Здоровье. Опасности, вред переутомления

“Я не собираюсь мучить своего ребенка!” - эту беспредельно гуманную фразу постоянно слышишь от большинства матерей, когда говоришь им, что с детьми надо активно заниматься. И они совершенно правы! Это их ребенок, и никто не может заставить чужого ребенка раньше ползать,ходить или читать. К сожалению, эти “чадолюбивые” мамы потом удивляются, что ребенок (которого они так оберегают от всякого рода “мучений” - учебы, закалки, спорта) вырастает слабым, болезненным, безынициативным, а к подростковому возрасту целыми днями высиживает у телевизора.

И все-таки, можно ли занятиями в раннем возрасте причинить ребенку вред? Именно это, а не “рекорды”, является главным вопросом нашей работы.

Мы много лет занимаемся детьми, и сейчас у нас складывается ощущение, что главной бедой ребенка нашей цивилизации становится адинамия, которая вредит его здоровью, а во взрослом возрасте приводит к самым плачевным изменениям в организме. Причем, даже занимаясь интенсивно, родители и близко не приближаются к пределам возможностей, отпущенных ребенку природой. Резервы двигательной активности остаются не использованными. В этой главе мы не пытаемся давать сформулированные рекомендации, а только приводим выдержки из рабочего дневника, чтобы выделить спорные для нас моменты и поделиться опытом решений.

“. крики и плач - видимо, это рабочий момент ползанья. Не нужно думать, что вы окажете ребенку большую услугу, лишив его возможности ползать, даже если он ползет и кричит.

. или вы его так сильно любите, что не можете слышать его крика.

. Доман пишет о “воротниках безопасности”, которыми пользуются в его институте. У нас руки не дошли сделать такие воротники. Да и не было особенно сложных гимнастическх упражнений, для которых они могли бы понадобиться. При брахиации воротник не нужен.

..для катания на роликах нужна каска с того момента, как ребенок почувствовал уверенность и начал “экспериментировать”.

. на половине игрушек и игр написано:”не давать детям до трех лет”. Может быть, это имеет смысл для детей, которыми не занимаются, но если ребенок с года выкладывает мозаику, а в два с половиной читает и по два-три часа в день занимается спортом, то ему не может придти в голову засовывать в рот “мелкие части” игрушек. Вы имеете дело с очень умным ребенком. Федя в полтора года не выезжал на мостовую, потому что там ездят машины, и это ему было понятно не хуже, чем взрослым.

. все-таки ребенка нужно приучать к каске: чем активнее ребенок, тем ближе он к пределу рискованности, и тем больше его надо страховать.

..в какой момент младенца можно ставить на ноги? Какими пользоваться для этого критериями? Опыт и чутье. Достаточно мнения НАСТОЯЩЕГО экстрасенса, обладающего внутренним видением, чтобы дать вам “добро”.

..сон, сон, сон, полноценный сон. Очень сильный, тренированный ребенок может выдержать длинные переходы и большие нагрузки, но обычно начинает плохо себя вести, становится плаксивым и агрессивным. Это лечится не “воспитанием”, а отдыхом.

. непонятно, как объяснить пятимесячному ребенку. что во время купания не следует пить воду. Мы читали что-то о водяном отравлении. А если в воду добавляют хлорку?

. все время нужно тренировать на экстремальные ситуации, в которых мгновенно нужно найти выход. У ребенка должен быть настрой: в трудном положении надо не теряться, а в ту же секунду искать решение.

. не устрайвайте специальных “демонстраций знакомым”. Вы начинаете нажимать, и увеличивается вероятность травм.

. есть дети, которые на все сначала говорят “нет”, к этому не нужно особенно прислушиваться, но при этом вводить что-то новое мягко, особенно ребенка не ломая.

. то, что ребенок начал рано ходить, неразрывно связано с необходимостью сделать квартиру безопасной. Электроприборы не должны быть доступны, горячее и острое не кладется на край стола, тяжелые вещи - утюги, гантели - никогда не кладутся на верхние полки. НИКОГДА. Никитины советуют делать “прививку” горячим и острым под вашим контролем (например, подстеречь ребенка у остывающей духовки, несколько раз повторить ему “нельзя”, и позволить убедиться в том, что запрет лучше не нарушать. т.е.дать ему коснуться горячего).

. мозг в первые два года жизни в большей степени защищен от травм за счет относительно большего количества черепно-мозговой жидкости. Природа страхует ребенка.

. у ребенка до года все время чувствуются “ножницы” между его двигательными возможностями и пониманием опасности. Нужно разработать легкий шлем, который не мешает ребенку активно двигаться, но уменьшает количество шишек.