Классный час «Спеши делать добро.»

Классный час

« Спеши делать добро.»

Цели: формировать у учащихся доброту, милосердие, выявить представление о добрых словах и добрых поступках, обратить внимание детей на то, что «волшебные слова»непременно должны сочетаться с добрыми поступками, изучать и анализировать пословицы о доброте, активизировать умственную активность учащихся через игру.

Форма: классный час.

Методы: рассказ с элементами беседы и игры.

Подготовительная работа. изучить литературу по проблеме, продумать вопросы для учащихся, подобрать наглядные пособия, разучить стихи, песню, подготовить сценку.

Ход классного часа.

1.Вступительное слово учителя.

У человека есть два вида жизни. Первая- реальная, повседневная жизнь. Это учёба, работа, выполнение обязанностей, взаимоотношения с другими людьми. И есть вторая- скрытая, духовная жизнь, т.е. внутренний мир человека. Это имеется в виду его мысли, чувства.

Что такое доброта? Почему быть добрым приятнее, чем быть злым? Об этом и будет наш сегодняшний разговор. Эпиграфом к нашему классному часу будут слова великого русского писателя Л.Н.Толстого: «Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других.»

2.Беседа с учащимися.

-Что вы понимаете под словом « доброта»?

Понятие «доброта» толковый словарь С.И.Ожегова объясняет так: «Доброта-отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.»

Синонимы: добродушный, добросердечный, милосердный.

Доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течении столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы общение приносило радость. В общении каждый человек использует слова, от которых становится тепло и хорошо.

Ах, как добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались сами.

А может не слова- дела важны?

Дела- делами, а слова-словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

-Давайте вспомним эти слова.

Медики советуют ежедневно 1-3 минуты посвящать добрым словам. Каждое доброе слово несёт силу, энергию, прежде тому человеку, кто сказал его, а затем и тому, в адрес кого эти слова были сказаны. Важно не только сказать доброе слово, но и вложить в него душу. Без тепла, без искренности сказанное слово- неживое.

Давайте улыбнёмся и скажем друг другу добрые слова.(Работа в парах).

В словаре этикета можно выделить следующие тематические группы: слова благодарности, поздравления, просьбы, обращения, извинения, прощания. Вежливое слово- лучшее лекарство от злобы, грубости, бескультурья. Не зря народная мудрость гласит: « Доброе слово лечит, а злое калечит».

-А какие пословицы о добре вы знаете?

3. Игры.

Соедините слова 1 и 2 столбиков стрелками.

Добро помни, а… добром плати.

За добро… зло забывай.

Собери пословицу. («Жизнь дана на добрые дела».)

-Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими же, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам учителям, ни вашим родителям, ни друзьям.

Но как бы жизнь ни летела,

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело,

Ради счастья людей.

-Счастливым себя чувствует тот человек, который делает добро другим. Постарайтесь вспомнить хотя бы одно доброе дело, совершённое вами. ( Ответы детей.)

-Но иногда в жизни о совершённых поступках в последствии приходится жалеть. Например, вы сделали за друга д/з или дали списать к/р. А результат- он не научился решать задачу.

« Дерево доброты.»

В нашем классе появилось дерево доброты. Но оно без листочков. Каждый из вас постарается сделать доброе дело, приклеив листочек. Одно из главных условий заключается в том, что на все добрые дела не должны быть потрачены деньги.

-Как вы думаете, с чем можно сравнить доброту?

В русском языке есть сладкое слово- конфета,

быстрое слово- ракета,

доброта-?( солнце).

В природе есть тоже солнце. Оно светит всем и всех любит, греет. Попробуем сейчас сотворить себе солнце.

4. Оздоровительная минутка.

Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличивается. Направляю лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет. нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце, которое несёт тепло всем-всем.

5. Свод правил.

-Человек, совершая добрые дела, не должен брать взамен что-то, т.е совершать добрые дела нужно просто так. Посмотрите, пожалуйста, сценку и ответьте на вопрос « ради чего совершал добрые дела Незнайка?»

Незнайка: Ты, Пилюлькин, всё трудишься, всё другим помогаешь, а тебе никто помочь не хочет. Давай я тебе потолку лекарство.

Пилюлькин: Пожалуйста. Это очень хорошо, что ты хочешь мне помочь. Мы все должны помогать друг другу.

Подходят Сиропчик и Пончик.

Пончик: Смотри, Незнайка тоже решил стать доктором. Вот потеха будет, когда он начнёт лечить всех.

Сиропчик: Нет, он, наверное. решил подлизаться к Пилюлькину, чтобы тот не давал ему касторки.

Незнайка: ( замахивается и начинает драться). Молчи, а то вот как дам ступкой.

Пилюлькин: Стой! Стой!

Незнайка: Ах, ты, Сироп противный! Я тебе ещё покажу, какое доброе дело пропало даром!

Автор: Незнайка и Кнопочка стали думать, почему так всё вышло.

Кнопочка: А может ты не бескорыстно совершал эти поступки, а ради выгоды?

Незнайка: Как это небескорыстно? Растеряйке шапку помог найти. Моя это шапка что ли? Пилюлькину ландыши собирал. Какая мне выгода от этих ландышей?

Кнопочка: А для чего же ты их собирал?

Незнайка: Будто не понимаешь. Сама ведь сказала: если совершу три добрых дела, то получу волшебную палочку.

Кнопочка: Вот видишь- а говоришь, бескорыстно.

Незнайка: А для чего же я, по- твоему, должен совершать добрые поступки?

Кнопочка: Ты должен совершать их просто так, из добрых побуждений.

-Какое правило доброты вы услышали сейчас?

Давайте попробуем выработать другие правила и вместе составим свод правил « Спеши делать добро.»

7.Монтаж.

- Кого мы можем назвать добрым? Продолжим.

« Добрый человек тот, кто…».

И взрослые люди. и дети

Зла на сердце не держите,

Коли что не так- простите.

Никого не обижайте,

Слабых смело защищайте!

Жадничать не нужно, дети,

Щедрость- главное на свете.

Дети скажем «Нет!» мы злу!

В каждом доме быть добру.

8.Итог.

В заключении хочется пожелать: делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо. Подарите друг другу улыбки.

Песня «Доброта»./Сл.Тулуповой, муз.Лученка/

1.Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от цвета,

Доброта – не пряник, не конфета.

Припев:

Только надо, надо добрым быть.

И в беде друг друга не забыть.

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

2.Добрым быть совсем, совсем не просто

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость,

И взамен не требует награды.

3.Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Белоборыкина О.А.Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 240 с.

Касаткина Н.А.Уроки Знаний. Классные часы.- Волгоград: Учитель,2003.