И предупреждение травм на занятиях гимнастикой

Тема: Методика обучения гимнастическим упражнениям

1. Цели, задачи и этапы обучения …………………. стр. 37

2. Дидактические принципы обучения ………………….…. 39

4. Меры предупреждения травм на занятиях гимнастикой …..…. 44

6. Врачебный контроль и самоконтроль как меры профилактики травматизма. …………………………………. ………..47

Цели, задачи и этапы обучения

Цель обучения гимнастическим упражнениям, как любого педагогического процесса, это организация планомерной деятельности занимающихся под руководством преподавателя для формирования у них двигательных навыков, умений и приобретения ими специальных знаний.

В процессе обучения гимнастическим упражнениям решаются следующие основные задачи:

1. Формирование двигательных умений и навыков, имеющих значение для общей двигательной и спортивной подготовки занимающихся;

2. Воспитание физических качеств: силы, быстроты, гибкости, ловкости, выносливости;

3. Формирование профессионально-педагогических навыков (у студентов специальных учебных заведений).

Частные задачи, решаемые в процессе обучения гимнастическим упражнениям, определяются в каждом конкретном случае на основе оценки особенностей структуры движения, условий его выполнения и уровня подготовленности студента.

Упражнения, которые осваиваются на занятиях гимнастикой, очень разнообразны - от простых движений отдельными звеньями тела, простых поз и положений, до сложных двигательных действий, связанных с максимальным проявлением физических и двигательных особенностей. Обучение конкретному гимнастическому упражнению можно условно разделить на три тесно связанных между собой этапа.

Первый этап - создание общего предварительного представления о движении, которое лежит в основе сознательного освоения любого двигательного действия (начальное обучение). В результате первичных сведений о новом движении (форме, амплитуде, направлении действия, отдельных положений и др.) и двигательного опыта, накопленного в памяти ученика, устанавливаются общие связи, обеспечивающие общее построение исходной программы предстоящих двигательных действий.

Второй этап - непосредственное овладение основами техники движения (углубленное разучивание упражнений). На данном этапе в результате активной совместной работы преподавателя и студента уточняются представления об упражнении, устраняются ошибки, обеспечивается самостоятельное выполнение упражнения при строгом контроле за действиями ученика.

Третий этап - закрепление и совершенствование техники движения. Это позволяет довести степень владения движением до уровня прочного автоматизированного навыка, благодаря которому занимающиеся выполняют упражнения в различных условиях (соревнования и выступления) на протяжении длительного промежутка времени. После завершения процесса обучения упражнению все действия могут быть направлены на выполнение вариантов освоенного упражнения; более сложных по технике упражнений, имеющих сходные детали с предыдущими; на изменение условий выполнения, например, в различных соединениях с другими упражнениями.

Условия успешного освоения гимнастических упражнений

Первое условие успешной организации обучения гимнастическому упражнению - точная оценка степени готовности ученика. В связи с этим оценка потенциальных возможностей ученика проводится по следующим параметрам:

Двигательная подготовка (объем и характер освоенных движений, технические затруднения при разучивании движений и др.); физическая подготовка (уровень развития тех качеств, которые имеют решающее значение для овладения новым движением);

Развитие психических качеств (смелости, решительности, реакции ученика на длительное нервное напряжение и других личностных качеств).

Второе условие - составление программы обучения на основе анализа структуры движения и знания индивидуальных особенностей ученика. Программа обучения представляется в форме алгоритмического предписания, линейной или разветвленной программы.

Третье условие - умелое управление процессом освоения упражнения, которое осуществляет преподаватель на основе анализа результатов действия ученика и выбора корректирующих команд и контрольных заданий.

Четвертое условие - наличие соответствующих условий и средств обучения. К ним относятся: помещение (класс, зал, площадка), основные и вспомогательные снаряды, методические средства обучения (схемы, рисунки, кинограммы, модели тела человека, методические разработки по технике и методике обучения и др. средства технического обеспечения (кино- и фотоаппаратура, измерительные устройства, приборы, магнитофоны, видеомагнитофоны, тренажеры и пр.)

Дидактические принципы обучения

При организации учебного процесса в гимнастике основным руководством к действию являются дидактические принципы обучения.

1.Принцип сознательности и активности. Гимнастические упражнения предъявляют высокие требования к физическим, двигательным и волевым качествам спортсменов. Принцип сознательности и активности в процессе освоения новых упражнений предусматривает, прежде всего, воспитание у учеников осмысленного овладения движением, заинтересованности и творческого отношения к решению поставленной задачи.

Для сознательного овладения двигательными навыками следует научить занимающихся:

· Оценивать результаты собственных действий;

· Описывать технику движения;

· Преодолевать трудности, связанные с освоением нового движения;

· Вести дневник и составлять планы освоения упражнений;

· Помогать преподавателю в организации занятий и товарищам в изучении движений.

2.Принцип наглядности. Для достижения наглядности обучения преподаватель пользуется рядом средств и приемов:

· Демонстрацией совершенного выполнения движения, показом кинофотоматериалов, видеопоказ с фиксацией отдельных положений и поз;

· Словесным описанием техники отдельных двигательных заданий и сравнением с другими движениями;

· Дополнительными сигналами (пространственные ориентиры, звуковое сопровождение действий, подталкивания и касания);

· Воспроизведением техники изучаемого упражнения или ее элементов на тренажерных устройствах;

· Созданием акцентированных двигательных ощущений в результате фиксации отдельных положений, имитации, проводки и других облегчающих двигательных действий.

