История гипноза

Большая Советская Энциклопедия любезно сообщает, что «Гипноз » происходит от греческого слова hypnos – сон и является особого рода сноподобным состоянием человека и высших животных. Чётко и лаконично. Что же из себя представляет это сноподобное состояние?

В первую очередь оно ограничено по времени – то есть это не навсегда. Здесь подразумевается конкретный временной промежуток, после которого наш мыслительный центр возвращает себе свои обычные функции. А вот в этом ограниченном интервале с нашим сознанием происходят разные интересные вещи.

Оно изменяет свой объём – сужает его до минимума, вмещая в себя только содержание внушения. Всё остальное остаётся «за бортом». Подвергнутый гипнозу человек или животное оказывается в искусственно вызванном состоянии заторможенности организма – дрёма или псевдосон. Кардинально изменяется контроль за своими действиями – если уж быть совсем точным – наступает бессознательное состояние, при котором выполняются различные команды и проверяются реакции на внешние раздражители.

Сразу нужно оговориться ввести живое существо в состояние гипноза может только особым образом обученный специалист – гипнотизёр. Правда человек и сам, посредством самовнушения, может заставить себя сузить сознание и войти в состояние транса. Но такие случаи, как правило, требуют особого устройства психики, длительных тренировок, соответствующих внешних условий и социальной среды.

История гипноза уходит корнями в тьму веков. Жрецы всех древних цивилизаций творили пророчества в состоянии гипнотического транса. На жертвенные алтари ложились несчастные со слезами радости на глазах, так как им внушали, что они отдают свои жизни богам. Массовому гипнозу подвергались целые народы, дабы вожди могли безнаказанно удовлетворять свои непомерные амбиции.

Правда история гипноза не сохранила конкретные имена людей из сказочной древности, которые обладали даром внушения. Античное имя, стоящее первым в бесконечном потоке времени – это римский писатель Апулей (ок. 125–ок. 180). В своё время его произведения были популярны благодаря смеси в них эротических мотивов, бытовой сатиры и религиозной мистики.

Сей уважаемый римский гражданин вводил в состояние гипноза своих рабов, желая таким образом увидеть будущее. Его со временем обвинили в магии, на что, в свою защиту, Апулей написал «Апологию». Это большая речь, в которой писатель с возмущением отвергает все обвинения в свой адрес.

Следующее конкретное имя, ярко запечатлевшее себя в истории гипноза, появляется во второй половине XVIII века. Австрийский врач Франц Месмер (1734-1815), основатель идеалистической системы в медицине – месмеризма, взял за основу такое понятие, как «животный магнетизм ». Он искренне считал, что изменять состояние организма, а также излечивать болезни можно при помощи магнетических воздействий.

В каждом живом существе, утверждал Месмер, находится, так называемый, всепроникающий эфир. Его деятельность в организме очень вялая, неорганизованная, хаотичная и не несёт никакой пользы. Можно было бы не обращать на эфир внимание, но это неясное образование напрямую связано с планетами Солнечной системы. Одарённый магнетическим даром человек способен установить контакт между эфиром и Космосом. Как следствие, в организме активизируется животный магнетизм и начинает творить чудеса – оказывать лечебное воздействие на все органы тела.

Но человек напрямую не может влиять на тело больного. Для этого нужен какой-нибудь «посредник», испускающий магнетизм. Таким посредником может быть любой предмет: металлическая пластинка, чан с водой, железный прут, дерево, полено и любые другие вещи.

Свои теоретические выкладки Месмер уверенно доказывал на практике. Путём манипуляций с намагниченными предметами он убирал боль, излечивал различные заболевания и «заряжал» воду целительной энергией. Его сеансы были и индивидуальными, и массовыми. Популярность магнетизёра стремительно росла. Очень скоро имя австрийца стало греметь на всю Европу: не было ни одного человека, кто бы хоть раз не слышал о нём.

Свой удивительный дар австриец демонстрировал отнюдь не бескорыстно и не во благо науки. Именно зарабатывание денег было главной его целью. Тому доказательством может служить тот факт, что он никому не хотел открывать свои профессиональные секреты. Даже ближайшие ученики не знали, как магнетизёр заряжает предметы и вылечивает людей.

После настоятельных просьб Месмер согласился поделиться своими знаниями за 500 тысяч франков. Его авторитет был так огромен, что ученики не задумываясь собрали эту астрономическую сумму и отдали её учителю.

Потеряв голову от известности, возомнив себя исцеляющим всех и вся мессией, Франц Месмер замахнулся на Луну. Он во всеуслышание объявил, что зарядил спутник Земли целительной энергией, и теперь каждый может исцеляться, глядя на ночное светило не реже двух раз в неделю.

Ушатом холодной воды для магнетизёра стало очередное собрание членов Парижской академии наук в 1784 году. Главным обвинителем в его адрес выступил Антуан Лоран Лавуазье – французский химик, один из основоположников современной химии. Он обвинил Месмера в шарлатанстве и внёс предложение навсегда запретить тому врачебную практику на территории Франции. Другие члены академии поддержали уважаемого учёного.

