Запись упражнений художественной гимнастики.

Лекция №4. Правила записи упражнений на снарядах, вольных, акробатических и художественной гимнастики.

Запись упражнений на гимнастических снарядах.

Запись упражнений на гимнастической стенке, скамейке и в парах.

Запись акробатических упражнений.

Запись вольных упражнений.

Запись упражнений художественной гимнастики.

1. Упражнения на снарядах состоят главным образом из упоров, висов (статические упражнения) и различных переходов из одних положений в другие (динамические упражнения).

В упорах плечи находятся выше точек хвата, например: упор (рис. 56), упор на предплечьях (рис. 57), упор ноги врозь правой (рис. 58) или на одном уровне с точками хвата, например: упор на руках (рис. 59), упор руки в стороны на кольцах (крест) (рис. 60).

В висах плечи расположены ниже точек хвата, например: вис (вис стоя) (рис. 61), вис прогнувшись (рис. 62), вис согнувшись (рис. 63).

Как упоры, так и висы делятся на простые и смешанные. В простых упорах или висах гимнаст держится за снаряд только руками (реже только ногами). При использовании дополнитель­ной опоры другими звеньями тела висы или упоры называются смешанными. К ним относят, например, вис присев (рис. 64), вис лежа (рис. 65), упор лежа ноги врозь (рис. 66), упор стоя (Рис. 67).

Способ держания за снаряд называется хватом. Хват сверху не указывается, остальные виды хватов должны записываться: сни­зу, разный (одна рука сверху, другая снизу), обратный и скрест­ный. Один и тот же хват может быть широким, узким, сомкнутым и обычным, т.е. на ширине плеч (последний не записывается). Хват называется глубоким, если гимнаст находится в висе, а ки­сти согнуты и лежат на опоре сверху (кольца, концы жердей).

Кроме упоров и висов, на снарядах можно принимать седы и стойки, например: сед на бедре (рис. 68), стойка на плечах (рис. 69) В седах опора руками не должна быть основной. В противном слу­чае это положение должно называться упором, например: упор сидя ноги врозь (рис. 70), упор сзади (рис. 71). На бревне, кроме всех вышеуказанных положений, могут выполняться равновесия и другие упражнения. В этих случаях применяются аналогичные тер­мины.

К динамическим упражнениям на снарядах относятся подъемы, спады и опускания, вскоки и соскоки, обороты, перевороты и сальто, перелеты и прыжки, маховые упражнения и упражнения в каче и их разнообразные сочетания. Подъемы выполняются в упор, спа­ды и опускания — в вис. В этих случаях конечные положения не указываются. Во всех иных случаях необходимо указывать, в какое конечное положение выполняется спад, подъем или опускание, например: подъем махом вперед в упор углом, спад назад в вис согнувшись, опускание в вис прогнувшись (из стойки на руках).

В записи упражнения на снаряде статические элементы указы­ваются как исходные (в начале упражнения) или конечные поло­жения, принимаемые в результате выполнения предыдущего ди­намического элемента, например: кувырок вперед в сед ноги врозь, оборот назад в стойку на руках. И наоборот, динамический эле­мент может записываться как способ выполнения следующего за ним элемента, например: махом назад стойка на плечах, махом вперед поворот кругом, переворотом назад соскок.

Если два элемента комбинации взаимосвязаны, то в записи они соединяются:

союзом «и» — если они выполняются друг за другом последо­вательно, слитно, без остановки между ними, например: выкрут вперед и выкрутом назад соскок;

предлогом «с» — если элементы выполняются одновременно, например: подъем махом вперед с поворотом кругом.

Упражнения на снарядах записываются, как правило, в непре­рывной форме, в строчку. Пример:

«Брусья низкие: из упора стоя хватом за концы жердей вскок в упор — упор углом — силой согнувшись, сгибая руки, стойка на плечах — кувырок вперед и подъем махом назад» и т.д.

2. Общеразвивающие упражнения, выполняемые на гимнастичес­кой стенке и гимнастической скамейке, записываются по прави­лам общеразвивающих упражнений. Элементы на этих снарядах выполняются, как правило, под счет и записываются с использо­ванием терминов упражнений на гимнастических снарядах. Кроме уже изложенных правил, запись упражнений на стенке и скамей­ке имеет и свои особенности.