3. Принцип доступности требует, чтобы перед занимающимися ставились задачи, соответствующие их силам. Он не исключает необходимости приучать спортсмена к преодолению трудностей. Принцип доступности тесно связан с дидактическими правилами:

· От известного к неизвестному;

· От легкого к трудному;

· От простого к сложному.

4.Принцип систематичности предусматривает:

· Определенную последовательность разучивания двигательных действий;

· Регулярное совершенствование техники движения и изучения новых упражнений для развития способности решать различные двигательные задачи;

· Чередование работы и отдыха в процессе обучения с целью сохранения работоспособности и активности студентов.

Методы обучения

Под методами обучения следует понимать выбор определенных путей для решения поставленных задач.

Из всего многообразия методов обучения можно выделить четыре группы.

Первая группа включает:

· Словесный метод, один из универсальных, который в процессе общения с учеником позволяет управлять обучением. Особое значение здесь приобретает использование гимнастической терминологии;

· Метод сообщения сведений о технике движений раскрывается путем выполнения упражнения демонстрантом, показа наглядных пособий, предъявления звуковых и световых ориентиров, выполнения учеником элементов техники движения.

Данные методы обучения направлены в основном на создание и уточнение представления об основах техники упражнения и могут применяться на протяжении всего периода обучения.

Вторая группа методов обучения включает:

· Метод целостного упражнения, который подразумевает выполнение изучаемого движения в целом. Облегчение условий выполнения в данном случае возможно только за счет применения дополнительных средств помощи и страховки, уменьшения высоты снаряда, исполнения движения на тренажере и пр.

· Метод подводящих упражнений, который подразумевает целостное выполнение ранее изученного движения, сходного по структуре с основным;

· Метод расчлененного упражнения, заключающийся в целесообразном расчленении элемента и последующем соединении в целостное упражнение;

· Метод решения частных двигательных задач, который характеризуется подбором серии учебных заданий, содержащих определенный элемент техники движения.

Данные методы обучения позволяют ученику получить информацию об упражнении и овладеть основами техники разучиваемого движения. Они способствуют уточнению представления о структуре движения, а также помогают исправлять ошибки.

Третья группа включает:

· Метод стандартного упражнения, который характеризуется самостоятельным выполнением движения в условиях тренировочного занятия с целью закрепления двигательного навыка;

· Метод переменного упражнения, связанный с созданием затрудненных условий: шум, изменение окружающей обстановки, изменение места элемента в комбинации, выполнение в состоянии утомления и пр.;

· Игровой и соревновательный методы обучения, подразумевающие соперничество, ответственность за достижение определенного результата.

Данные методы обучения позволяют добиться устойчивости двигательных навыков.

Четвертую группу составляют:

Методы программирования, которые позволяют выбрать правильную тактику обучения новому движению и эффективную форму организации учебного процесса. Одним из видов программирования является алгоритмизация процесса обучения упражнению. Предписания алгоритмического типа предусматривают разделение учебного материала на части и обучение этим заданиям-частям в строго определенной последовательности. Для этого все учебные задания должны быть взаимосвязанными, расположены последовательно по нарастания сложности.

Приемы обучения упражнениям

Методические приемы обучения гимнастическим упражнениям очень разнообразны.

Наиболее эффективны из них:

1. Приемы создания и уточнения представления о технике движения:

а) Рассказ, беседа, объяснение и другие формы речевого общения преподавателя с учеником;

б) Показ наглядных пособий, выполнение упражнения преподавателем или демонстрантом, использование ориентиров и т.д.;

в) Моделирование элементов техники упражнения в виде графического изображения, воспроизведение отдельных параметров движения с помощью технических средств и пр.

2. Приемы помощи и страховки.

Способы оказания помощи ученику со стороны преподавателя довольно разнообразны. Это и речевое сопровождение выполнения упражнения, предварительная установка на результат или способ выполнения двигательного задания.

Особая группа приемов помощи и страховки связана с ситуацией совместных действий преподавателя и ученика. Когда ученик приступает к практическому выполнению двигательного задания, ему необходима физическая помощь и уверенность, что преподаватель обеспечит ему страховку (безопасность) при выполнении упражнения.

Эффективность применения данных приемов во время обучения во многом зависит от умения преподавателя выбрать лучший в данный момент прием, место около ученика и способ взаимных действий.

3. Применение дополнительных ориентиров позволяет уточнить представление о параметрах движения, содействует правильному выполнению двигательных действий, точной оценки результатов выполнения движения.

В качестве зрительных ориентиров обычно используются:

· Отдельные части снарядов;

· Звенья тела ученика;

· Естественные окружающие ориентиры;

· Дополнительные предметы;

· Специально сделанные разметки;

· Звуковые ориентиры (хлопок, свисток, короткий речевой сигнал) могут сопровождать движения или задавать темп и ритм;

· Тактильные сигналы (прикосновения) также способствуют ученику уловить правильные моменты действий.

Применение технических средств обучения позволяет помимо качественной оценки результатов выполнения упражнения получить точные количественные данные, скорректировать программы предстоящих действий, а также исправит ошибки по ходу выполнения движения.

К техническим средствам относятся:

· Простейшие измерительные приборы (секундомеры, линейки, угломеры и т.п.);

· Регистрирующая и записывающая аппаратура;

· Программная и контрольно-информационная аппаратура.