Использование эффекта положительного переноса навыка в процессе начального обучения упражнениям с предметами в художественной гимнастике

Ж.С. Горбачева. аспирантка

Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент И.А. Степанова

Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им. П.Ф. Лесгафта

Ключевые слова: художественная гимнастика, упражнения со скакалкой, начальное обучение, положительный перенос навыка.

В связи с резким снижением за последние годы возраста начала занятий художественной гимнастикой юные гимнастки уже в 8-9 лет должны выполнять соревновательную программу по четырем-шести видам многоборья. В течение одного-двух лет становится необходимым обучить девочек упражнениям с разными предметами, отличающимися друг от друга многими характеристиками. Поэтому все более актуальной становится разработка такой программы начального обучения упражнениям с предметами, которая позволит оптимизировать процесс формирования базовых двигательных навыков с предметами.

В настоящее время ведущие специалисты в области художественной гимнастики наиболее перспективной формой обучения гимнасток упражнениям с предметами считают "предметные" уроки (И.О. Образцова, 1989; Р.Ш. Гулбани, 1986; Т.С. Лисицкая, 1982; Е.В. Бирюк, И.А. Овчинникова, 1989; Л.А. Коновалова, 1993).

Целью данного исследования явилась разработка методики начального обучения упражнениям со скакалкой и с обручем на основе положительного переноса навыков между структурно сходными двигательными действиями.

В рамках исследования предполагалась возможность оптимизации начальной технической подготовки со скакалкой и с обручем в случае совмещенного разучивания структурно сходных двигательных действий с этими предметами в серии "предметных" уроков на основе положительного переноса навыков. Были поставлены следующие задачи:

1) выявить особенности методики обучения упражнениям с предметами на этапе начальной спортивной специализации в художественной гимнастике;

2) определить содержание и место "предметного" урока в процессе начального обучения упражнениям с предметами;

3) разработать "предметные" уроки со скакалкой и с обручем с учетом положительного переноса навыков и экспериментально проверить их эффективность.

Их решение стало возможным благодаря использованию таких методов, как теоретический анализ и обобщение литературных источников, опрос тренеров по художественной гимнастике, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент, тестирование, метод экспертной оценки. Заключительный этап исследования (педагогический эксперимент) проводился на базе детско-юношеских спортивных школ Санкт-Петербурга.

Уровень физической подготовленности гимнасток младшего школьного возраста, вошедших в состав контрольной и эксперимен тальной групп, был одинаковым.

В ходе исследования получены следующие результаты.

Опрос тренеров по художественной гимнастике и педагогические наблюдения позволили выявить базовые двигательные действия со скакалкой и с обручем, являющиеся приоритетными на этапе начальной технической подготовки. К ним можно отнести вращения скакалки и обруча в различных плоскостях; прыжки через скакалку и через обруч, вращая предмет вперед; бросок скакалки, обруча "толчком" в боковой плоскости, а также манипуляции со скакалкой с отпусканием и ловлей одного конца; вертушка обруча на полу; прямой перекат обруча по полу.

Результаты опроса и педагогических наблюдений свидетельствуют также о том, что в настоящее время не существует единого методического подхода к обучению упражнениям с различными предметами. Большинство тренеров обучают детей отдельным упражнениям и без учета переноса навыков, но это удлиняет процесс освоения двигательных действий и делает его менее эффективным. Тренеры недостаточно используют преимущества "предметных" уроков в своей практике. Только 55% из них обучают детей упражнениям со скакалкой и обручем в системе "предметных" уроков. Кроме того, при построении таких уроков остается неучтенной возможность использования ффекта положительного переноса навыков между структурно сходными двигательными действиями с различными предметами, и в частности со скакалкой и с обручем.

