Лечение истощенных оджаса, теджаса и праны

Хорошим средством для восстановления оджаса является миндальное молоко. Для приготовления замочите 10 миндалин в чашке с водой на ночь. Утром очистите их от кожицы и смелите в блендере, залив стаканом горячего молока. В случае аллергии на коровье молоко можно заменить его соевым или рисовым молоком. Добавьте по чайной ложке финикового сахара, гхи, по щепотке кардамона и молотого имбиря и смелите получившуюся смесь в блендере. Можно добавить также шафран и несколько капель розовой эссенции. Это прекрасный напиток, при употреблении его утром он служит строительным материалом для оджаса, а при употреблении его после занятий сексом восстанавливает шукру В случае проблем с холестерином используйте обезжиренное молоко. Гхи увеличивает фракцию липопротеинов высокой плотности, так называемого «хорошего» холестерина. Однако при высоком общем уровне холестерина воздержитесь и от употребления гхи.

Для восстановления истощенного теджаса смешайте щепотку трикату (смесь имбиря, черного перца и пиппали (piper longum)) с ложкой меда. Принимайте эту смесь за 15 минут до обеда и ужина. Эти специи, употребляемые до еды, разжигают агни и стимулируют пищеварение. Зажечь джатхар агни и, таким образом, вызвать образование теджаса помогает также жевание перед едой кусочка имбиря с щепоткой соли и несколькими каплями свежего лаймового сока (или лимонного).

Употреблением определенных аюрведических травяных составов можно улучшить оджас. Пиппали с медом и гхи является расаяной для праны. Трикату (смесь имбиря, черного перца и пиппали) с медом — расаяна для теджаса. Употребление смеси из трипхалы (1/4 чайной ложки), гхи (чайная ложка) и меда (чайная ложка) поможет привести к равновесию оджас, теджас и прану. Принимать эту смесь следует рано утром. Это прекрасная расаяна для оджаса, теджаса и праны. И не бойтесь увеличить уровень холестерина — мед помогает регуляции холестерина в крови. Кроме того, уравновешиванию оджаса, теджаса и праны помогает шамбхави мудра (см. ниже).

Употребление гхи самого по себе также восстанавливает оджас. Касторовое масло полезно для ваты, а следовательно, для праны. Однако оно не подходит для образования теджаса. Для теджаса благотворно употребление горького гхи — такта гхрита. Увеличивая теджас, тикта гхрита не увеличивает питту. Употреблять его следует дважды в день, утром и вечером, натощак по чайной ложке, запивая теплой водой (1/2 стакана) в качестве анупаны.

Чтобы улучшить прану, выполняйте пранаяму. Сядьте удобно на пол в позе со скрещенными ногами. Если вы не чувствуете себя в ней комфортно, то просто сядьте выпрямившись на краешек стула, ступни поставьте плоско на пол. Затем зажмите правую ноздрю большим пальцем правой руки и медленно втягивайте воздух через левую ноздрю, наполняя при этом живот, а не грудную клетку. Вдыхая, считайте 1 -2-3-4. После полного вдоха легко примкните подбородок к груди, будто закрыв замок и задержав дыхание, считайте до 16, то есть вдыхайте на 4 счета, а дыхание задерживайте до 16 Затем откройте правую ноздрю при этом зажав левую безымянным пальцем и мизинцем той же руки, и начинайте выдыхать через правую ноздрю, считая до 8 Выдох должен быть медленным и равномерным Скорость счета во время выдоха должна совпадать со скоростью счета при вдохе и задержке дыхания Если сначала такое упражнение покажется вам слишком трудным, то проделайте вдох, считая до 2, дыхание задержите, считая до 8, и выдыхайте на 4 счета После выдоха из правой ноздри задержите дыхание на время, затем вдыхайте через правую ноздрю, наполняя живот, задержите дыхание, зажав при этом обе ноздри, и затем выдыхайте через левую ноздрю Повторите упражнение несколько раз, меняя ноздри, через которые вы вдыхаете

