Детский спорт и психология ребенка: советы родителям

Поведение ребенка определяет не только его стиль общения, но и жизненные предпочтения. В том числе и в детском спорте. Помогите малышу найти свое детское занятие, учитывая психологию ребенка и его поведенческую направленность. Комментирует детский психолог Екатерина Мосина.

Тип темперамента – важная характеристика психологических особенностей личности.

В юном возрасте темперамент только складывается, и у крохи не всегда ясно можно заметить черты, которые ярко выражены у взрослого. Определить тип темперамента крохи можно по особенностям поведения ребенка, мимики, по скорости реакции и общему уровню активности. Темпераменты в чистом виде практически не встречаются. Можно говорить лишь о преобладании основного типа темперамента – приблизительно на 60%.

С точки зрения науки, темперамент – это врожденное сочетание определенных эмоциональных реакций, состояние нервной системы, психики человека, его способность реагировать на те или иные события. Особенности работы центральной нервной системы даны человеку от природы. Еще И.П. Павлов выделил четыре типа нервной деятельности, которые дают четыре традиционных темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Исследования ведутся и сегодня – окончательный вывод относительно количества типов темперамента пока не сделан. Но в практике воспитания и обучения опора на традиционное представление о четырех типах темперамента бывает полезна.

Активный сангвиник

Гиперактивный ребенок: что делать? Движения и мимика малыша – живые, разнообразные, он эмоционален и впечатлителен. Быстро принимает условия игры, включается в ситуацию и так же быстро «выключается». По его лицу легко определить настроение, отношение к миру. Обладает высокой работоспособностью, может быстро сосредоточиться, играючи овладевает новыми навыками. Темп речи обычно высокий. Ребенок общительный, у него много друзей, он может придумать игру для всех, легко привыкает к новым условиям и требованиям, поэтому, как правило, с удовольствием посещает детский сад.

Советы родителям

Эмоциональные переживания малыша-сангвиника зачастую поверхностны, и он бывает малочувствителен к эмоциям других. Высокая подвижность мешает ему сосредоточиться на конкретном деле, он часто торопится, бывает несобранным. С этим недостатком помогут справиться планирование и постановка конкретных целей, разделение большой задачи на несколько малых, при решении которых требуются усидчивость и сосредоточенность. Если нет новых занятий, ребенку быстро становится скучно. Похвала и активное включение в игру – ключ к успеху маленького сангвиника!

Интерес к спорту

Чем раньше, тем лучше – этот принцип должен быть ведущим при приобщении детей к спорту, и тем безопасней для психологии ребенка. В этом случае возможна и некоторая «корректировка» темперамента.

Энергичный холерик

Как и сангвиник, этот активный ребенок, действует энергично. Движения его резкие и стремительные. Эмоции и переживания – сильные, ярко выраженные, импульсивные. Часто бывает несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Настроение меняется часто! Любит общение, но возможны конфликты со сверстниками. Устойчивость интересов и стремлений – высокая, он с упорством добивается поставленной цели, иногда даже бывает сложно переключить его внимание с одного вида деятельности на другой.

Советы родителям

Интерес к спорту

Активность, уравновешенность, подвижность нервных процессов, быстрота реакции и умение переключаться - именно от этих качеств зависит спортивная успешность

Упорный флегматик

Общий уровень активности малыша понижен, он трудно переключается с одной деятельности на другую, медлителен во всем: в движениях, мимике, речи. У него ровные, глубокие и устойчивые чувства и настроения. Флегматики – упорные труженики.

Советы родителям

Интерес к спорту

Не принято говорить о каких либо слабых или сильных сторонах темперамента. Нет «хороших» или «плохих» типов темперамента, но у каждого есть свои психологические особенности. Задача родителей и воспитателей – не пытаться переделать темперамент, а развивать положительные качества характера малыша, смягчая недостатки, которые начали проявляться в его поведении.