Три гуны: саттва, раджас, тамас.

        Слово гуна в переводе с санскрита значит «качество». Также одним из значений этого слова является «веревка». Таким образом, понятие гуны относится к характеристикам того или иного объекта, которые связывают или сковывают этот объект, не позволяя ему полностью проявить свое предназначение.

Следует сразу заметить, что, поскольку в духовном мире все объекты в абсолютной степени проявляют свою изначальную природу, гуны являются атрибутом исключительно мира материального.

Также гуны - это одно из главных понятий в Аюрведе. описывающeе  основные качества Природы.

Раджас -  страсть, возбуждение, деятельная и побуждающая сила, нарушающая прежнее равновесие;

Тамас  -бездеятельная, тормозящая и негативная сила, которая тянет вниз к невежеству.

Эти качества необходимы для созидания всех вещей в материальном мире. Понятие Гун имеет довольно широкое значение, применимое к жизни во Вселенной и ко всем сторонам нашей материальной жизни. Любое явление в окружающем мире имеет свое преобладающее качество – Гуну, с небольшими вариациями. Мы можем рассортировать людей, животных, растения, еду, отношения на группы, подходящие по качествам к одной из Гун. Все три Гуны обязательно присутствуют вокруг нас, но в разных пропорциях. Эти пропорции изменяются от многих факторов, таких как погода, время года, время суток, диета, возраст и многих других. Гуна пищи переходит в организм и становится Гуной нашего состояния, Гуна физического окружения влияет на наше ментальное состояние.

Наше физическое тело состоит из 5-ти Элементов:

Воздух

Эфир

Вода

Огонь

Земля

а наш разум характеризуется 3-мя Гунами.

Саттва – знания, чистота, непорочность

Раджас – действие, страсть

Тамас – инерция, невежество

Гуны еще называют “Ментальными Дошами”, так как они описывают особенности и деятельность мозга человека и определяют его характер. Если человек спокоен, доброжелателен, терпимый ко многому – то он находится в состоянии Саттвы. Если же человек материалистичный, страстный, стихийный, алчный, использующий окружающих в своих целях, стремящийся к удовлетворению похоти – он находится в состоянии Раджаса. Состояние невежества, лени, равнодушия, лживости – это состояние Тамаса.

Человек, стремящийся жить в балансе, нуждается в балансе Саттвы, Раджаса и Тамаса. В разбалансированном состоянии Гун человек чувствует себя тревожно, возбужденно или угнетенно, что может привести к недомоганиям и в дальнейшем – к заболеваниям. Наше состояние очень зависит от нашего окружения – контактируем ли мы с чересчур активными, взвинченными до предела людьми, или сидим в медитационной позе и тихо размышляем. Несбалансированность приводит в стрессу, умственному и физическому. И это будет в дальнейшем вести к заболеваниям.

Далее приводятся признаки каждой из гун.

1. Саттва-гуна.

• Гуна благости, будучи чище других гун, просветляет живое существо.

• Совершая благочестивые действия в гуне благости, человек очищается.

• Гуна благости порождает истинное знание.

• Пища, которую предпочитают люди, находящиеся в гуне благости, увеличивает продолжительность жизни, очищает сознание, прибавляет сил, здоровья, приносит счастье и удовлетворение. Это сочная, маслянистая, здоровая пища. С точки зрения аюрведы молоко и молочные продукты, рис, пшеница, фрукты, овощи, одним словом, вегетарианская пища, - относится к гуне благости.

• Когда человек выполняет предписанные обязанности из чувства долга и освобождается от привязанности к плодам своего труда, его отрешенность относится к гуне благости.

• Знание, позволяющее человеку, несмотря на многообразие видов и форм живых существ, видеть их единую духовную природу, следует считать знанием в гуне благости.

• Упорядоченную деятельность, в основе которой нет привязанности, любви и ненависти или желания насладиться ее плодами, называют деятельностью в гуне благости.

• Тот, кто исполняет свой долг, не обращая внимания на гуны материальной природы и ложное эго, кто действует с великой решимостью и энтузиазмом, кто остается невозмутимым в успехе и неудаче, действует в гуне благости.

• Разум, способный определить, что следует и чего не следует делать, чего следует и чего не следует бояться, что порабощает и что ведет к освобождению, является разумом в гуне благости.