Если ваш ум слишком занят счетом, то просто медленно вдохните через левую ноздрю животом, закрыв при этом правую Полностью вдохнув, зажмите обе ноздри и «замкните» подбородок, опустив его к груди Сосредоточьте все свое внимание на области позади пупка Когда кислорода в легких не останется, возникает глотательный рефлекс, который является сигналом к выдоху Медленно выдыхайте через правую ноздрю Поток выдыхаемого воздуха должен быть медленным и непрерывным Позвольте ему растворяться в наружном пространстве Задержите дыхание, как бы пребывая снаружи, затем снова начинайте вдыхать, но уже через правую ноздрю Задержите дыхание и выдыхайте через левую ноздрю Затем снова вдыхайте левой ноздрей, задержите дыхание и выдыхайте через правую ноздрю Задерживая дыхание после вдоха, примкните подбородок к груди «в замке» и «откроите замок» во время выдоха. Делая такой замок, вы избегаете прямого давления на мозг через сонную артерию. Сделайте пять циклов вышеописанного упражнения, затем отдохните одну минуту и снова проделайте пять циклов. Таким путем можно увеличить жизненную емкость легких. Этому дыхательному упражнению, как и другим, описанным в этой книге, лучше всего обучаться под руководством опытного учителя.

Бхастрика, или дыхание огня, — это другое дыхательное упражнение. В нем вдох производится пассивно, без усилий, тогда как выдох происходит активно с небольшим усилием. Начните вдыхать медленно, затем, увеличив скорость, выдохните, подобно паровозу, начинающему движение медленно, но постепенно увеличивая скорость. Это грудинно-брюшная гипервентиляция. Проведите цикл из 30 вдохов и выдохов, затем отдохните в течение одной минуты. Эта пранаяма также увеличивает жизненную емкость легких. Выполняйте по пять циклов бхастрики утром и вечером. Это поможет сделать легкие сильными, здоровыми и облегчит аллергические и астматические состояния.

Нельзя выполнять бхастрику во время беременности или менструации. При высокой питте замените бхастрику дыхательным упражнением ситали, которое имеет охлаждающее действие (дыхание происходит с помощью языка, свернутого в трубочку).

Еще одно полезное дыхательное упражнение — это бхрамари пранаяма (гудящее дыхание) Вдыхая, напрягите надгортанник, в результате чего появится гудящий звук. Во время выдоха звук становится длинным и низким Звук при вдохе можно сравнить с жужжанием пчелы, а при выдохе — с гудением шмеля. В том случае, если трудно извлечь гудящий звук при вдохе, просто вдыхайте естественным образом, наполняя воздухом живот, затем примкните подбородок к груди и выдохните с гудящим низким звуком.

Бхрамари усилит мелодичность вашего голоса. Кроме того, гудение вызывает вибрацию нервной системы, что является одной из форм звуковой терапии мозга. Бхрамари также благотворно действует на щитовидную, паращитовидные и вилочковую железы. Выполняя это упражнение, легко касайтесь кончиком языка края мягкого неба вблизи края твердого неба. Следите, чтобы зубы не были сжаты.

Отличным упражнением для улучшения праны является бхайрави мудра, которую еще называют шамбхави мудра. Шамбу — это одно из имен бога Шивы. В этом состоянии происходит увеличение праны. Можно укрепить прану, практикуя дыхательные упражнения бхрамари и бхастрика, но еще эффективнее практиковать бхайрави, или шамбхави. Практикующий шамбхави будет пребывать в состоянии самадхи. Выполняя бхайрави мудру, нужно пристально, не моргая, смотреть на какой-либо объект, например на стену. Глаза смотрят, но не видят, то есть в этот момент не существует узнавания, отождествления и суждения. В Индии все может являться средством достижения Бога, его реализации. Индийская философия включает в себя Веды, аюрведу, музыку, искусство и даже танец. Все является движением жизни. Поэтому концепция Бога в индуизме выражается как сатьям шивам сундарам. «Сатьям» означает «истина», «шива» — «святой» и «божественный»,а «сундар» переводится как «красота».

