Закономерности спортивной тренировки

Принципы спортивной тренировки представляют собой наиболее важные педагогические правила рационального построения тренировочного процесса, в которых объединены научные данные и передовой практический опыт тренерской работы. К этим принципам относят: направленность к высшим достижениям, принцип углубленной специализации, принцип единства общей и специальной подготовки, принцип непрерывности тренировочного процесса, принцип постепенного и максимального увеличения нагрузки, принцип волнообразности динамики нагрузок, принцип цикличности тренировочного процесса.

Направленность к высшим достижениям.

В соответствии с этим принципом тренировка спортсмена должна строиться с учетом ближней и дальней перспективы. В перспективном плане необходимо определить максимальный для каждого спортсмена или команды спортивный результат. Каждому этапу подготовки соответствует свой «максимальный» результат.

Принцип углубленной спортивной специализации.

Спортсмен должен обладать разносторонней технико-тактической подготовленностью, чтобы уверенно действовать в любых ситуациях, и в то же время одна или немногие функции должны быть предметом его узкой специализации и выполняться на очень высоком уровне.

Принцип единства общей и специальной подготовки.

Для достижения высоких спортивных результатов необходима как специальная, так и общая (разносторонняя) подготовленность, которая иногда даже не входит в соревновательный потенциал, но без которой спортсмен не может успешно тренироваться. Например, если бег на 100 м требует работы максимальной мощности в течение нескольких секунд, когда утомление не наступает, то для выполнения тренировочной работы спринтер должен обладать не только скоростными способностями, но и выносливостью.

Принцип непрерывности тренировочного процесса.

Реализация данного принципа заключается в таком построении тренировки, при которых адаптация к тренировочным нагрузкам протекает без перерывов, т.е. воздействие каждой последующей нагрузки начинается на фоне следов предыдущей.

Принцип постепенного и максимального увеличения нагрузки.

При реализации данного принципа следует придерживаться следующих положений:

· Рост спортивных достижений происходит только при неуклонном постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок, как в отдельных тренировочных занятиях, так и за неделю, месяц, год и всю многолетнюю тренировку;

· Для того чтобы вызвать значительное увеличение функциональных возможностей спортсмена, необходимо в тренировку периодически включать максимальные нагрузки в соответствии с уровнем его тренированности, индивидуальными особенностями, спецификой избранного вида спорта, периода и этапа тренировочного процесса. Однако предельные нагрузки не могут использоваться постоянно, т.к. возможны переутомления, перетренированность, травмы;

· По мере роста тренированности спортсмена «максимум» нагрузки должен интенсивно возрастать, т.к. максимальная прежде нагрузка может быть самой обычной и перестанет стимулировать рост.

Принцип волнообразности динамики нагрузок.

Данный принцип основан на том, что из всех возможных видов изменения нагрузки во времени именно волнообразная динамика обеспечивает наибольший эффект спортивной тренировки. Другие варианты (например, линейное или ступенчатое возрастание) могут использоваться только в случае малых величин нагрузок относительно возможностей спортсмена, что не обеспечивает достаточной активизации адаптационных процессов. Попытка же длительное время использовать большие (предельные) нагрузки неизбежно приведет к отрицательным результатам. Следовательно, предельные тренировочные нагрузки обязательно должны своевременно снижаться и чередоваться с отдыхом. Такая динамика нагрузки (вначале повышение, а затем снижение) образует «волны», причем их продолжительность может иметь разную величину. Каждая «волна» общей динамики нагрузки при этом как бы раздваивается на «волну» динамики объема и на «волну» динамики интенсивности, не совпадающих друг с другом во времени.

Вначале происходит увеличение объема нагрузок: интенсивность растет в это время менее значительными темпами, затем, после некоторой стабилизации, объем начинает уменьшаться, интенсивность же возрастает.

Выделяют «волны» нескольких категорий:

· Малые, характеризующие динамику нагрузок в микроциклах тренировки;

· Средние, выражающие тенденцию динамики нагрузок в мезоциклах тренировки;

· Большие, характеризующие тенденцию динамики нагрузок в макроциклах тренировки.

Использование той или иной формы динамики нагрузок зависит от задач тренировки, возраста и квалификации спортсмена, спортивной специализации и т.д.

Принцип цикличности тренировочного процесса.

Этот принцип тесно связан с принципом волнообразности динамики нагрузок. Каждая волна нагрузки имеет две фазы: повышение, а затем снижение ее величины. Поэтому становится очевидным циклический характер спортивной тренировки.