Решимость, которая непоколебима и делает человека целеустремленным в занятиях йогой, позволяя ему овладеть своим умом, потоками жизненного воздуха и чувствами, называется решимостью в гуне благости.

2. Раджа-гуна.

• Гуна страсти порождена бесконечными желаниями и алчностью, поэтому она связывает воплощенное живое существо узами материальной корыстной деятельности.

• Когда возрастает влияние гуны страсти, человек обнаруживает признаки сильной привязанности и погружается в зарабатывание денег, прилагает чрезмерные усилия для достижения своих целей и проявляет неуемное вожделение и ненасытную жажду наслаждений.

• Умирая в гуне страсти, человек рождается среди тех, кто занят корыстной деятельностью.

• Действия, совершенные в гуне страсти, приносят человеку страдания.

• Гуна страсти разжигает алчность.

• Чрезмерно горькая, кислая, соленая, пряная, острая, сухая и очень горячая пища нравится людям, находящимся в гуне страсти. Такая пища является источником горя, страданий и болезней.

• Аскеза, совершаемая из гордости, ради того, чтобы заслужить почет, уважение и вызвать благоговение у людей, является тапасьей в гуне страсти. Такая аскеза не может быть постоянной и длиться долго.

• Пожертвование, сделанное в расчете на вознаграждение, с желанием в будущем насладиться его плодами или же неохотно, считается пожертвованием в гуне страсти.

• Тот, кто отказывается выполнять свой долг из-за того, что это слишком обременительно, или из страха, отрекается от него под влиянием гуны страсти. Поступая так, он никогда не обретет подлинного плода отрешенности.

• Представления о том, что живое существо суть материальное тело и что с гибелью тела уничтожается и его сознание, называют знанием в гуне страсти. Тот, кто обладает им, считает, что материальные тела отличаются друг от друга по уровню развития сознания, и не признает существования души как источника сознания. Такие люди отождествляют тело с душой и отрицают существование души независимо от тела. Они утверждают, что сознание является временным, или же, отрицая существование индивидуальных душ, признают существование вездесущей, исполненной знания души, а тело считают временным проявлением невежества. Другие считают, что вне тела не существует ни индивидуальной, ни высшей души. Все эти представления порождены гуной страсти.

• Деятельность, требующая огромных усилий, направленная на исполнение собственных желаний и продиктованная ложным эго, называют деятельностью в гуне страсти.

• Если человек привязан к деятельности и к ее результатам, если он движим желанием насладиться плодами своего труда, если он жаден, злобен, нечист, подвержен радостям и печалям, о таком человеке говорят, что он находится под вилянием гуны страсти.

• Счастье, которое человек испытывает от соприкосновения чувств с их объектами, которое в начале кажется нектаром, а в конце становится подобным яду, именуют счастьем в гуне страсти.

3. Тама-гуна

• Оказавшись под преобладающим влиянием гуны невежества, человек погружается во тьму, делается сонным, утрачивает разум и становится жертвой иллюзии. Такие люди делают все как им заблагорассудится, без ориентиров и цели. Хотя они способны трудиться, они не любят прилагать усилия. Это называется иллюзией. Их сознание продолжает работать, но сами они проводят время в бездействии.

• Оставляя тело в гуне невежества, человек попадает в царство животных.

• Деятельность в гуне невежества лишает человека разума.

• Гуна невежества приводит к глупости, безумию и иллюзии.

• Пища, безвкусная, несвежая, протухшая, нечистая и состоящая из чужих объедков, нравится тем, кто находится в гуне тьмы.

• Аскеза, которую совершают по глупости, которая сопровождается самоистязанием или делается ради того, чтобы причинить вред или принести гибель другим, является тапасьей в гуне невежества.

• Пожертвование, совершенное в нечистом месте, в неурочное время, отданное недостойному человеку или сделанное без должного внимания и уважения, считается пожертвованием в гуне невежества.

• Решимость, которая не может избавить человека от сновидений, страха, скорби, подавленности и иллюзии – эта решимость, лишенная рассудительности, порождена гуной тьмы.

• Счастье, которое ослепляет человека, лишая его возможности постичь природу души, обманчивое в начале и в конце, порожденное сном, ленью и иллюзией, - такое счастье называют счастьем в гуне невежества.