Австриец вынужден был свернуть свою деятельность. В других странах Европы представители официальной науки тоже стали ставить ему различные препоны. Талантливый врач очень скоро был забыт, но он оказался не чужд низменных и подленьких человеческих страстей. В 1794 году, во время Французской революции, Месмер был одним из тех, кто написал донос на Лавуазье. Учёный был гильотинирован. Принесло ли это душевное удовлетворение австрийцу или нет, неизвестно, важно другое – история гипноза на этом не закончилась: созданное Францем Месмером учение осталось жить и было продолжено его учениками, самым известным из которых был маркиз де Пюисегюр.

Последователи Месмера были людьми умными и, получив от него тайные знания, вскоре пришли к выводу, что намагниченные исцеляющие предметы, которые они купили у учителя за бешеные деньги, никак не влияют на ход и результат лечебного процесса. По сути, все эти сосуды, магнитные палочки, чаны с водой служили только для отвода глаз и являлись средствами наживы. Всё дело было в самом австрийском докторе: в его незаурядном уме и могучей воле.

Отсюда марких де Пюисегюр сделал вывод: не каждый желающий может стать гипнотизёром, а только тот, у кого есть способности к ясновидению. Другие ученики с ним согласились и стали искать иные способы и методы воздействия на головной мозг человека. Они отбросили всю дешёвую атрибутику, заменив её прикасаниями, фиксированием зрения, ритмичными телодвижениями. Набор таких действий стали называть гипнотическими, а самих людей, которые их освоили – гипнотизёрами.

Уже в двадцатые годы девятнадцатого века история гипноза вступила в новую фазу. Стали появляться многочисленные любительские и научные статьи об этом загадочном явлении, в газетах то и дело мелькала информация о чудесных исцелениях посредством гипноза. Многие уважаемые умы того времени выступили в поддержку этого учения. Среди них были такие мэтры, как Пьер Симон Лаплас – французский математик и астроном, Жорж Кювье – французский зоолог, иностранный почётный член Петербургской АН.

В научной среде появились различные направления и течения, пытающиеся объяснить физиологические процессы, провоцирующие сноподобное состояние человеческого мозга. Не последнее слово в этом вопросе сказал великий русский физиолог Иван Петрович Павлов (1849-1936). Имя этого учёного оставило яркий след в истории гипноза.

По Павлову – гипноз всегда сон. Когда мозг спит, его кора заторможена. Но это торможение носит дробный, локальный характер. То есть между заторможенными участками всегда существуют бодрствующие зоны – ведь часть нервных клеток никогда не отключается, отвечая круглые сутки за жизнедеятельность внутренних органов человеческого организма.

Этот как раз те «окна» через которые гипнотизёр может воздействовать на мозг человека. Он подаёт команду в бодрствующую зону, а спящее серое вещество не может её критически проанализировать и подчиняется. Обычный сон переходит в псевдосон.

Именно когда человек находится в таком зыбком состоянии, гипнотизирующий врач может оказать на пациента лечебное воздействие словом (внушением). Сила внушения очевидна. Воздействуя на подсознание, она позитивно перепрограммирует психику, которая, в свою очередь, начинает благотворно влиять на весь организм. Вернувшись в нормальный ритм, человек уже по другому воспринимает окружающую действительность.

История гипноза не ограничивается только человеческим разумом. Она знает немало случаев соответствующего воздействия на психику животных. Мастерством вводить меньших братьев в состояние транса в совершенстве овладели индийские факиры. Об этом известно из рассказов и воспоминаний многих путешественников, посещавших Индию в разные времена.

Вот что пишет в одной из своих книг основательница Теософского движения Блаватская Елена Петровна (1831-1891): «Факир развязал мешок, поднял его в воздух, перевернул. На землю посыпались длинные пёстрые ленты. Они образовали цветастую кучу, которая вдруг зашевелилась и начала расползаться в стороны. Ленты на глазах перевоплотились в змей. Это были индийские кобры. Один укус такой твари убивает почти мгновенно.

Исчадия ада не поползли к людям. Каждая из змей заняла место у ног факира и свернулась в клубок. Над пёстрыми кольцами виднелась только поднятая в воздух маленькая голова с открытой пастью и высунутым наружу ядовитым языком.

Факир, демонстрируя абсолютное спокойствие, вынул из рукава маленькую красную свирель и тихо заиграл. Тела ядовитых тварей начали вытягиваться, приподниматься в воздухе. При этом они медленно раскачивались в такт музыке.

Этот своеобразный танец продолжался минут пять. Наконец факир оборвал мотив, спрятал свирель. Его руки стали делать плавные движения, как будто человек разводил воздух руками.

Длинные упругие пёстрые тела вначале замерли на месте, а затем медленно опустились на землю. Они легли на пыльную дорогу, вытянулись во всю длину и замерли. Каждый желающий мог подойти и взять в руки это страшное творение природы. Тела змей были твёрдыми и негнущимися – никаких признаков жизни они не подавали».

В этой выдержке из книги описана работа настоящего профессионала. Его действия продуманы, движении отточены. Животные беспрекословно подчиняются силе воле, высокому мастерству и интеллекту человека.

