Japan Martial Art

Кекусинкай

Каратэ школы Кекусинкай – это по настоящему эффективная система боевой и психологической подготовки, появившаяся в середине прошлого века усилиями японского Мастера по имени Масутацу Ояма. Кёкусинкай характеризует силовая, скоростная, истинно контактная манера ведения схватки, переплетение физического и духовно-нравственного развития, жизненная философия и качественная оценка окружающего мира. Именно столь широкое понимание Кёкусинкая притягивает к нему самые разные слои населения.

Масутацу Ояма (Енг-И-Чой ) появился на свет в 1923 году в Южной Корее. С самого раннего детства он встал на путь постижения воинских искусств, начав с занятий по южно-китайской форме Кэмпо «восемнадцать рук», и корейского направления рукопашного боя. После приезда в Японию, Ояма продолжает практику боевых искусств под руководством сына Гичина Фунакоси (основателя стиля сетокан) Гиго Фунакоси на основе каратэ Сетокан. За достаточно короткий срок он зарабатывает 4 дан. Скорее всего, именно Гиго Фунакоси оказал большое влияние на развитие Оямы как бойца, ведь именно в период занятий сетоканом, наверное, и была заложена основа его мастерства.

Следующим учителем Масутацу Оямы был Со Нэйтю, мастер школы Годзю-рю. который оставил нам свои воспоминания: «Вскоре после открытия зала Камбукан появился Ояма Масутацу. Его мне представил господин И осенью 1946г. Он был одет в двубортное пальто и для того времени выглядел настоящим щеголем, представился мне как Сай Мокко – «Сай-яростный тигр» и я подумал, что это его настоящее имя. Лишь через некоторое время я узнал его подлинное имя». Как инструктору Камбукана, Ояме был присвоен четвертый дан по Годзю-рю. Затем Ояма изучил еще несколько стилей: каратэ-дайто-рю. Айни-дзюцу. Его учителем в то время был известный мастер Есидо Котаро.

В 50–е Ояму можно было увидеть в додзе Гедзюкан, что в Токийском районе Асакуса. Там после войны тренировал легендарный «Кот» Ямогути. Можно считать, что Ямагути Гогэн был последним учителем Оямы. В возрасте 23 лет Ояма Масутацу отправился в небольшой буддийский храм у подножия горы Минобу в префектуре Тиба для жестких тренировок в абсолютном одиночестве, без соприкосновения с цивилизацией. Случилось это в 1946 году, а после возвращения в 1947 году, Ояма стал участником большого турнира по каратэ, на котором благополучно победил. После этого в его жизни случилась черная полоса на целых два года. В 1949 году Ояма снова уходит на гору Киесуми, где когда то жил буддийский монах Нитирэн, и в течение восемнадцати месяцев живет отшельником, отринув контакты с внешним миром, все время отдавая совершенству своего боевого искусства.

Спустившись с гор с разработанным, никому неизвестным стилем, Ояма провел несколько демонстрационных боев с воспитанниками других направлений и стилей единоборств, и во всех- победа оставалась за ним. Кульминацией всего стали показательные схватки с быками в Тиба и Татэяма, где Мастер и завоевал небывалую популярность. Тем не менее эти бои с животными вызвали жесткую критику в кругах мастеров каратэ. Эта критика усилилась, когда в 1952 году Ояма в первый раз выехал в США в составе группы бойцов-профессионалов, в которую его пристроил Усидзима Тацукума – основатель профессионального Дзю-до. В то же время это путешествие было реальной возможностью рассказать всему миру о своем существовании, привлечь внимание к его личности. Так начиналось рождение нового стиля каратэ, у истоков которого стояли многие легендарные мастера боевых искусств.

По рассказам Йона Блюминга. рядом с Оямой всегда был его друг и идейный лидер Кенжи Куросаки, который «развлекался» тем, что, приходя на тренировки в другие школы каратэ, бросал вызов на бой без правил лучшим ученикам этого стиля, и жестоко расправлялся с ними. Именно Кенжи Куросаки был одним из первых, кто материально поддержал Ояму. В период рассвета и становления Мастера они, вместе с первыми учениками, были едины, однако после того, как известность нвого стиля стала нарастать, Ояма был вынужден сделать свой выбор, в результате которого случился раскол мощной организации. Это дробление продолжается и по сию пору.