С учетом приведенных выше результатов предварительных исследований, а также на основе теории управления усвоением знаний, формированием действий и понятий П.Я. Гальперина (1976) была разработана методика начального обучения упражнениям со скакалкой и с обручем. Предлагаемая программа начального обучения представляет собой цикл из десяти "предметных" уроков. Она строится для всего ряда структурно родственных двигательных действий со скакалкой и с обручем с учетом положительного переноса навыков, исходя из того, что в основе многих базовых двигательных действий с этими предметами лежат общие механизмы их построения. Исходя из этой концепции (П.Я. Гальперин, 1965; М.М. Боген, 1985), в процессе обучения технике упражнений основные усилия тренера должны быть направлены на руководство формированием ориентировочной основы действия (ООД), рассматриваемой как программа действия, состоящая из совокупности необходимых и достаточных по количеству истинных основных опорных точек (ООТ). Для достижения сокращения сроков обучения при более высоком его качестве сформированная ООД должна характери зоваться полноценностью, что предполагает наличие в сознании обучающихся зрительных, логических и двигательных представлений об изучаемом действии по каждой из ООТ.

Поскольку вероятность положительного переноса наиболее высока лишь при значительном сходстве смысловой основы и главных звеньев техники между упражнениями со скакалкой и с обручем, для параллельного разучивания в цикле "предметных" уроков сгруппированы следующие упражнения:

1) вращения со скакалкой и вращения с обручем в лицевой, боковой и горизонтальной плоскостях;

2) прыжки через скакалку и через обруч, вращая предмет вперед;

3) бросок скакалки и обруча "толчком" в боковой плоскости.

Такое объединение структурно сходных двигательных действий в рамках одного и того же занятия позволяет на основе положительного переноса навыков сформированные элементы техники (ООТ) упражнения с одним предметом (например, прыжки через скакалку) "включать" в качестве готовых двигательных операций в структуру техники упражнения с другим предметом (например, прыжков через обруч, вращая его вперед). Однако для формирования верной ООД большое значение имеют и указания преподавателем тех ООТ, в которых перенос нежелателен и которые соответственно окажутся ложными в ориентировочной основе базового элемента с другим предметом (так, при разучивании вращений со скакалкой и с обручем следует обратить внимание юных гимнасток на фиксированное положение кисти и активное действие в локтевом суставе в случае вращения обруча в отличие от активного движения в лучезапястном суставе при вращении скакалки).

Упражнения, не имеющие в ООД сходных ООТ (к ним относятся прямой перекат обруча по полу, вертушка обруча на полу, манипуляции со скакалкой), разучиваются независимо друг от друга, в разных "предметных" уроках.

В системе цикла "предметных" уроков последовательность обучения упражнениям со скакалкой и с обручем, близким друг к другу по своей структуре, определяется степенью их сложности. Сначала разучивают вращения со скакалкой и с обручем, а затем уже прыжки и броски с этими предметами.

В процессе обучения необходимо учитывать уровень подвижности суставов и связочного аппарата обучаемых. В связи с этим сопряженно с разучиванием упражнений со скакалкой и с обручем должна проводиться работа над развитием подвижности в лучезапястных суставах для эффективного овладения основой техники данных элементов.

Принимая во внимание достаточно низкий уровень двигательной, и в частности координационной, подготовленности девочек на этапе начальной технической подготовки, рекомендуется разучивать базовые элементы со скакалкой, с обручем с использованием комплекса подводящих и специально-подгото вительных упражнений.

Опосредованность процесса восприятия детьми младшего школьного возраста информации о правильных двигательных представлениях по каждой ООТ наглядно-образным мышлением, высокой эмоциональностью психических процессов требует активного использования при разучивании таких методов, как демонстрация в сочетании с образным объяснением, а также игрового метода.

Низкий уровень развития произвольного внимания определяет необходимость использования на занятиях ряда методических приемов:

    зрительных "бесконтактных" и слуховых ориентиров с целью координации усилий ребенка в нужном направлении; оценочных и образных суждений, замечаний, физической помощи тренера с целью коррекции движения и др.

Для проверки исследовательской гипотезы было проведено тестирование гимнасток после занятий обучающей направленности согласно эксперимен тальной методике. Занимающимся для выполнения было предложено десять контрольных упражнений со скакалкой и с обручем (см. таблицу). Результаты статистической обработки данных дают право на заключение о достоверности различий в результативности выполнения контрольных упражнений № 1-6 гимнастками контрольной и экспериментальной групп. Различия в уровне овладения спортсменками этих групп основой техники остальных элементов со скакалкой и с обручем являются случайными.

Результаты статистических сравнений (по Т-критерию Уайта) экспертных оценок за технические элементы с обручем и скакалкой контрольной и экспериментальной групп