Относительно скамейки гимнаст может располагаться продоль­но, поперек, лицом, спиной, боком, а относительно стенки — лицом, спиной, боком. При записи исходных положений относи­тельно стенки или скамейки используются все указанные терми­ны, в отличие от упражнений на снарядах, где обычное положе­ние (поперек или продольно) по правилам сокращения не указывается (см. разд. 3.2.3).

Запись и. п. в упражнениях на скамейке отличается от таковой в общеразвивающих упражнениях без предмета только указанием положения относительно скамейки, например: сед ноги врозь на скамейке поперек (рис. 72, а, б), упор лежа на скамейке продоль­но (рис. 73), упор лежа на скамейке поперек (рис. 74). Иногда по­ложение относительно скамейки можно определить и без специ­ального указания на это, например: стойка на левой, правую впе­ред на скамейку (рис. 75), упор лежа, ноги на скамейке (рис. 76).

В записи и. п. на стенке указывается положение относительно нее и особенности хвата, например: вис стоя сзади на третьей рейке снизу (рис. 77), вис стоя левым боком на рейке, хват левой снизу на уровне пояса, правой — сверху над головой (рис. 78), вис стоя лицом к стенке, хват на уровне плеч (рис. 79).

Положение стоя хватом за рейку при указании и. п. так и запи­сывают, не называя это упором стоя, например: стоя лицом к стенке, хват на уровне груди (рис. 80), стоя правым боком, левую вперед на носок, хват на уровне плеча, левую руку на пояс(рис. 81), полуприсед спиной к стенке, хват снизу на уровне по­яса (рис. 82), вис стоя углом-книзу (рис. 83). Если упор на стенку выраженный, то это упор стоя (рис. 84).

И.п. в котором занимающийся касается стенки, опираясь на нее не руками, или вообще не опирается, называется, как и в общеразвивающих упражнениях без предмета, стойкой, напри­мер: стойка спиной к стенке, касаясь (рис. 85), стойка лицом на шаг от стенки (рис. 86), стойка правым боком, правую в сторону на рейку (рис. 87).

Общеразвивающие упражнения любого типа, в том числе на стенке и на скамейке, могут выполняться в парах. Взаимное поло­жение партнеров записывается так же, как и относительно стен­ки или скамейки, например: стоя лицом на расстоянии шага друг от друга с полунаклоном вперед, руки на плечи друг другу (рис. 88), сед спиной друг к другу с захватом под локти (рис. 89).

Для выполнения несимметричных парных упражнений зани­мающихся рассчитывают по двое, при этом записывается поло­жение каждого партнера. Например, и.п. 1-е — вис на верхней рейке лицом к стенке, 2-е — захватить голени партнера (рис. 90). Положение вторых номеров (стоя наклониться) не уточняется, так как они здесь играют вспомогательную роль. Вид хвата запи­сывается, если возможны его варианты. Например, и.п. 1-е — лежа на животе, руки вверх, 2-е — захват рук партнера изнутри выше локтей (рис. 91).

Запись несимметричных парных упражнений может содержать описание действий только партнера, выполняющего активную или основную роль (рис. 91):

1—2 — дугами наружу, приподнимая руки партнера вверх;

3—4 — то же в обратном направлении.

При необходимости записываются действия обоих партнеров, например:

И. п.: 1-е — упор лежа на согнутых руках, 2-е — захватить голе­ни партнера (рис. 92, а);

1—2. 1-е — разогнуть руки, 2-е — выпрямиться (рис. 92, б);

3—4: 1-е — согнуть руки, 2-е — наклониться, опустить ноги партнера на пол (рис. 92, а).

3. Акробатические упражнения состоят из статических и динами­ческих элементов.

Основными статическими элементами являются стойки, упо­ры, равновесия, мосты и шпагаты.

К стойкам относятся перевернутые вертикальные положения (вниз головой) — стойка на лопатках, стойка на голове (см. рис. 9), стойка на предплечьях, стойка на руках (см. рис. 8). Сложными акробатическими элементами являются простые упоры. Равнове­сия выполняются на одной ноге с наклоном: равновесие на левой (рис. 93), заднее равновесие (с наклоном назад), боковое равно­весие и т.д. Акробатический мост выполняется с опорой на обе руки и ноги (рис. 94), его разновидности: мост на левой ноге (рис. 95), мост на правой ноге и левой руке и т.п. Шпагат, или прямой шпагат (рис. 96), часто неправильно называют поперечным, ибо ось предельно разведенных ног параллельна, а не попе­речна оси плеч. В других шпагатах указывается нога, находящаяся спереди: шпагат правой (рис. 97), шпагат левой.