В зависимости от масштабов времени, в пределах которой строится тренировочный процесс, различают:

· Микроциклы, их продолжительность от 3 до 7 дней;

· Мезоциклы. их продолжительность от 3 до 5 недель;

· Макроциклы. их продолжительность от 4 до 12 месяцев и более (например, годичные, полугодичные циклы).

Важно учитывать, что каждый последующий цикл не должен быть копией предыдущего, в него следует включать новые элементы, необходимые для решения вновь возникших задач. Например, микроцикл может отличаться от предыдущего увеличенной интенсивностью нагрузки, в очередном мезоцикле может предусматриваться перемещение акцента с общей на специальную физическую подготовку или с физической на техническую подготовку.

Спортивная тренировка в детском и юношеском возрасте.

Особенности спортивной тренировки детей.

1. Разносторонняя физическая подготовка.

2. Удельный вес обучения должен быть большим, чем у взрослых.

3. Необходима строгая дозировка физических и психических нагрузок.

4. Недопустима установка на достижение максимальных спортивных результатов в кратчайшие сроки.

5. Необходимо учитывать особенности школьного учебного процесса и все соревнования проводить в каникулярное время или в выходные дни.

6. Строго соблюдать возрастные ограничения при допуске к соревнованиям.

7. Число соревнований должно быть ограничено.

Особенности многолетней тренировки юных спортсменов.

Многолетняя подготовка юных спортсменов включает четыре этапа, каждый из которых требует решения определенных задач.

Этап предварительной подготовки охватывает младший школьный возраст и переходит в следующий этап с началом спортивной специализации. На этом этапе в тренировочных занятиях решаются следующие задачи:

1. Формирование устойчивого интереса к занятиям спортом.

2. Освоение занимающимися доступных знаний в области физической культуры и спорта.

3. Содействие гармоничному формированию растущего организма, укреплению здоровья, всестороннему воспитанию физических качеств, преимущественно скоростных, скоростно-силовых способностей, общей выносливости.

Подготовка детей характеризуется разнообразием средств, методов и организационных форм, широким использованием элементов различных видов спорта, подвижных и спортивных игр. Игровой метод помогает эмоционально и непринужденно выполнять упражнения, поддерживать интерес у детей при повторении учебных заданий. На этом этапе не должны проводиться тренировочные занятия с большими физическими и психическими нагрузками, предполагающими применение однообразного, монотонного учебного материала. Этап длится не менее двух лет.

Этап начальной спортивной специализации.

Основными задачами на этом этапе являются обеспечение всесторонней физической подготовленности занимающихся, дальнейшее овладение ими рациональной спортивной техникой, создание благоприятных предпосылок для достижения наивысших результатов в возрасте, оптимальном для каждого вида спорта. Наряду с овладением основами техники избранного вида спорта и других физических упражнений особое внимание уделяется развитию тех физических качеств и формированию двигательных навыков, которые имеют важное значение для успешной специализации в избранном виде спорта.

Разносторонняя подготовка при относительно небольшом объеме специальных упражнений более перспективна для последующего спортивного совершенствования, чем узкоспециализированная тренировка. Начинается приобретение соревновательного опыта. Продолжительность этапа 2-3 года.

Этап углубленной специализации в избранном виде спорта приходится на период жизни спортсмена, когда в основном завершается формирование всех функциональных систем, обеспечивающих высокую работоспособность организма. На этом этапе тренировочный процесс приобретает ярко выраженную специфичность. Удельный вес специальной подготовки неуклонно возрастает за счет увеличения времени, отводимого на выполнение специально подготовительных и соревновательных упражнений. Объем и интенсивность тренировочных нагрузок возрастает. Существенно увеличивается количество соревнований в избранном виде спорта.

На этом этапе основная задача состоит в том, чтобы обеспечить совершенное и вариативное владение спортивной техникой, ее индивидуализацию, развить те физические и волевые качества, которые способствуют совершенствованию технического и тактического мастерства спортсмена. Этот этап длится 2-3- года.

Этап спортивного совершенствования.

На этом этапе главными задачами являются подготовка к соревнованиям и успешное участие в них. Поэтому по сравнению с предыдущими этапами тренировка приобретает еще более специализированную направленность. Спортсмен использует весь комплекс эффективных средств, методов и организационных форм тренировки, чтобы достигнуть наивысших результатов в соревнованиях. Объем и интенсивность тренировочных нагрузок достигают высокого уровня. Продолжается совершенствование техники, причем особое внимание уделяется ее индивидуализации повышению надежности в любых соревновательных ситуациях. В тактической подготовке спортсмен должен освоить все тонкости ведения состязательной борьбы.