Индийские йоги также внесли свой вклад в историю гипноза. Эти люди ни в чём не уступают факирам, только их мастерство направлено на владение своим разумом, телом и сознанием. Сила самовнушения этих коренных жителей Индии может потрясти любого неискушённого чужестранца.

В индийских медицинских трактатах даётся много примеров, когда жизнь людей была искусственно приостановлена посредством удушения или утопления. Они сами возвращали себя на божий свет через двенадцать часов, после пребывания в царстве тьмы.

У таких «мертвецов» отсутствовало дыхание, пульс, кожа была синяя и холодная; зрачок не реагировал на световой раздражитель, мышцы явно демонстрировали трупное окоченение – на лице присутствовали все признаки покойника. Но по прошествию необходимого времени, картина постепенно начинала меняться.

Вначале появлялся слабый пульс, восстанавливалось дыхание. Затем начинала блекнуть синева кожного покрова. Параллельно размягчались мышцы, оживал зрачок. Кожа теплела, приобретая обычный розоватый цвет. Лежащий без движения человек уже ничем не напоминал мертвеца. Казалось он просто спит глубоким и безмятежным сном. Наконец «воскресший» делал глубокий вдох и открывал глаза.

Тайны Востока всегда вызывали живой интерес во всём мире. Западные умы также старались не отставать от «продвинутых» индусов. История гипноза значительно обогатилась достижениями, именно, людей науки. Хотя эти достижения не столь экзотичны, но для изучения загадочного феномена имеют огромное значение. Так под руководством российского психолога, профессора Платонова Константина Константиновича (1906-1984) проводились опыты по внушению человеку, что он весит всего три килограмма.

При этом у введённых в состояние гипноза добровольцев резко изменялась походка, учащалось дыхание и пульс, менялось давление крови. По истечению трёх дней, период привыкания проходил, и все параметры организма восстанавливались. Но человек, не чувствуя веса своего тела, мог спокойно спать с поднятыми вверх руками или ногами.

Когда же людям вновь «возвращали» их вес, организм повторно переживал период адаптации и постепенно привыкал к обычному состоянию. Поначалу тело казалось гораздо тяжелее, чем до внушённой невесомости; передвигаться было можно, но с огромным трудом; чувство, что к ногам привязаны огромные гири, проходило у добровольцев только через несколько дней.

Интересны также работы известного американского психолога Стэнли Криппнера. Он ставил опыты по мысленному внушению образов уснувшему человеку. Голову испытуемому опутывали сетью электродов. В другой комнате перед экраном монитора сидел сотрудник – в его задачу входило следить за тем, как протекает сон.

Вначале лежащий человек бодрствовал. Кривая биологических колебаний мозга на экране соответствовала этому состоянию. Процесс засыпания также был виден чётко: амплитуда колебаний волн резко уменьшалась. После того, как испытуемый погружался в глубокий сон, исследователи дожидались парадоксальной фазы – «быстрый сон», сопровождающийся сновидениями.

Именно в этот период спящему начинали внушать различные образы. Затем его будили и просили пересказать, что он видел во сне. Полного совпадения внушённых образов со сновидениями не было. Но и сказать, что между ними не было никакой связи – тоже нельзя.

К примеру, уснувшему внушали рисунок, на котором была изображена рыба. Когда его будили, он рассказывал, что шёл по берегу моря и видел рыбаков, которые развешивали сети для просушки. На следующей картинке был нарисован жокей, скачущий во весь опор на лошади. Проснувшись, человек говорил, что шёл по сельской улице вдоль забора. Был сильный ветер, который просто валил с ног. Чтобы не упасть, он ухватился рукой за подкову, висевшую на воротах.

Никто не будет отрицать, что между рыбой и рыбацкими сетями есть связь. Сильный ветер и подкова тоже по смыслу соответствуют быстро скачущему на лошади жокею. Отсюда Криппнер сделал вывод – мозг не просто воспринимает мысленные внушения, а как бы переосмысливает их. Иными словами – вводимые в сознание образы настраивают кору полушарий на похожие по смыслу и содержанию сновидения.

Все эти опыты и эксперименты, взятые по отдельности, не могут выявить цельную картину возможностей гипноза при его воздействии на человеческий мозг. Но если их объединить в одну систему, то сразу виден тот огромный потенциал, которым обладает внушение.

Человеческая психика – штука очень тонкая и невероятно сложная. Чтобы познать хотя бы малую толику этой величайшей загадки природы, необходимо владеть огромным многообразием различных методов и средств. Гипноз в этом смысле как раз и является одним из основных вариантов познания. Только благодаря ему можно проникнуть в самые сокровенные глубины психических процессов, которые никаким иным способом познать просто невозможно.

Таким образом история гипноза продолжается. До каких высот дойдёт человек в изучении этого удивительного феномена – неизвестно. Главное же заключается в огромной ответственности тех людей, которые, имея на руках столь мощное оружие воздействия на психику, не использовали его во вред или для наживы, а помня клятву Гиппократа, творили добро и несли в окружающий мир духовное и физическое исцеление.

Статью написал ridar-shakin