Динамические элементы выполняются с полным, неполным переворачиванием и без него. К элементам с полным переворачи­ванием относятся кувырки, перевороты и сальто. Эти элементы определяют зрелищность акробатических комбинаций.

При выполнении кувырков тело последовательно касается опо­ры в процессе своего вращательного движения. Переворот харак­теризуется промежуточной опорой в процессе переворачивания. Различают перевороты прыжком (с двумя фазами полета), тем­повые, или просто перевороты (с одной фазой полета) и медлен­ные (без полетных фаз). Сальто отличается свободным вращением тела между фазами отталкивания и приземления, которое выпол­няется обычно на ноги, а также в стойку на руках, в упор лежа, в кувырок и т.д.

К элементам с неполным переворачиванием относится перекат, похожий на кувырок, но без прохождения перевернутого положе­ния. По этой причине кувырок боком является по существу перека­том. К группе элементов с неполным переворачиванием относятся стойки, выполняемые махом, толчком ног, прыжком, и обратные элементы — опускания из стоек и прыжок из стойки — с рук на ноги, который называется курбетом. Кроме этого циркового тер­мина, в акробатике используется еще один: рондат — для обозна­чения переворота вперед с поворотом, с которого начинаются по­чти все сложные акробатические соединения.

Без переворачивания выполняются различные маховые упраж­нения, прыжки, круги одной и двумя ногами.

Динамические акробатические элементы выполняются тремя основными способами: в группировке, согнувшись (также сгиба­ясь и разгибаясь) и прогнувшись (или прямым телом), а также ноги врозь. Если вращательные элементы выполняются в группи­ровке, то это не записывается, например: кувырок вперед, двой­ное сальто назад. Другие способы указываются, например: кувырок назад согнувшись, сальто вперед прогнувшись.

При записи акробатических комбинаций, как и комбинаций на гимнастических снарядах, статические элементы, выполняе­мые после динамических, записываются как конечные положе­ния, принимаемые в результате исполнения этих динамических элементов, например: кувырок назад в стойку на руках, перево­рот вперед на одну (ногу). Как и на гимнастических снарядах, некоторые стандартные конечные положения не указываются, например: кувырок вперед (не указ. в упор присев), переворот вперед (не указ. в стойку, руки вверх). Особенность записи акро­батических комбинаций состоит и в том, что не указывается оче­видный способ перехода от одного статического элемента к дру­гому, например: равновесие на правой — стойка на руках (не указ. махом левой, толчком правой).

Акробатические комбинации обычно записываются непрерыв­но, сплошным текстом, например: кувырок вперед — переворот вперед с головы в стойку ноги врозь с наклоном вперед, руки в стороны — силой согнувшись с прямыми руками стойка на ру­ках — кувырок вперед согнувшись — выпрямиться и т. д. Если не­обходимо указать стоимость элементов или соединений, приме­няется построчная запись, как в упражнениях на снарядах гимна­стического многоборья.

4. Вольные упражнения включают в себя элементы акробатичес­ких, общеразвивающих упражнений, упражнений художествен­ной гимнастики и танцевальные элементы. Отличительные осо­бенности записи вольных упражнений состоят в специфике на­звания, исходного положения и в делении текста записи на опре­деленные фрагменты.

В названии вольных упражнений указывается, для кого оно предназначено, например: вольные упражнения кандидатов в мастера, женщины. В обязательных упражнениях женщин даются сведения о музыкальном сопровождении, например: Г.В.Свири­дов «Вальс», муз. размер.

При записи и. п. считается, что гимнаст стоит лицом к верхней стороне ковра (рис. 98). Чтобы расположить его лицом, спиной, тем или иным боком к центру, достаточно поместить его в нуж­ной точке, например (рис. 99): в левом нижнем углу (а), в ле­вой середине ковра (б), в верх­ней середине (в), в центре (г). Промежуточные и. п. отличаются от основных поворотом на 45°, например (рис. 100): в углу лицом к центру (а или б); в центре ли­цом в угол (в или г); в правой середине, полповорота направо (д); в правом верхнем углу, полповорота налево (е).