Если пристально смотреть на наружный объект, внимание внезапно переключается вовнутрь В этот момент начинает расширяться сознание. Глаза смотрят на объект, находящийся снаружи, однако все внимание устремлено внутрь на наблюдающего. В этом состоянии достигается единение с расширенным сознанием. Вы смотрите вокруг, однако глядите не выбирая, оставаясь беспристрастным наблюдателем. В этом состоянии выбирающий проигрывает. Выбирает ум, находящийся в замешательстве, чувствующий свою незащищенность, неудовлетворенный и возбужденный. Не поймите меня неправильно, ведь сейчас я говорю о другом уровне сознания. В этом искусстве медитации нет места выбору. Выбор заканчивается на том, что сделан выбор медитации, и это все. Смотрите на все, на все что угодно, но в этом взгляде пустота. Поток мыслей прекращается, дыхание становится спокойным и человек существует как чистое осознавание. В этом состоянии ощущается лишь великая радость, красота и любовь. Вы должны быть полностью расслаблены, без напряжения просто сидеть и глядеть. Приоткройте рот и пусть отсутствует какое-либо выражение на лице; руки пусть будут будто пустая чаша, обращенная к небесам. Просто сидите с открытыми глазами и дайте дыханию успокоиться. Просветление может наступить в долю секунды.

Куда бы ни был направлен взгляд и ум, всюду будет самадхи. «Самадхи» означает «равновесие». В этом состоянии происходит слияние индивидуального сознания с сознанием космическим, и человек выходит за пределы времени и мышления. В этом состоянии не имеет значения, открыты или закрыты ваши глаза. Оно приходит как дуновение легкого ветерка — без приглашения, потому что оно есть ваша истинная природа — любовь, блаженство, красота и высшее знание. В этом состоянии отсутствуют страх, депрессия, тревога и беспокойство. Вы становитесь лишь свидетелем тревог, беспокойства и стрессов. В этом состоянии происходит исцеление.

Шишковидная железа, или эпифиз, возбуждается при прикосновении кончика языка к мягкому небу около небного язычка. На слизистой оболочке неба располагается определенное количество хеморецепторов, стимулирующих секрецию серотонина и мелатонина. Кроме того, такое положение языка помогает секреции сомы. Сома является матерью оджаса, теджаса и праны, питает их и приносит успокоение.

Примите для медитации позу лотоса. Каждое колено представляет лепесток лотоса. Позвоночник выпрямлен и давление приходится на его основание. Постоянно практикуя позу лотоса, вы сможете без напряжения пребывать в ней один, два и даже три часа. Тот, кто правильно выполняет эту позу по три часа каждый день, вскоре достигнет просветления. Пребывание в позе лотоса помогает раскрытию сердечной чакры, дыхание успокаивается и оджас, теджас и прана уравновешиваются. Мышление автоматически прекращается и даже при желании думать мысль не сможет возникнуть в мозге. Выйти за пределы мышления — значит выйти за пределы страданий, потому что страдание есть продукт мышления. Шамбхави мудра обладает большой силой. Она расширяет правый и левый желудочки мозга и раскрывает чидакаш, пространство высшего осознавания.

Другая мудра, называемая сампута мудра, делает процесс осознавания четко направленным и обостренным. Это ,едет к раскрытию третьего глаза и успокаивав г ум. Все мудры косвенно помогают уравновешиванию оджаса, теджаса и праны.

Ежедневное выполнение дыхательных упражнений и мудр укрепляет прану и помогает войти в расширенное состояние сознания, пребывание в котором наполняет ваше существо любовью ко всему окружающему — цветам, камням, птицам и деревьям. Бхайрави может поднять вас на уровень, когда вы почувствуете «Я — солнце; я — звезда; я — небо, я — цветок». Это единство сознания есть бхакти, божественная любовь. Любовь и бхакти всегда вместе. Осознать Господа так легко, но люди склонны подвергать себя мукам. Быть дисциплинированным хорошо, однако соблюдение поста, очищение, йога и пранаяма должны выполняться без мучений. Тогда они станут спонтанными и естественными и приведут к равновесию оджаса, теджаса и праны.

