнастикой позволяют не только успешно решать задачи овладения техникой гимнастических упражнений, но и избегать травм.

Под страховкой понимают готовность преподавателя своевременно оказать помощь исполнителю упражнения в случае неудачной попытки.

В отличие от страховки помощь предусматривает поддержку, подталкивание, "проводку" занимающегося по траектории исполняемого упражнения.

Страховка и помощь имеют немаловажное значение особенно при выполнении рискованных движений.

При освоении техники различных гимнастических упражнений физическая помощь способствует формированию у занимающихся четких двигательных представлений.

Основные разновидности помощи:

· "Проводка" по движению;

· Кратковременная помощь в наиболее трудной части движения;

· Поддержка в статических положениях.

При осуществлении "проводки" преподаватель должен приложить усилия, которые бы не подменяли действия самого ученика.

Кратковременная физическая помощь (подталкивание) оказывается по ходу исполнения отдельных фаз движения.

Поддержка осуществляется, когда занимающийся находится в исходных, промежуточных и конечных положениях.

По мере совершенствования техники исполнения упражнений степень помощи и поддержки уменьшается, а затем прекращается вообще.

В занятиях по гимнастике широко применяются пояса для страховки (лонжи), поролоновые маты и ямы с поролоном, а также другие технические средства.

Следует, однако, предостеречь от чрезмерного злоупотребления применением этих средств, так как это нередко лишает ученика уверенности.

Умелое и своевременное использование приемов помощи и страховки сокращает сроки обучения и помогает занимающимся преодолевать психологический барьер (страх).

При самостоятельном выполнении упражнения решающее значение приобретает самостраховка.

Преподаватель должен обучать учеников правилам самостраховки.

Для обеспечения надежной страховки преподаватель обязан:

1. Хорошо знать технику упражнения и в зависимости от обстановки правильно выбирать место для оказания страховки и помощи;

2. Умело использовать разновидности страховки, не мешая гимнасту выполнять упражнения;

3. Знать индивидуальные особенности учеников.

Обучение приемам страховки и помощи

Параллельно с освоением техники гимнастических упражнений занимающиеся должны изучать под руководством преподавателя приемы физической помощи и страховки. При этом нельзя забывать, что буквально каждое упражнение гимнастики имеет свои специфические особенности страховки, свои места безопасности, а также приемы самостраховки.

Врачебный контроль и самоконтроль как мера