Вольные упражнения записываются в построчной форме в со­ответствии со структурой музыкального произведения — как пра­вило, по «восьмеркам». Начало каждой «восьмерки» обозначается римской цифрой с левой стороны. Счет записывается арабскими цифрами, и каждая новая «восьмерка» начинается с 1-го счета, например:

И. п. — о. с. в левом нижнем углу (рис. 99, а): I .

1 — выпад правой, руки в стороны;

2 — вставая на правой, круг руками кверху и мах левой вперед;

3—4 — шагом левой кувырок вперед прыжком; 1,0

5—7— толчком двух ног стойка на голове — держать; 2,0

8 — упор присев;

II. 1 — темповой подскок;

2—3 — переворот боком вправо; 1,5

4 — приставить левую и т.д.

Движения, выполняемые между основными счетами и требу­ющие отдельного описания, записываются на дополнительный счет, обозначаемый буквой «и» (в кавычках), например:

1 — выпад правой влево, левую руку вперед, правую — в сторону;

«и» — встать, мах левой в сторону, руки в стороны;

2 — выпад левой вправо, правую руку вверх.

5. При записи упражнений художественной гимнастики пользу­ются правилами, установленными для записи вольных упражне­ний. Помимо этого следует указывать характер движений, их от­тенки, динамику, выразительность. При указании исходных по­ложений термин «стойка» не употребляется, и основной термин отсутствует, например: и. п. — ноги врозь, руки в стороны. Другие основные термины исходных положений (сед, присед и т.д.) ука­зываются.

В художественной гимнастике используются различные виды ходьбы и бега, прыжков, поворотов, элементы народных танцев, а также специфические плавные движения тела и его звеньев.

Виды шагов и бега часто обозначаются одинаковыми термина­ми, например: мягкий, перекатный, пружинный, острый, высо­кий. Виды бега отличаются от одноименных шагов наличием фазы полета и характером движений. На уроках физической культуры часто используются простейшие разновидности шагов и бега: шаг с носка и на носках, приставной шаг, шаг выпадами, высокий бег. Прыжки в художественной гимнастике различают в зависимо­сти от амплитуды движения, положения тела и рук в полете. До­полнительные термины часто определяют положение туловища в полете: прямой прыжок, прыжок прогнувшись, согнувшись, в группировке, шагом, выпадом, шпагатом, кольцом. Популярны в других видах гимнастики также перекидной прыжок и подбивной в сторону. Некоторые прыжки имеют специальное название — это подскок, перескок и скачок — прыжок вверх толчком одной со сгибанием другой ноги вперед и взмахом рук.

Повороты выполняются на месте и в движении, различными способами, из различных и.п. поворот с наклоном (из стойки скрестно), поворот в приседе, полуприседе, на коленях, в рав­новесии. Но большинство поворотов выполняется в положении стоя: поворот на носках, поворот переступанием, махом, скрест­ный, одноименный, разноименный, спиральный и круговой по­вороты.

Танцевальные шаги, сочетающие разнообразные виды переме­щений, кратко обозначаются по принадлежности к соответству­ющему танцу или группе танцев, например: четыре шага польки, шаги галопа вправо, шаг вальса вперед. Положения рук и ног при этих и других движениях часто определяются хореографическими позициями. Существуют три позиции рук плюс подготовительная и пять позиций ног. Последние могут быть не только выворотны­ми, как в классической хореографии, но и свободными и прямы­ми, как в народных и бальных танцах, где добавляется шестая позиция ног.

Специфическими для художественной гимнастики являются пружинные движения и волна — руками (рукой), всем тулови­щем и целостные. В отличие от пружинящих пружинные движения представляют собой одновременные сгибания во всех суставах рук или туловища с напряжением мышц и последующим разгибани­ем в тех же звеньях. Волна — последовательное волнообразное дви­жение звеньев тела вперед и назад — выполняется также и во фронтальной плоскости. Выполненная туловищем или всем те­лом, она в последнем случае называется боковой волной. Телом и его звеньями можно выполнять также взмахи. Кроме простейших, в художественной гимнастике выполняются дуговой и круговой взмахи.

При описании движений рук положение кистей имеет боль­шое значение. Кисть может находиться в обычном положении, когда пальцы вытянуты и прижаты (не указывается), быть сво­бодной, поднятой, согнутой, расслабленной, сжатой в кулак.