Мы все нуждаемся в оздоровлении И будучи сознательными личностями, мы должны привнести осознавание в наши чувства и эмоции. Иначе мы никогда не возьмем ответственности за свое исцеление. Мы почти всегда обвиняем в своих страданиях кого-то другого — отца, или мать, или планеты на небе Мы должны взять на себя ответственность за свою боль, понять, что «я — это моя боль, и моя боль — это я, я причиняю ее себе сам; она мое отражение, она — это я». Мы должны понимать наши взаимоотношения со своими страданиями, и это понимание поддерживает в нас силу оджаса. В оджасе заключен чудесный свет теджаса, то есть восприятия И в пламени внимания скорбь и грусть сгорают, — мы становимся совершенно свободными.

Мы должны защитить наш оджас, теджас и прану с помощью осознавания, ведь осознавание есть пламя внимания, а пламя внимания — это свечение теджаса. С помощью праны наше внимание делается направленным, что порождает восприятие. Существует много вещей, ожидающих нашего восприятия, но мы не в состоянии воспринимать все сразу. Восприятие поступает с течением времени. Мы обладаем восприятием, которому научились на жизненном опыте. В восприятии присутствуют наблюдатель, объект и процесс наблюдения, которые сливаются в одно целое, если оджас, теджас и прана находятся в состоянии равновесия. Это равновесие и есть абсолютное здоровье.

Когда мы честны по отношению к своим чувствам и эмоциям, оджас находится в состоянии созидания, теджас сияет, поток праны беспрепятственно течет. Это признаки хорошего здоровья, которое наполняет каждый момент нашей жизни, каждое ее событие. В аюрведе говорится, что каждый вздох, каждый момент, каждое событие нужно проживать с полным его осознаванием. Слушая кого-нибудь, одновременно прислушивайтесь к слушателю Глядя на какой-либо объект, одновременно смотрите и на смотрящего. Когда вы смотрите на меня, мое тело становится объектом, а вы — наблюдателем. Когда я смотрю на вас, ваше тело объект, а я наблюдатель.

Когда вы смотрите на окружающий внешний мир, вы словно выпускаете стрелу. И тут же вторая стрела направляется внутрь, в ваше сердце, чтобы заглянуть в смотрящего. Это состояние двунаправленного внимания, и тогда возникает третий феномен, называемый свидетельствование В состоянии свидетельствования вы неуязвимы. Забудьте о прошедшем. Не думайте о грядущем. Ваше прошлое записано в вашем астральном теле. Когда вы практикуете это осознавание, это пламя, этот огонь свидетельствования будет пламенеть и раскроет вам память о болезнях родителей, о невзгодах прошлой жизни, о страданиях этой. Просто возьмите ответственность за себя, сядьте и, медитируя, сделайте это. До тех пор пока вы не откроете свое сердце, пока не совершите прыжок в бездну внутри вас, вы не приблизитесь к просветлению В конце концов вы должны ломиться в свою собственную дверь Вы должны вернуться к самому себе Любовь внутри вас Бог внутри вас

Познавая, делитесь Познание — это и путешествие, и исследование Здесь было приведено множество таблиц и иллюстраций, которые полезно держать перед собой, например, повесив в рамке на стену Каждое утро, проснувшись, исследуйте свой пульс Станьте сами себе целителем, доктором, вайдьей, и начните понимать свой собственный пульс С практикой на кончиках пальцев будут образовываться новые центры — рецепторы, посредством которых воспринимается информация Когда рецепторы будут «тонко настроены», и вы продолжите изучение своего пульса, ваше осознавание станет более развитым и вы исцелитесь.

Отношения между учителем и учеником священны Понимание этого приходит раз и навсегда Каждый ученик постигает аюрведу опираясь на восприятие, опыт и озарение Если озарение случается, становится виден свет, горящий внутри Это не что иное, как чистое восприятие Этот свет, ваш внутренний гуру, бессмертен. Этот гуру бестелесен, это не человек — это чистое осознавание, чистый свет, чистое восприятие. «Гу» означает «мрак», а «ру» значит «свет», тот свет, что рассеивает мрак невежества. Это знание, которое приходит из чистого сознания учителя, который находится внутри вас. В этом красота аюрведы.