Кенжи Куросаки

Суть выбора была в следующем: до 1956 года в Кёкусинкай практиковались все мыслимые и немыслимые удары, каких-либо запретов не было в принципе. Но после того как самый жесткий стиль каратэ завоевал большую популярность, во многих странах мира возникли запреты на занятия Кёкусинкай, связанные с «неспортивным стилем ведением поединка». По этой причине рост «финансовой пирамиды» значительно приостановился, и это вынудило Ояму пересмотреть технику школы и создать новые правила, вводившие некоторые ограничения и запреты (например атаки руками в голову). По сути это стало предпосылкой для организации спортивной деятельности Кекусинкай во всем мире.

У многих единомышленников Оямы эта идея не наша понимания, и они на фундаменте Кёкусинкай создали новые направления, такие как Ашихара каратэ. Син-канкутодзюцу-кекай, Шинзен каратэ, Будокай и другие. Обновленный Кёкусинкай остался, пополняясь все новыми талантливыми мастерами, он брал свое массовостью, интернационализмом, оздоровительным эффектом, а также жесткой дисциплиной организации. Но Ояма столкнулся с новыми трудностями: чтобы организация росла и ширилась, необходим был единый подход к базовой технике обучения и одинаковые требования к тестам (Кю, Дан ), а соответственно, программа, без которой невозможно было продолжать развиваться.

Первая многоступенчатая (с 10–го кю по 3–й дан) программа, полностью одобренная Канчо, была систематизирована Стивом Арнэйлом (9–й дан), который сейчас является лидером Кёкусинкай (IFK), была впервые опубликована в СССР в 1991г. Д.Куком (в настоящее время – лидер Европейского Ашихара каратэ). Тем не менее в Европе большое количество мастеров руководствовались собственными наработками, шндшими вразрез с финансовой дисциплиной Оямы. Появился устав IKO– еще одна причина раскола организации. Для «наведения порядка» Ояма лишает многих «несогласных» права на обучение Кёкусинкай и выгоняет их из Хонбу и из организации IKO. В их число попали очень талантливые сенсеи и бойцы: Стив Арнэйл, Иштван Адами, Александр Танюшкин, А.Тэйлор и др. которые образовали собственные организации Кёкусинкай по всему свету.

Кекусинкай- часть национального достояния Японии

Из всех восточных боевых единоборств киокусин был одним из главных претендентов на вступление в состав Международного Олимпийского Комитета (МОК), так как количество стран, официально признавших этот стиль каратэ, серьезно превышает необходимое для вступления в МОК. Однако, сделав единожды попытку встать в ряды МОК, Масутацу Ояма навсегда отбросил эту идею, заявив при этом, что Кёкусинкай – это часть национальной культуры Японии, а совсем не спорт. Получилось, что пройдя весь тяжелый путь становления от классического единоборства к стилевому направлению спортивного каратэ, достигнув пика самоутверждения, Ояма внезапно резко развернул всю школу в обратном направлении, запретив уставом IKO и профессионализм, и олимпийскую версию Кёкусинкай.

24 апреля 1994 г. Масутацу Ояма ушел из жизни по причине рака легких. После смерти Мастера организация разделилась на две ветки: непосредственно японскую и общемировую. Перую возглавил Мацуи – неоднократный Чемпион Мира, вторую – Нишидо (впоследствии Мидори) – чемпион и призер Чемпионата Мира. Два ученика Сосая Оямы не поделили власть и не смогли сохранить общую организацию IKO. После разделения они длительное время судились за официальное право именоваться «Кёкусинкай», и только в 2004 году это право юридически стало принадлежать Мацуи.

В настоящее время высшим 10 даном по Кёкусинкай владеют лишь несколько человек в мире – это патриархи Киокушина, стоявшие у его истоков: Кендзи Курасаки, Йон Блюминг, Сигеру Ояма, Ясухико Ояма. Однако развитие Кёкусинкай не остановилось: благодаря стараниям учеников Оямы Масутацу оно быстро пополняется новыми версиями и направлениями – Мидори (Шин киокушин), Мацуи (Кекусинкай), Матсушима (Фул-контакт кекусин), Рояма (Кекусинкан), Тезука (Киокушин Кай Канн), Асихара, Кук (Ашихара), Адзума (Кудо), Блюминг (Будокай), Иравани (Шин-зен-кай), Арнэйл (Каратэ Кекусинкай IFK)…

Все эти направления имеют общий фундамент, отличаясь лишь некоторыми аспектами в соревновательных правилах, спецификой преподавания базовой техники.